АВТОМОБИЛИСТЫ

17 802 подписчика

Свежие комментарии

  • александр Жихаренко
    одна незадача.атомные подлодки из-за своих размеров не могут пройти эту базу насквозь.(даже самые первые)Секретное метро д...
  • ира
    в любом случае у него явно проблемы со здоровьемИстория одного бо...
  • юрий иванов
    Ваще-то выжим сцепления был на всех Юпитерах, но этот - самый говённый из всех... знаю все моделиНа этот Советский...

Бронетрактор ХТЗ-16: как в Советском Союзе сельскохозяйственную машину превратили в защитника Родины

Бронетрактор ХТЗ-16: как в Советском Союзе сельскохозяйственную машину превратили в защитника Родины

 

В самые сложные и отчаянные моменты, когда на фронте важна каждая боевая машина и каждый солдат, командование решается на поистине отчаянные меры. В тяжелейшие дни Великой Отечественной войны промышленные предприятия Советского Союза выпускали не только серийные образцы техники, но также немногочисленные эрзац-САУ и танки. Одним из таких и был бронетрактор ХТЗ-16. Посмотрим же на него поближе.

Когда появилась идея

  Идея появилась еще до войны. |Фото: topwar.ru.

Идея появилась еще до войны. |Фото: topwar.ru.

Началось все еще задолго до Второй мировой войны. В 1930 году стартовала серия опытов и экспериментов, которые своей целью ставили определить потенциал сельскохозяйственной техники как платформы для оборудования боевой машины. Ожидалось, что подобные эрзац-танки и САУ можно будет использовать для поддержки пехоты и техники в бою. Опыты завершились в 1932 году. Государственная комиссия, ознакомившись с результатами тестов, пришла к выводу, что сделать боевую машину из сельскохозяйственного трактора – нельзя. Подобная техника не сможет в полной мере решать поставленные боевые задачи.

И грянул гром

  Создавать трактора вынудили потери. |Фото: adsl.kirov.ru.

Создавать трактора вынудили потери. |Фото: adsl.kirov.ru.

Пришел 1941 год, началась Великая Отечественная война. И вот, тяжелые потери в технике вынуждают командование и промышленников пойти на крайние меры.

После заседания ГКО СССР было принято решение № 219 «Об организации производства 2 тысяч бронетракторов» от 20 июля 1941 года. Серийное производство машин нужно было срочно развернуть на Харьковском тракторном (ХТЗ) и Сталинградском тракторном (СТЗ) заводах.

  За основу взяли обычный трактор. |Фото: fishki.net.

За основу взяли обычный трактор. |Фото: fishki.net.

 

Очень важно, что при всем при этом бронетракторы должны были быть не основной, а исключительно побочной продукцией. В первую очередь заводы обязаны были работать над средними Т-34 и легкими Т-60 машинами. После коротких испытаний за основу импровизированного защитника отечества решили взять трактор СТЗ-3 и шасси от трактора СТЗ-5. Кабина водителя при этом демонтировалась, а на ее место ставилась бронированная рубка управления. 

  Сделали таких машин совсем немного. |Фото: balakliets.kharkov.ua.

Сделали таких машин совсем немного. |Фото: balakliets.kharkov.ua.

Производство боевых тракторов начали в конце августа, однако из-за постоянных боев выполнить установленный план уже не представлялось возможным. Более того, из-за наступления нацистов уже в середине сентября ГКО СССР принял решение об эвакуации промышленных предприятий Донбасса и Харьковского промышленного региона. Так, в Харькове успели собрать только 142 бронетрактора, а на СТЗ их производство и вовсе не начиналось.

Чем вооружался бронетрактор

  В бою они были совсем слабы. |Фото: news-life.ru.

В бою они были совсем слабы. |Фото: news-life.ru.

В движение трактор-танк приводился керосиновым 4-цилиндровым мотором с отдачей 52 л.с. Запас хода составлял 120 километров по шоссе. Вооружалась боевая машина 45-мм танковой пушкой 20К образца 1932/34/37 года. Для борьбы с пехотой противника был предусмотрен один пулемет ДТ калибра 7.62 мм. Толщина стальной катанной брони этого «монстра» составляла от 5 до 25 мм. Управлялся «трактор смерти» экипажем из 2 или 4 человек.

  Они даже в обороне Москвы участвовали. ¦Фото: warspot.ru.

Они даже в обороне Москвы участвовали. ¦Фото: warspot.ru.

О боевом применении тракторов известно немного. По некоторым данным несколько машин было задействовано при обороне Полтавы. Десять машин в составе 133-й танковой бригады принимали участие в обороне Москвы. Последние ХТЗ-16 были уничтожены в 1942 году при попытке РККА освободить Харьков. 

Источник

Картина дня

наверх