Последние комментарии

  • станислав кошкаров23 августа, 15:34
    ...и снова реприза.  Скучно.Проезжай демотиватор мимо
  • Дмитрий Незамаев22 августа, 14:29
    СтарьёПроезжай демотиватор мимо
  • Анатолий Остин20 августа, 5:34
    Очень популярные.. прямо вижу из окна Порше 917 (5 штук).Самые популярные немецкие автомобили всех времен

Мотоциклисты Красной Армии: как они громили немцев под Сталинградом

В РККА за время Великой Отечественной войны был сформирован 41 мотоциклетный полк, 6 таким подразделениям присвоили звание гвардейских. Однако импортной мотоциклетной техники на фронты ВОВ поставили все же гораздо больше, чем своей: в условиях эвакуации советских заводов в глубокий тыл ее производство оказалось весьма трудоемким.

Как у немцев украли БМВ

Решение о серийном выпуске армейских мотоциклов для Красной армии было принято еще в 1940 году. Для этого просто скопировали и адаптировали для местного производства самый ходовой мотоцикл Вермахта BMW R-71, подходивший по своим техническим характеристикам для условий Советского Союза. Несколько немецких «железных коней» доставили в СССР через Швецию, разобрали по винтику и в Центральном конструкторском бюро по мотоциклостроению (ЦКБМ) создали чертежи отечественного мотоцикла М-72. Буква означала местоположение производства техники (Москва), цифра служила номером поколения, следующего за гитлеровским R-71.

Советские специалисты исследовали химический состав деталей BMW R-71 для эквивалентной замены импортных комплектующих на отечественные. В производстве М-72 были задействованы десятки промышленных предприятий СССР – ЗИС выпускал двигатели, ГАЗ – карданные валы и колеса и т. д. Согласно Постановлению Совнаркома и ЦК ВКП(б) № 456-189 сс от 4 марта 1941 года на 6 мотозаводах СССР (Московском, Ленингррмальное русло мотопромышленность в данных условиях вошла только к 1944 году. По оценкам историков, за все время войны в СССР было отправлено в действующую армию около 17 тысяч единиц самой боеспособной мототехники – М-72.

 

Двухколесный заем за рубежом

Понимая, что отечественная промышленность не справляется с запросами действующей армии в мотоциклах, советское правительство уже в начале 1942 года принимает Постановление ГКО № 1106 сс о закупке в США и Великобритании импортной мототехники с колясками. Предполагалось приобрести 20 тысяч единиц (до конца Великой Отечественной СССР было закуплено почти 30 тысяч западных мотоциклов).

В основном, нам поставляли широко известный «Харлей Дэвидсон» (2/3 от общего количества за всю войну), а также американскую «Индиану», английские «Велосетт» и «Матчлесс». Все они были без колясок, хотя и с боле надежными узлами и механизмами, чем у М-72. Но все равно импортные образцы советские мотоциклисты недолюбливали – в полевых условиях, в отличие от М-72, их ремонтировать было трудно.

Мотоциклы поставлялись по частям и собирались на отечественных мотозаводах. К ним приваривались коляски и добавлялись конструкционные устройства под различное оружие.

На что были способны мотоциклисты РККА

Мотоподразделеия в РККА в Великую Отечественную войну занимались не только и не столько разведкой или какими-либо другими оперативными задачами, напрямую не связанными с боестолкновениями. Мотоциклы официально относились к бронетехнике – трехколесные машины оборудовались под станковый пулемет, на руле мог крепиться ППШ, а на коляске – противотанковое ружье и даже мощный огнемет.

Отдельные мотополки в боевых условиях подчас решали важнейшие боевые задачи. К примеру, 8 отдельный мотоциклетный полк на Юго-Западном фронте в битве за Сталинград в ноябре 1942 года, оторвавшись от основных наступающих сил, проник в глубокий тыл к немцам и больше недели громил гитлеровцев, уничтожив свыше 700 и взяв в плен более тысячи солдат и офицеров противника. Вместе с этим советские мотоциклисты сравняли с землей порядка десятка вражеских хранилищ продовольствия и боеприпасов, в общей сложности ими было уничтожено более 200 автомашин, танки, самолеты, самоходные и противотанковые орудия (свыше десятка единиц каждого вида техники).

Вдобавок, мотоциклетный полк повредил железнодорожные пути и линию связи на ж/д перегоне, из концлагеря советскими мотоциклистами были освобождены свыше 800 наших военнопленных, из которых сформировали несколько партизанских отрядов. И все это при минимальных потерях – у наших мотоциклистов выбыли из строя 26 человек и 3 «железных коня».

Командира 8 омп подполковника Петра Белика за данный рейд наградили Золотой Звездой, а полк получил звание гвардейского.

источник

Популярное

))}
Loading...
наверх