Анатолий Лебедев предлагает Вам запомнить сайт «АВТОМОБИЛИСТЫ»
Вы хотите запомнить сайт «АВТОМОБИЛИСТЫ»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

"АВТОМОБИЛИСТЫ ВСЕХ СТРАН - ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ!"

Девушки без бюстгальтеров

Девушки без бюстгальтеров

10 авг, 23:13
+92 9
Моей машине 10 лет. Я могу к…

Моей машине 10 лет. Я могу купить новую, но есть 5 причин, почему я этого не сделаю

22 июл, 19:09
+55 50
Хаммер из ГАЗа-66

Хаммер из ГАЗа-66

19 июл, 23:29
+39 13
Необычные происшествия, кото…

Необычные происшествия, которые могли случиться только с водителями грузовиков

29 июл, 10:42
+36 0
Забавные картинки с девушками

Забавные картинки с девушками

12 авг, 18:58
+33 6
Необычная отечественная спец…

Необычная отечественная спецтехника и вездеходы

1 авг, 12:05
+30 10

Удивительные монокары: двухколесные автомобили, которые не стоит путать с мотоциклами

развернуть

В начале ХХ века, когда ни автомобили, ни мотоциклы пока еще не оформились со своей компоновкой, конструкцией и внешним видом, появилась необычная и ныне абсолютно забытая промежуточная категория двухколесных транспортных средств — монокаров. В себе они объединяли отдельные механические элементы и положительные качества обоих видов пассажирских машин, а с научной точки зрения входили в двухколесную субкультуру.

Что же это такое — монокар?

Судя по названию с частицей «моно», эти машины должны были бы иметь только одно колесо (кстати, такие тоже существовали), но в данном случае речь идет об одноколейных средствах передвижения на двух колесах, следовавших по единой колее. Преемственность к мотоциклам заключалась в использовании двухколесной компоновки и ряда механических узлов. С автомобилями их роднили специальные двухместные кузова «тандем» с двумя сиденьями, расположенными друг за другом. Собственной новинкой на монокарах стали небольшие боковые колесики, которые на стоянке опускались на землю, а в движении приподнимались вверх.

Удивительные монокары: двухколесные автомобили, которые не стоит путать с мотоциклами

Классический двухместный монокар немецкой фирмы Mauser образца 1928 года

По сравнению с мотоциклами главными достоинствами монокаров являлись удобство, простота управления, повышенная устойчивость и безопасность. От автомобилей их отличали малая стоимость и собственная масса, повышенная маневренность, высокая экономичность и достаточная проходимость на местности.

Scripps-Booth Bi-Autogo (1912–1913 гг.)

В начале ХХ века молодой, талантливый и эксцентричный американский конструктор и дизайнер Джеймс Скриппс-Бут, сын газетного магната, прославился своими невероятными транспортными средствами. В 1912 году первым среди них стала массивная одноколейная машина Scripps-Booth Bi-Autogo с двумя задними поддерживающими колесами. Она производила неизгладимое впечатление на публику, которая никогда не видела ее в движении, а газетчики задавались вопросом: «То ли это самый длинный в мире мотоцикл, то ли двухколесный автомобиль?».

монокар Bi-Autogo

Конструктор Скриппс-Бут (справа) у своего главного творения — монокара Bi-Autogo. 1912 год

двухколесная машина

Уникальная двухколесная пятиметровая машина в мастерской Джеймса Скриппс-Бута

Главной революционной новинкой монокара являлось первое в США применение восьмицилиндрового V-образного двигателя конструкции Скриппс-Бута, над которыми тогда работали более крупные компании, в первую очередь Cadillac. Новый мотор мощностью 45 л.с. запускался сжатым воздухом и вместе с четырехступенчатой коробкой передач помещался в центральной части рамы.

Bi-Autogo

Bi-Autogo с задними поддерживающими колесами

Моторный отсек

Моторный отсек с революционным для своего времени двигателем V8 рабочим объемом 6,3 литра

Второй экзотичной находкой была уникальная система водяного охлаждения, состоявшая из небольшого переднего радиатора и многочисленных медных трубок, опоясывавших моторный отсек с обеих сторон и придававших машине неземную внешность.

Bi-Autogo красный

Характерный внешний вид машине придавали 137 метров охлаждающих трубок

Bi-Autogo выезд

Первый заезд вдали от посторонних глаз. 1913 год (из архива Cranbrook)

Огромная 1,5-тонная машина опиралась на два ошинованных деревянных колеса диаметром по 940 мм. Управление ею производилось обычным рулем путем поворота переднего колеса на подвеске мотоциклетного типа с двумя парами коротких продольных рессор. Заднее ведущее колесо с закрытым цепным приводом и барабанным тормозом подвешивалось на двух полуэллиптических.

Bi-Autogo сзади

В задней части машины видны продольные рессоры подвески ведущего колеса

Под оконечностью рамы на длинных качающихся рычагах были смонтированы две пары подъемных роликовых опор, которые обеспечивали стабильность машины на стоянке и при достижении скорости в 32 км/ч автоматически убирались под боковые крылья кузова.

Bi-Autogo руль

Традиционные органы управления и рулевое колесо, размещенное по центральной оси машины

Bi-Autogo сверху

На этом фото хорошо виден короткий трехместный салон с кожаными сиденьями

В задней части алюминиевого кузова находился пассажирский салон с двумя сиденьями для водителя и двух пассажиров, которые для устойчивости монокара были установлены строго по продольной оси машины. Ее теоретическая максимальная скорость составляла 120 км/ч.

Bi-Autogo в Detroit Historical Museum

Экспозиция одноколейной машины Bi-Autogo в Detroit Historical Museum

монокар Bi-Autogo в зале Owls Head Transportation Museum

Уникальный монокар Bi-Autogo в зале Owls Head Transportation Museum

Окончательно монокар был доработан в 1913 году и обошелся в 25 тысяч долларов. Его создатель планировал собрать 50 машин, но единственная необычно сложная, тяжелая и ненадежная конструкция осталась достоянием американских музеев.

Moore-Car (1917 г.)

Через несколько лет после краха идей Скриппс-Бута американская фирма W. G. Moore из Индианаполиса представила легкий одноместный монокар Moore-Car на шасси мотоциклетного типа с автомобильными узлами. На нем впервые начали оформляться классическая компоновка и внешность будущих двухколесных транспортных средств. На машине применялись мотор водяного охлаждения с автомобильным радиатором, трехступенчатая коробка передач, трубчатая рама и карданный привод заднего колеса на рессорной подвеске. Ее особенностями были своеобразный полуруль, два опорных катка на продольных рычагах с кнопочным фиксатором, задний «фигурный» бензобак и широкие боковые подножки.

Хильда Ванн на монокаре Moore

Американская актриса Хильда Ванн на монокаре Moore, созданном при поддержке компании Oldsmobile

Пик интереса к монокарам относился к третьему десятилетию ХХ века, когда их разработкой и изготовлением стали заниматься как никому не известные фирмы, так и крупные оружейные и авиационные корпорации.

Atlantic (1921–1923 гг.)

Короткую «эру монокаров» открыла берлинская фирма Atlantic AG, собравшая около сотни машин с характерным для будущих конструкций открытым кузовом «тандем» с двумя боковыми дверками, лобовым стеклом, длинными подножками и опорными катками. На ней использовались в основном двухцилиндровые моторы с противоположным расположением цилиндров (схема «боксер») мощностью от полутора до шести сил.

Первый классический монокар Atlantic

Первый классический монокар Atlantic с 6,5-сильным мотором. 1923 год

AVRO Monocar (1923–1927 гг.)

В 1920-е годы в Великобритании разработкой оригинальной автомототехники в свободное от работы время занимался Эдвин Эллиот Вердон Роу, основатель известной авиастроительной корпорации AVRO.

Monocar у легкого самолета компании AVRO

Помесь легковушки с мотоциклом — Monocar у легкого самолета компании AVRO. 1923 год

британский монокар AVRO

Сохранившийся британский монокар AVRO образца 1926 года (фото Paul Blezard)

Из этих работ к монокарам можно было бы отнести лишь одноместную модель Monocar с цельнометаллическим корпусом, автоматически поднимавшимися опорными колесами или стойками, мотоциклетным рулем и передними силовым агрегатом, ведущим и управляемым колесом. Единичные образцы оснащались одноцилиндровыми 350-кубовыми моторами и трехступенчатой коробкой передач, а на специальную версию монтировали четырехцилиндровый двигатель в 28 сил от легковушки Crossley.

Mauser Einspurauto (1923–1927 гг.)

Крупная немецкая оружейная корпорация Waffenfabrik Mauser AG, основанная братьями Маузер в начале XIX века, по окончании Первой мировой войны оказалась не у дел, и в поисках «работы» ее руководство обратило внимание на новые перспективные средства передвижения — двухколесные автомобили. Учитывая, что тогда никто ничего подобного делать не умел, для проектирования новой техники был приглашен владелец автомагазина Густав Винклер, который в 1920 году самостоятельно построил такую машину. На следующий год монокар Einspurauto («одноколейный») показали на Берлинском салоне, и в 1923-м его начали выпускать на головном предприятии в Оберндорфе.

монокар Mauser

Демонстрационный показ машины Mauser на Берлинском автосалоне 1921 года

монокар Mauser Einspurauto

Серийный монокар Mauser Einspurauto раннего выпуска с 510-кубовым моторчиком

Это была классическая одноколейная машина Mauser Einspurauto 2/6PS с типовым кузовом с одной левой дверцей, двумя боковыми фарами, лобовым стеклом и подъемными опорными колесами, выпускавшаяся в течение нескольких лет с небольшими модификациями. В ее задней части размещался собственный одноцилиндровый четырехтактный мотор водяного охлаждения с передним радиатором и кикстартером. Силовые агрегаты мощностью в шесть сил имели два варианта рабочего объема — 498 и 510 кубических сантиметров. На ряде машин устанавливали также 573-кубовый мотор той же мощности, тент и боковую «запаску».

Отреставрированный монокар Mauser

Отреставрированный монокар Mauser с лобовым стеклом и двумя фарами

Einspurauto

Скоростной заезд машины Einspurauto с правой навеской запасного колеса

Основанием машины служила несущая рама из листовой стали с дополнительным трубчатым каркасом. От трехступенчатой коробки передач заднее жестко укрепленное на раме колесо с барабанным тормозом приводилось цепным приводом. Переднее управляемое установили на рычажной вилке мотоциклетного типа. Для управления машиной применялся характерный объемный особо точный полуруль, состоявший из верхней части круглого автомобильного руля и трех никелированных спиц, игравших роль мотоциклетных рукояток. Для подъема и опускания поддерживающих колес применяли длинный рычаг, установленный справа внутри кузова.

Вид сзади на Mauser

Вид сзади на Mauser 1928 года в новой экспозиции Technik Museum Speyer

Mauser руль

Простейшие органы управления машиной Mauser с эффектным трехспицевым полурулем

Колесная база всех версий составляла 2,2 метра, длина — три метра, ширина — 1,2 метра. Машина весила 300 кг и разгонялась до скорости 65 км/ч.К середине 1920-х выпуск монокаров Mauser начал сокращаться и прекратился в 1927-м, когда было собрано 200 машин. К тому времени их копии уже давно собирали во Франции.

Monotrace в Musee Henri Malartre Automobiles

Сохранившийся с 1926 года Monotrace в экспозиции Musée Henri Malartre Automobiles (фото автора)

Monotrace (1924–1928 гг.)

Наиболее распространенный французский вариант носил марку Monotrace — «одноколейный». Конструктивно практически ничем он не отличался от немецкого прототипа, но оснащался только одним базовым 510-кубовым двигателем с налоговой мощностью 4CV (6 л.с.), штатным складным тентом и одной передней фарой-прожектором. На нем также стояли трехступенчатая коробка, заднее колесо с цепным приводом и ручная система управления опорными колесами. Масса машины возросла до 320 кг.

монокар Monotrace в газете

На газетной рекламе видны агрегаты монокара Monotrace и его основные параметры

Спортивный Monotrace

Спортивный Monotrace на горных гонках мотоциклов и монокаров. 1928 год

В отличие от «Маузеров» обычные или специальные одноместные «Монотрасы» широко применялись в мотоциклетных гонках и дальних пробегах, развивая скорость до 85 км/ч и расходуя всего четыре литра бензина на 100 километров. В программе фирмы Monotrace имелись также шасси для установки кузовов самостоятельного изготовления и легкий развозной грузовичок. Всего было собрано 310 монокаров этой марки.

Monotrace

Серийный Monotrace с шестисильным мотором, складным тентом и боковой «запаской»

Монокары марки Morgan-Monotrace на своем заводике в Курбэвуа под Парижем собирала фирма Monotrace и продавала через свою торговую компанию с Елисейских Полей. Их единственной особенностью являлась особая пружинная система управления боковыми опорными колесами, запатентованная в 1922 году немецким конструктором Альфредом Морганом. В 1923–1926 годах таких машин построили порядка 150 штук.

монокар Morgan-Monotrace

Редкий монокар Morgan-Monotrace интернациональной конструкции. 1923 год

Отреставрированная машина Morgan-Monotrace

Отреставрированная машина Morgan-Monotrace 1926 года (фото Musée Automobile de Vendée)

Winkler Einspurauto (1926–1929 гг.)

За год до завершения выпуска «Маузеров» Густав Винклер выкупил права на их изготовление и продолжил сборку монокаров в Оберндорфе под маркой Winkler Einspurauto ЕА-2. Внешне от предшественников они отличались укороченной на 12 сантиметров колесной базой. На выбор покупателей Винклер предлагал пять вариантов горизонтальных одноцилиндровых агрегатов и двухцилиндровых схемы «боксер» воздушного охлаждения (493–573 см³), развивавших мощность от шести до десяти сил, включая 500-кубовый BMW.

немецкий монокар Winkler Einspurauto

Редкий немецкий монокар Winkler Einspurauto на укороченном шасси. 1929 год

Двухколесная машина Густава Винклера

Двухколесная машина Густава Винклера в Deutschen Automuseum в Ланденбурге

В 1929 году, на исходе эры монокаров, их выпуск пришлось прекратить. Фирма Винклера успела собрать несколько десятков машин.

британский Whitwood

Один из последних монокаров — британский Whitwood с 250-кубовым моторчиком. 1934 год

Whitwood (1934–1936 гг.)

Одни из последних монокаров выпускала британская компания Osborn Engineering из Портсмута. По желанию покупателей единственная модель Whitwood с откидными опорами и круглым рулем предлагалась с одно- и двухцилиндровыми моторами рабочим объемом от 150 кубиков до одного литра, задним багажным отсеком и четырьмя исполнениями кузовов. Их успели собрать шесть экземпляров.Два из четырех вариантов кузовов английских монокаров Whitwood.

монокаро Whitwood
монокаро Whitwood

В общей сложности в странах Европы двухколесных автомобилей построили 700–750 единиц. Лишь несколько из них сохранились в зарубежных музеях.

Tingle (1939–1940 гг.)

Формально эпоху монокаров завершил американский инженер Джеймс Тингл, который с 1936 года занимался созданием двухколесных машин с автоматизированной системой управления опорными колесами и получил несколько патентов. Для проведения динамических испытаний он построил макетный образец с обтекаемым кузовом и вертикальными пружинными стойками передних опорных колес с механизмом изменения высоты их установки в зависимости от скорости.

Одноместная машина Джеймса Тингла

Одноместная машина Джеймса Тингла для испытания элементов ходовой части монокаров. 1939 год

После Второй мировой о монокарах уже не вспоминали, и лишь недавно стали появляться их наследники, представляющие собой обычные мотоциклы с обтекаемыми кузовами.

Источник


Ключевые слова: Мото
Опубликовала Ольга Филиппова , 03.08.2018 в 22:39

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Вячеслав Прилуков
Вячеслав Прилуков 4 августа, в 14:42 ничего нет о прпоизводимом в россии до революции двухколёсном автомобиле с маховиком для устойчивости.
Текст скрыт развернуть
2
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 1
Новое на Автомобилистах
Они очень постарались, но всё же впихнули

Они очень постарались, но всё же впихнули

Вы даже не представляете, что можно транспортировать и каким образом... А вот у героев этой подборки с фантазией всё в порядке, хотя может они и на всю голову боль

Анатолий Лебедев 17 авг, 23:41
+72 12
В Екатеринбурге женщина перепутала педали и сбила несколько человек на остановке

В Екатеринбурге женщина перепутала педали и сбила несколько человек на остановке

Сегодня, 17 августа, в Екатеринбурге, женщина за рулем автомобиля Nissan Micra протаранила остановку общественного транспорта у Южного автовокзала, в результате че

Ольга Филиппова 17 авг, 19:26
0 0
Интересная техника на архивных фотографиях из СССР

Интересная техника на архивных фотографиях из СССР

Какой только техники не было в СССР: десятки наименований грузовых и легковых автомобилей, тягачей, спецтехники. И это только то, что шло в серию. А сколько

Ольга Филиппова 17 авг, 10:58
+27 0
De Tomaso Guara Spyder 1997-1999 – Фиолетовая редкость

De Tomaso Guara Spyder 1997-1999 – Фиолетовая редкость

В 1960-1970-х годах компания Алехандро Де Томазо предлагала клиентам отличные спортивные купе Mangusta и Panthera с большими американскими «восьмерками» под капо

Ольга Филиппова 17 авг, 10:20
+1 0
Как собирают российские Ford Transit — репортаж с завода

Как собирают российские Ford Transit — репортаж с завода

Ford Sollers в Елабуге — предприятие уникальное, даже в мировом масштабе: перенять российский опыт планируют и на других заводах компании. Первые в очереди — анг

Ольга Филиппова 17 авг, 09:24
+6 1
До и после нанесения разметки

До и после нанесения разметки

Жители одного двора решили собственными силами нанести разметку на парковке возле своего дома. Усилия принесли плоды, и теперь на стоянке вмещается на порядок боль

Ольга Филиппова 16 авг, 20:00
+1 0
Советский электромобиль ВАЗ-2801: за 30 лет до Tesla

Советский электромобиль ВАЗ-2801: за 30 лет до Tesla

Многие современные автомобилисты и просто обыватели буквально восхищаются американским электромобилем Tesla Model S, который стараниями маркетологов и инженеров

Ольга Филиппова 16 авг, 10:57
+7 1
«Он не вернулся из боя...», или С чего начиналась Победа

«Он не вернулся из боя...», или С чего начиналась Победа

Этот БА-64 в 1942 году пожил от силы пару месяцев и погиб, возможно, в первом же бою. А родившись заново в наши дни, стал живым памятником забытым героям на

Анатолий Лебедев 16 авг, 10:56
+21 2

Поиск по блогу

О сайте

  • "Автомобилисты всех стран - объединяйтесь!"

    Социальная сеть для автомобилистов :
    знакомства, общение, обмен опытом, советы по эксплуатации и ремонту автомобилей!

    Создавайте темы для обсуждения, загружайте фото и видеозаписи, приглашайте друзей и знакомых!
Запомнить
Читать

Последние комментарии

Александр Миско
Молодцы! Такой технике место на параде!!!
Александр Миско «Он не вернулся из боя...», или С чего начиналась Победа
Nikolay Stepanov
владимир ломакин
Александр Степанов
Мария Иванова
Спасибо тебе земляк. МОЛОДЕЦ.ГЕРОЙ.
Мария Иванова Казахстанец спас полсотни человек из горящего автобуса в России
Забавные картинки с девушками

Забавные картинки с девушками

12 авг, 18:58
+33 6
Интересная техника на архивн…

Интересная техника на архивных фотографиях из СССР

17 авг, 10:58
+27 0
Они были на дорогах СССР

Они были на дорогах СССР

15 авг, 13:24
+24 3
Забытые

Забытые

14 авг, 18:15
+22 0
Казахстанец спас полсотни че…

Казахстанец спас полсотни человек из горящего автобуса в России

11 авг, 19:03
+22 7
Хороший кадр!

Хороший кадр!

19 май, 23:08
+246 43
Развод на девочку. Будьте осторожнее

Развод на девочку. Будьте осторожнее

14 дек 17, 16:08
+240 31
Как развлекались мужчины в СССР

Как развлекались мужчины в СССР

16 апр, 21:08
+201 81