АВТОМОБИЛИСТЫ

17 833 подписчика

Мотоциклисты Красной Армии: как они громили немцев под Сталинградом

В РККА за время Великой Отечественной войны был сформирован 41 мотоциклетный полк, 6 таким подразделениям присвоили звание гвардейских. Однако импортной мотоциклетной техники на фронты ВОВ поставили все же гораздо больше, чем своей: в условиях эвакуации советских заводов в глубокий тыл ее производство оказалось весьма трудоемким.

Как у немцев украли БМВ

Решение о серийном выпуске армейских мотоциклов для Красной армии было принято еще в 1940 году. Для этого просто скопировали и адаптировали для местного производства самый ходовой мотоцикл Вермахта BMW R-71, подходивший по своим техническим характеристикам для условий Советского Союза.

Несколько немецких «железных коней» доставили в СССР через Швецию, разобрали по винтику и в Центральном конструкторском бюро по мотоциклостроению (ЦКБМ) создали чертежи отечественного мотоцикла М-72. Буква означала местоположение производства техники (Москва), цифра служила номером поколения, следующего за гитлеровским R-71.

Советские специалисты исследовали химический состав деталей BMW R-71 для эквивалентной замены импортных комплектующих на отечественные. В производстве М-72 были задействованы десятки промышленных предприятий СССР – ЗИС выпускал двигатели, ГАЗ – карданные валы и колеса и т. д. Согласно Постановлению Совнаркома и ЦК ВКП(б) № 456-189 сс от 4 марта 1941 года на 6 мотозаводах СССР (Московском, Ленингррмальное русло мотопромышленность в данных условиях вошла только к 1944 году. По оценкам историков, за все время войны в СССР было отправлено в действующую армию около 17 тысяч единиц самой боеспособной мототехники – М-72.

 

Двухколесный заем за рубежом

Понимая, что отечественная промышленность не справляется с запросами действующей армии в мотоциклах, советское правительство уже в начале 1942 года принимает Постановление ГКО № 1106 сс о закупке в США и Великобритании импортной мототехники с колясками. Предполагалось приобрести 20 тысяч единиц (до конца Великой Отечественной СССР было закуплено почти 30 тысяч западных мотоциклов).

В основном, нам поставляли широко известный «Харлей Дэвидсон» (2/3 от общего количества за всю войну), а также американскую «Индиану», английские «Велосетт» и «Матчлесс». Все они были без колясок, хотя и с боле надежными узлами и механизмами, чем у М-72. Но все равно импортные образцы советские мотоциклисты недолюбливали – в полевых условиях, в отличие от М-72, их ремонтировать было трудно.

Мотоциклы поставлялись по частям и собирались на отечественных мотозаводах. К ним приваривались коляски и добавлялись конструкционные устройства под различное оружие.

На что были способны мотоциклисты РККА

Мотоподразделеия в РККА в Великую Отечественную войну занимались не только и не столько разведкой или какими-либо другими оперативными задачами, напрямую не связанными с боестолкновениями. Мотоциклы официально относились к бронетехнике – трехколесные машины оборудовались под станковый пулемет, на руле мог крепиться ППШ, а на коляске – противотанковое ружье и даже мощный огнемет.

Отдельные мотополки в боевых условиях подчас решали важнейшие боевые задачи. К примеру, 8 отдельный мотоциклетный полк на Юго-Западном фронте в битве за Сталинград в ноябре 1942 года, оторвавшись от основных наступающих сил, проник в глубокий тыл к немцам и больше недели громил гитлеровцев, уничтожив свыше 700 и взяв в плен более тысячи солдат и офицеров противника. Вместе с этим советские мотоциклисты сравняли с землей порядка десятка вражеских хранилищ продовольствия и боеприпасов, в общей сложности ими было уничтожено более 200 автомашин, танки, самолеты, самоходные и противотанковые орудия (свыше десятка единиц каждого вида техники).

Вдобавок, мотоциклетный полк повредил железнодорожные пути и линию связи на ж/д перегоне, из концлагеря советскими мотоциклистами были освобождены свыше 800 наших военнопленных, из которых сформировали несколько партизанских отрядов. И все это при минимальных потерях – у наших мотоциклистов выбыли из строя 26 человек и 3 «железных коня».

Командира 8 омп подполковника Петра Белика за данный рейд наградили Золотой Звездой, а полк получил звание гвардейского.

источник

Для чего советские солдаты ездили на танках и БТР сидя на броне

Солдаты всегда были горазды на выдумки и смекалку, которые помогали не только легче перенести все тяготы боевых действий, но и даже спасти жизнь, свою и боевых товарищей. И хотя порой решения такого рода внешне представляются довольно странными, они действительно эффективны. Именно по этой причине советские солдаты ездят сидя на бронемашинах сверху - не хвастовства ради, а в силу жизненной необходимости.

Сверху на БТР солдаты ездят не просто так. /Фото: topast.ru

Сверху на БТР солдаты ездят не просто так. /Фото: topast.ru

Впервые советские солдаты ездили «на броне» еще в начале 1940-х годов.

На фотографиях периода Великой отечественной запечатлены знаменитые танки Т-34, на которых густо сидят краснорамейцы. Тогда БТР еще не было, а когда требовалось наступать в условиях бездорожья, именно танки легче всего удавалось перебрасывать пехоту на передовую. Конечно, это было весьма рискованно, ведь боец, сидящий на броне, мог быть сбит вражеской пулей, однако других вариантов тогда не было.

Красноармейцы на Т-34 во время Великой отечественной войны.  /Фото: pinterest.com

Красноармейцы на Т-34 во время Великой отечественной войны. /Фото: pinterest.com

Уже после окончания войны Советский ВПК начал разработку и производство первых бронемашин, которые поступили на вооружение к началу следующего десятилетия. Вот только первые же полевые испытания выявили некоторые недостатки в их конструкции.

Правда, от продолжения эксплуатации БТРов командование не отказалось. Поэтому все проблемы как нельзя ярко проявились во время войны в Афганистане. Так, стало ясно, что высокая пожароопасность двигателя и недостаточная толщина брони становилась причиной жертв среди советских солдат, особенно при попадании в бронемашину фугаса. Именно поэтому бойцы предпочитали ездить на броне - так была вероятность слететь в кювет, а не сгореть внутри машины.

Вывод советских войск из Афганистана, 1989 год. /Фото: svoboda.org

Вывод советских войск из Афганистана, 1989 год. /Фото: svoboda.org

Эта же тенденция продолжилась уже в российской армии во время боевых действий в Чечне. Тогда же особенно проявилась еще одна причина, почему солдаты ездили на бронемашинах. Дело в том, что война на неподконтрольной территории усложняла поставки боеприпасов, в которых постоянно нуждались бойцы, поэтому приходилось их возить с собой. Именно потому личный состав и ездил сидя на БТР - большая часть пространства внутри машины была попросту занята оружием и патронами к нему.

Солдаты на БТР в Грозном.  /Фото: pikabu.ru

Солдаты на БТР в Грозном. /Фото: pikabu.ru

Источник

Уникальный грузовик СССР, который существенно опередил своё время, МАЗ 2000

В годы СССР инженерная мысль была настолько развита, что от ее идей создавались такие невероятные машины, что удивляли не только нашу страну, но и Европу. Причём эксперименты велись во всех областях, будь это мотоциклы, трактора или автобусы. Не прошли мимо и грузовики, в 1988 году на Минском автомобильном заводе разработали уникальный грузовик, которому дали название МАЗ 2000 Перестройка. Внешний вид машины существенно отличался от имеющихся тогда в серийном производстве в стране.

Его официально представили на Парижском автосалоне, где ему вручили золотую медаль.

Колесная формула грузовика была 6х2. На него поставили дизельный двигатель от производителя MAN, он был шестицилиндровым, а мощность его составляла 290 л.с. Трансмиссия состояла из двенадцати скоростей, она была механическая. Переключение передач осуществлялось при помощи джойстика, что в те годы было просто космическим достижением. Масса грузовика 12 тонн, высота четыре метра, длина пятнадцать метров и ширина машины два с половиной метра.

Аэродинамика кабины грузовика была на высоте, благодаря этому удалось добиться существенного снижению потребления топлива и динамических показателей. К сожалению в серийное производство грузовик не пошёл, ему просто не нашли применение. Так часто случалось в то время, что перспективным разработкам закрывали путь к жизни и они оставались в единичных экземплярах. Если Вам известна еще какая-то информация про грузовик МАЗ 2000 Перестройка, поделитесь ей в комментариях под статьёй.

источник

Картина дня

))}
Loading...
наверх