Анатолий Лебедев предлагает Вам запомнить сайт «АВТОМОБИЛИСТЫ»
Вы хотите запомнить сайт «АВТОМОБИЛИСТЫ»?
Да Нет
×

"АВТОМОБИЛИСТЫ ВСЕХ СТРАН - ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ!"

Когда она купила этот фургон…

Когда она купила этот фургон, на нее смотрели как на сумасшедшею. Но взгляните на него сейчас!

22 мар, 18:28
Теперь за съезд на обочину т…

Теперь за съезд на обочину тоже придется платить

12 мар, 22:25
Автолюбитель перехитрил горо…

Автолюбитель перехитрил городские власти

2 мар, 14:26
Вас просят открыть капот, ба…

Вас просят открыть капот, багажник или двери автомобиля

16 мар, 08:55
Новости МирТесен
Когда она купила этот фургон…

Когда она купила этот фургон, на нее смотрели как на сумасшедшею. Но взгляните на него сейчас!

22 мар, 18:28
Теперь за съезд на обочину т…

Теперь за съезд на обочину тоже придется платить

12 мар, 22:25
Автолюбитель перехитрил горо…

Автолюбитель перехитрил городские власти

2 мар, 14:26
Вас просят открыть капот, ба…

Вас просят открыть капот, багажник или двери автомобиля

16 мар, 08:55
Вы вправе поступать как угодно, но

Вы вправе поступать как угодно, но

11 мар, 13:14
Давно я так не материл Прави…

Давно я так не материл Правительство…

20 мар, 10:50

Предложения и пожелания










Секреты советских КБ: неизвестные вездеходы ГАЗ, не пошедшие в серию

развернуть
 

Вскоре после войны в тиши секретных специальных конструкторских бюро (СКБ) началась активная работа по новым видам будущей автотехники для Советской армии. Результатом их деятельности стал огромный парк уникальных строго засекреченных вездеходных машин и целых семейств экспериментальных армейских грузовиков и тягачей, созданных на базе обычных серийных машин классической конструкции. Самыми активными разработчиками и изготовителями образцов новой техники стали Горьковский, Уральский и Кременчугский автозаводы. Все испытания секретных автомобилей проводил 21-й научный институт Министерства обороны СССР (21 НИИИ) из подмосковного города Бронницы. Kolesa.ru начинают серию публикаций, посвященную этим уникальным машинам, и начнем мы с ГАЗ.

На Горьковском автозаводе в 1950 – 1960-е годы все работы по новой армейской технике проводило секретное ОКБ спецмашин, где вся серийная продукция проходила строгую проверку на возможность ее использования в качестве базы будущих военных вездеходов.

Первой подвижной базой новой техники послужил простой армейский автомобиль ГАЗ-69, на основе которого была разработана серия опытных колесных и гусеничных машин с принципиально новыми видами съемных движителей, часто не имевших иностранных аналогов. Наиболее простым был ГАЗ-69, поставленный на четыре колеса с широкопрофильными арочными шинами. Его вариант имел только задние арочные движители и передние лыжи.

 
original-03-_-_-ok-new_html_4932b8b3.jpg
 

Опытный вездеход ГАЗ-69 на арочных шинах (из архива И. Падерина)

 

 
original-03-_-_-ok-new_html_m1c651b7c.jpg
 

ГАЗ-69 с задними арочными колесами и передними лыжами (из архива И. Падерина)

 

Самым же оригинальным стал вездеход с так называемыми фрезерными движителями — металлическими колесами с острыми лопатками, которые прорезали в снегу или ледяном насте узкие глубокие траншеи, достигая замерзшего грунта. В упрощенной версии две фрезы навешивали с обеих сторон кузова. На ГАЗ-69 монтировали также укороченные гусеничные движители с треугольным обводом резинометаллических лент.


 
original-03-_-_-ok-new_html_m358d3912.jpg
 

Снегоход с фрезерными движителями и опорными лыжами (из архива С. Вечкова)

 

 
original-03-_-_-ok-new_html_m543d0c14.jpg
 

Вездеход ГАЗ-69 с боковыми ведущими фрезами (из архива И. Падерина)

 

 
original-03-_-_-ok-new_html_m130ae794.jpg
 

Автомобиль ГАЗ-69 на четырех ведущих гусеницах (из архива С. Вечкова)

 

В НАМИ в рамках секретных работ по высокоэластичным движителям на доработанном ГАЗ-69 базировались экспериментальные полугусеничные вездеходы с пневматическими гусеницами двух типов. Они привлекали военных высокой проходимостью по песчаной и заболоченной местности, плавностью и бесшумностью хода. Наиболее совершенным считался последний образец С-3МУ с эластичными бесшарнирными гусеницами и раздельными пневматическими траками. Все эти машины так и не вышли из опытной стадии и не оправдали надежд своих создателей.


 
original-03-_-_-ok-new_html_6d2a4f82.jpg
 

Вездеход С-3МУ с пневматическими гусеницами (из архива А. Карасева)

 

Второй по хронологии экспериментальной базой являлись многоцелевые полноприводные машины ГАЗ-62 первой серии, на агрегатах которых был создан первый и единственный советский легкий четырехосный армейский автомобиль, причем сразу в сухопутном и плавающем исполнениях.

ГАЗ-62Б/ГАЗ-62П (1956 – 1957 гг.)

Основные фотографии из архива И. Падерина

В 1955 году, в процессе поисковых работ по будущему четырехосному бронетранспортеру БТР-60П, инженер В. Н. Кузовкин под руководством ведущего конструктора А. М. Бутусова разработал проект полноприводного вездехода-болотохода ГАЗ-62Б грузоподъемностью 1,2 т с независимой подвеской и всеми односкатными ведущими колесами.

Весной следующего года он был построен в виде работоспособного макетного образца для опробования принципиально новой нетрадиционной системы привода. Машина получила 90-сильный двигатель от легкового автомобиля ГАЗ-12, раздаточ­ную коробку, герметизированную тормозную систему, переднюю облицовку и оперение от опытного капотного вездехода ГАЗ-62, а также новый удлиненный цельнометаллический кузов с задним откидным бортом, продольными скамьями и общим тентом со смотровыми окнами.


 
original-03-_-_-ok-new_html_m66b74eae.jpg
 

Опытный 90-сильный полноприводный автомобиль ГАЗ-62Б. 1956 год

 

 
original-03-_-_-ok-new_html_m3858fb94.jpg
 

Вездеход ГАЗ-62Б с четырьмя передними управляемыми колесами

 

На автомобиле использовалась оригинальная поисковая трансмиссия конструкции инженера Бориса Акимовича Дехтяра с раздаточной коробкой центрального расположения и проходными коническими главными передачами обоих средних мостов с кулачковыми дифференциалами повышенного трения, от которых крутящий момент перераспределялся на крайние оси. Все шины низкого давления снабжались системой регулирования давления воздуха. При полной массе более 4 т на шоссе вездеход развивал максимальную скорость 80 км/ч. Проведенные в августе 1956-го военные оценочные испытания завершились для него полным провалом.


 
original-03-_-_-ok-new_html_356b6200.jpg
 

Летние испытания многоцелевой машины ГАЗ-62Б на бездорожье

 

 
original-03-_-_-ok-new_html_2ace467c.jpg
 

Зимние испытания 1,2-тонного грузопассажирского вездехода ГАЗ-62Б

 

В том же году на агрегатах ГАЗ-62Б горьковский судостроительный завод № 112 «Красное Сормово» разработал и собрал две пробные макетные амфибии ГАЗ-62П с отводом мощности на водомет и открытыми водоизмещающими алюминиевыми корпусами без дверей, изготовленными на авиационном предприятии № 21.

Сначала обе машины проходили цикл заводских испытаний, а в ноябре-декабре 1957 года одна из них была представлена на испытательном полигоне НИИАП в Бронницах, где проводились ее сравнительные испытания с более крупными прототипами Московского автозавода. Плавающий ГАЗ-62П оказался маломощной и переутяжеленной машиной с недостаточной проходимостью и маневренностью. Он не получил рекомендации к серийному производству, а его уникальная, но слишком сложная трансмиссия больше не применялась.


 
original-03-_-_-ok-new_html_m1d30d0a8.jpg
 

Опытная амфибия ГАЗ-62П с цельнометаллическим корпусом. 1957 год

 

 
original-03-_-_-ok-new_html_2f000be3.jpg
 

Полигонные испытания вездехода ГАЗ-62П (кадр из киносъемок НИИАП)

 

Круговорот поиска новых эффективных вездеходных движителей не обошел стороной и известный армейский двухтонный грузовик ГАЗ-66. Экспериментальные секретные работы ОКБ ГАЗ начала 1960-х годов проводились в основном на базе его различных исполнений и сводились к установке их на разные виды ведущих систем.

К ним относились традиционные полугусеничные версии и машины с компактными съемными гусеничными движителями, которые надевали на автомобиль вместо задних или всех четырех ведущих колес. Такие вездеходы создавались прежде всего для передвижения по снежной целине и потому получили общую неофициальную маркировку ГАЗ-66С — «снегоход».

Наиболее совершенными тогда считались опытные образцы полностью гусеничных машин с индивидуальными движителями конструкции С. С. Неждановского с треугольным обводом четырех облегченных гусениц. Первый вариант на шасси ГАЗ-66Б с открытой кабиной снабжался тросовыми бестраковыми гусеницами с верхними ведущими звездочками и двумя натяжными барабанами.


 
original-03-_-_-ok-new_html_2329be51.jpg
 

ГАЗ-66Б с облегченными гусеничными движителями (из архива С. Вечкова)

 

Позднее на серийном грузовике ГАЗ-66 с цельнометаллической кабиной был испытан усиленный резинометаллический движитель с периферийной рамой и двумя крупными опорными колесами. На деле столь сложные и громоздкие конструкции не привели к существенному повышению проходимости автомобиля, и работы по ним в конце концов были закрыты.


 
original-03-_-_-ok-new_html_m351d7a0c.jpg
 

Машина ГАЗ-66С с усиленными гусеничными движителями (из архива С. Вечкова)

 

 
original-03-_-_-ok-new_html_m3cdf09df.jpg
 

Четырехгусеничный снегоход на шасси ГАЗ-66 (из архива И. Падерина)

 

Одним из немногих специальных армейских автомобилей, на котором долго лежал гриф «совершенно секретно», стало существенно доработанное и усиленное шасси ГАЗ-66-32, произведенное на Горьковском автозаводе в 1972 году. В отличие от всех прочих версий 66-го семейства на нем смонтировали 140-сильный карбюраторный двигатель V8 от боевой машины БРДМ-2. Для него бронницкий 21 НИИИ спроектировал, а опытный завод № 38 собрал особый герметизированный кузов-фургон КПП-66 повышенной стойкости к воздействию ударной волны оружия массового поражения, который предохранял экипаж от радиоактивного, химического и бактериологического заражения. Он имел две передние боковые двери и заднюю двухстворчатую с откидным трапом, его стенки были выполнены из многослойных синтетических панелей с металлическими усилителями и свинцовыми листами.


 
original-03-_-_-ok-new_html_46b6a3c7.jpg
 

Автомобиль КПП-66 на шасси ГАЗ-66-32. 1973 год (из архива И. Падерина)

 

 
original-03-_-_-ok-new_html_19b2a338.jpg
 

Штабной фургон КПП-66 на военном полигоне (из архива 21 НИИЦ)

 В таком фургоне планировалось размещение полевых штабов высшего звена и санитарно-эвакуационного оборудования. Испытания автомобиля начались в октябре 1973-го и продолжались весь следующий год, но в производство столь оригинальная и нестандартная машина не поступила.

Вторым направлением опытно-конструкторской деятельности ГАЗа стало создание образцов полноприводных армейских грузовиков ГАЗ-34 и ГАЗ-44, а также дорожной машины ГАЗ-33 двойного назначения.

ГАЗ-34 (1964 – 1968 гг.)

Фотографии из архива 21 НИИЦ

С постановкой на серийное производство двухосных грузовиков ГАЗ-66 заводские конструкторы незаметно для посторонних глаз приступили к созданию трехосного варианта ГАЗ-34. Его разрабатывали в соответствии с техническим заданием Государственного комитета автотракторного и сельскохозяйственного машиностроения, хотя это был типичный военный грузовик-тягач — облегченная бескапотная альтернатива капотному автомобилю ЗИЛ-131. Ведущим конструктором машины являлся Василий Кузовкин.

В армии ГАЗ-34 планировалось использовать как средний бортовой грузовик для доставки грузов и военнослужащих, монтажа военного оснащения и буксировки легких орудий. Макетный образец собрали в 1964 году, за ним последовали две машины с кабинами от ГАЗ-66 в предсерийном исполнении. В 1967-м появились еще три пробных грузовика с серийными кабинами.


 
original-03-_-_-ok-new_html_m19f6b184.jpg
 

Опытный трехтонный грузовик ГАЗ-34 первой серии 1964 – 1965 гг.

 Внешне трехтонный ГАЗ-34 с бензиновым мотором в 115 л. с. напоминал удлиненный ГАЗ-66, к которому добавили третий мост. По ряду агрегатов и узлов его унифицировали с серийным ГАЗ-66А, но с первых же образцов оборудовали системой регулирования давления в шинах. Одними из немногих собственных узлов были удлиненные рама и грузовая платформа со скамьями для 27 солдат и тентом. Ряд узлов был заимствован у тягачей ЗИЛ.

 
original-03-_-_-ok-new_html_78ef2ea7.jpg
 

Испытания грузовика ГАЗ-34 второй серии на весеннем бездорожье

 

 
original-03-_-_-ok-new_html_m5149da0d.jpg
 

ГАЗ-34 с металлическим кузовом для транспортировки военнослужащих

 Все машины в течение пяти лет испытывали в разных регионах от Москвы до Ашхабада и Ухты, на полигонах и на местности. Они буксировали прицепы, минометы, 122-мм гаубицу М-30 и даже самолет Ан-25. По результатам испытаний ГАЗ-34 был рекомендован к принятию на вооружение, но с организацией серийного выпуска более мощного и надежного грузовика ЗИЛ-131 интерес военных к этой машине растаял.

 
original-03-_-_-ok-new_html_m69361e6d.jpg
 

Испытания автомобиля ГАЗ-34 второй серии в Туркмении (кинокадр)

 

 
original-03-_-_-ok-new_html_7fb76573.jpg
 

Буксировка прицепного минного раскладчика ПМР-3

 

 
original-03-_-_-ok-new_html_m26d47588.jpg
 

ГАЗ-34 с прицепным компрессором ЗИФ-55

 

 
original-03-_-_-ok-new_html_6fc872c.jpg
 

Тягач ГАЗ-34 с прицепной гаубицей М-30 калибра 122 мм (кинокадр)

 

ГАЗ-44 (1972 – 1973 гг.)

Основные фотографии из архива И. Падерина

В начале 1970-х годов завод предпринял попытку выпуска тяжелых армейских грузовиков, взявшись за разработку семейства унифицированных плавающих двух-, трех- и четырехосных армейских машин грузоподъемностью от двух до пяти тонн. ГАЗ-44 проектировали в заводском КБ грузовых машин под руководством Александра Бутусова на основе технического задания 21 НИИИ, разработанного в рамках опытно-конструкторской темы «Универсал-1». Она предполагала создание универсальной гаммы армейской полноприводной техники при максимальной унификации с гражданскими машинами и колесной бронетехникой, способной одинаково легко перемещаться по суше и вплавь форсировать неширокие акватории.


 
original-03-_-_-ok-new_html_4fc7279e.jpg
 

Грузовик ГАЗ-44 семейства «Универсал-1» с 140-сильным дизелем. 1972 год

 

 
original-03-_-_-ok-new_html_7f87af6a.jpg
 

Второй вариант ГАЗ-44 с 210-сильным двигателем (из архива 21 НИИЦ)

 

 
original-03-_-_-ok-new_html_7faa154c.jpg
 

Плавающий пятитонный военный автомобиль на ходовой части от БТР-70

 Единственным построенным вариантом стал четырехосный пятитонный грузовик ГАЗ-44, собранный в 1972 году в двух экземплярах на ходовой части бронетранспортера БТР-70 (ГАЗ-4905). На первом образце стоял 140-сильный бензиновый двигатель ГАЗ-41 V8 от БРДМ-2, на втором — опытный 210-сильный дизель ЯМЗ-740, созданный для грузовиков Камского автозавода. Они помещались продольно в моторном отсеке за вынесенной вперед кабиной. Машины снабжались герметизированным рамно-несущим корпусным основанием, двумя водометами и металлической платформой с задним откидным бортом.

 
original-03-_-_-ok-new_html_mee509e7.jpg
 

Погрузка армейского грузовика ГАЗ-66 на плавающий автомобиль ГАЗ-44

 

 
original-03-_-_-ok-new_html_m76fb7c4.jpg
 

Транспортировка автомобиля ГАЗ-66 в бортовом кузове амфибии ГАЗ-44

 

 
original-03-_-_-ok-new_html_m25d015f4.jpg
 

Выход на берег амфибии ГАЗ-44 с герметичным несущим основанием

 

Источник →

Ключевые слова: газ, история, Обзоры
Опубликовал Анатолий Лебедев , 24.03.2016 в 22:04
53
1

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Марат Рахимов
Марат Рахимов Газ 44 выглядит добротно. Эх столько техники. Текст скрыт развернуть
Виктор Орлов
Виктор Орлов Есть даже интересное. С колёсными редукторами, с большим просветом Надо было пристроит гидравлику, как БРДМ. Текст скрыт развернуть
Igor Ivanov
Igor Ivanov Неясно, почему "не пошёл" Газ-44. Текст скрыт развернуть
Владимир Кузнецов
Владимир Кузнецов Класс... Текст скрыт развернуть
Сергей Долженков
Сергей Долженков Сколько секретов украли и продали за границу. Текст скрыт развернуть
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 5
Новое на Автомобилистах
Почему не стоит оформлять дтп по полису ОСАГО

Почему не стоит оформлять дтп по полису ОСАГО

Привет автолюбитель. Не так давно мой друг стал виновником небольшого ДТП, он въехал Шкоде Йети в литой диск. Вроде бы ничего страшного, у мужика каска, оформили

Анатолий Лебедев 26 мар, 15:18
+23 8
Все, кроме жены, считали его сумасшедшим. Вы удивитесь, узнав фамилию этого мужчины!

Все, кроме жены, считали его сумасшедшим. Вы удивитесь, узнав фамилию этого мужчины!

Наверное, каждый из нас найдет свои варианты ответа на вопрос: что самое главное в семейной жизни? Но я уверен, что многие вспомнят любовь, доверие и преданность

Анатолий Лебедев 25 мар, 22:16
Назван лучший автомобиль в мире

Назван лучший автомобиль в мире

На Нью-Йоркском мотор-шоу подвели итоги конкурса «Всемирный автомобиль года» (World Car of The Year, WCOTY). Лучшим автомобилем в мире признан родстер Maz

Анатолий Лебедев 24 мар, 22:21
+10 6
Секреты советских КБ: неизвестные вездеходы ГАЗ, не пошедшие в серию

Секреты советских КБ: неизвестные вездеходы ГАЗ, не пошедшие в серию

  Вскоре после войны в тиши секретных специальных конструкторских бюро (СКБ) началась активная работа по новым видам будущей автотехники для Советс

Анатолий Лебедев 24 мар, 22:04
+53 5
Американец получил срок за езду по городу на 800-сильном багги

Американец получил срок за езду по городу на 800-сильном багги

Американец Блейк Уиллки был приговорен к 49 дням тюрьмы за опасное вождение по улицам Сан-Диего, сообщает 10News. Причиной стал ролик, который 27-летний житель

Анатолий Лебедев 24 мар, 20:45
+12 3
Как достать утонувший КАМАЗ

Как достать утонувший КАМАЗ

Этот Камаз провалился на зимнике Тёплый ключ-Тикси ещё в январе, уже более трёх месяцев водитель с бригадой рабочих пытаются высвободить его из ледяных оков

Анатолий Лебедев 24 мар, 20:28
+35 2
Главное не забывать про русского медведя

Главное не забывать про русского медведя

Кто сказал, нет, даже подумал, что Россию можно поставить на колени, если обложить со всех сторон санкциями? Тот России не видал и русских не знает! А мы с детс

Анатолий Лебедев 24 мар, 19:54
+5 3
Компания Hyundai обновит линейку водородных кроссоверов

Компания Hyundai обновит линейку водородных кроссоверов

Руководители компании  Hyundai  заявили, что в 2017 году свет увидит обновлённый вариант кроссовера, работающего на водородном топливе. Представители компани

Анатолий Лебедев 24 мар, 13:25
+2 0

Поиск по блогу

О сайте

  • "Автомобилисты всех стран - объединяйтесь!"

    Социальная сеть для автомобилистов :
    знакомства, общение, обмен опытом, советы по эксплуатации и ремонту автомобилей!

    Создавайте темы для обсуждения, загружайте фото и видеозаписи, приглашайте друзей и знакомых!
Читать
Когда она купила этот фургон…

Когда она купила этот фургон, на нее смотрели как на сумасшедшею. Но взгляните на него сейчас!

22 мар, 18:28
Давно я так не материл Прави…

Давно я так не материл Правительство…

20 мар, 10:50
Как ГАЗ-21 обрел вторую жизнь

Как ГАЗ-21 обрел вторую жизнь

23 мар, 15:38
На этом участке дороги было …

На этом участке дороги было множество ДТП. Тогда им пришла в голову замечательная идея...

21 мар, 20:14
Поставил на место ДПС!!!

Поставил на место ДПС!!!

20 мар, 04:25
Новости МирТесен