АВТОМОБИЛИСТЫ

17 835 подписчиков

Чудо-оружие товарища Сталина. Как мир узнал о грозной «Катюше»

14 июля 1941 года впервые в боевых условиях был применен советский реактивный миномет, более известный как «Катюша».

«Пусть фриц помнит русскую «Катюшу»

Знаменитую песню о девушке Катюше, выходящей на берег крутой, написанную в 1939 году поэтом Михаилом Исаковским и композитором Матвеем Блантером, в годы Великой Отечественной войны стали прочно ассоциировать с одним из новейших образцов оружия — боевой машиной реактивной артиллерии БМ-13.

До сих пор идут споры, по какой причине БМ-13 получила в армии прозвище «Катюша».

Одни связывают это с индексом «К» на корпусе миномёта — установки выпускались заводом имени Коминтерна, другие говорят о том, что звук, издаваемый снарядами, был похож на протяжное звучание песни. По третьей версии, первое применение БМ-13 с крутой горы, что кому-то тоже напомнило содержание шлягера.

«Пусть фриц помнит русскую «Катюшу» «Катюша», БМ-13, Флёров Иван Андреевич, вов, история

К середине войны в песне «Катюша» даже появился новый куплет:

Пусть фриц помнит русскую «катюшу»,
Пусть услышит, как она поёт:
Из врагов вытряхивает души,
А своим отвагу придаёт!

Чудо-оружие товарища Сталина. Как мир узнал о грозной «Катюше» «Катюша», БМ-13, Флёров Иван Андреевич, вов, история

«Эрэсы» изначально создавались для авиации.

Установка БМ-13 стала одним из новейших видов вооружения, появление которых в Красной Армии стало крайне неприятным сюрпризом для гитлеровского командования.

Работы над созданием снарядов на бездымном порохе велись в СССР еще с 1920-х годов. Первые образцы реактивных снарядов — «эрэсов» — были созданы в 1933 году и предназначались для вооружения самолетов. О том, что подобные снаряды могут быть эффективны также и при использовании в наземных войсках и на флоте, задумались позже. Работы над созданием многозарядной реактивной установке на базе грузовой машины начались в 1938 году.

«Эрэсы» изначально создавались для авиации. «Катюша», БМ-13, Флёров Иван Андреевич, вов, история

В августе того же года инженеры Реактивного научно-исследовательского института (РНИИ) во главе с Иваном Гваем представили первый проект многозарядной установки на базе автомашины ЗИС-5. Полигонные испытания показали, что проект «сырой», имеющий очень много недостатков.

В апреле 1939 был создана новая модель МУ-2 (механизированная установка, 2-й образец). Эту установка, заряжавшаяся 132-мм реактивными осколочно-фугасными снарядами, позднее названными М-13, военных в целом устроила.

В декабре 1939 года Артиллерийское управление Красной Армии утвердило программу продолжение работ по «Боевой машине-13» (БМ-13) и созданию опытной партии машин для всесторонних полигонных испытаний.

Чудо-оружие товарища Сталина. Как мир узнал о грозной «Катюше» «Катюша», БМ-13, Флёров Иван Андреевич, вов, история

Первая батарея.

Времени катастрофически не хватало — в Европе уже бушевала Вторая Мировая война, и не было никаких сомнений в том, что она не обойдет Советский Союз.

Окончательное решение о начале серийного производства БМ-13 было утверждено Иосифом Сталиным за день до начала Великой Отечественной войны, 21 июня 1941 года. Первые серийные БМ-13, созданные на базе автомобиля ЗИС-6, сошли с конвейера завода №723 Наркомата минометного вооружения в Воронеже.

Командование Красной Армии приняло решение — из первых БМ-13 сформировать экспериментальную батарею, вооружить ее снарядами, производство которых тоже находилось в стадии запуска, и отправить на фронт, проведя испытания в по-настоящему боевых условиях.

Первая батарея. «Катюша», БМ-13, Флёров Иван Андреевич, вов, история

28 июня 1941 года командующий войсками Московского военного округа подписал приказ о формировании экспериментальной батареи полевой реактивной артиллерии Красной Армии. В батарею были включены 7 БМ-13, собранные к этому моменту, одна 152-миллиметровая гаубица, предназначавшаяся для пристрелки целей, а также грузовики для перевозки снарядов. Командный состав формировался из слушателей Артиллерийской академии Красной Армии.

Командиром батареи стал 36-летний капитан Иван Флёров, герой советско-финской войны, отличившийся при прорыве «линии Маннергейма».

Чудо-оружие товарища Сталина. Как мир узнал о грозной «Катюше» «Катюша», БМ-13, Флёров Иван Андреевич, вов, история

Премьера под Оршей.

3 июля 1941 года батарея капитана Флерова, личный состав которой составлял 198 человек, с соблюдением мер секретности выдвинулась из Москвы по Можайскому шоссе. Целью был район белорусской Орши, где батарея должна была поступить в распоряжение Западного фронта.

О появлении на фронте новых образцов вооружения не знали ни немцы, ни советские солдаты. Поэтому первое боевое применение БМ-13 вызвало шок по обе стороны фронта.

Около 15 часов 14 июля 1941 года капитан Флёров отдал команду нанести удар по скоплению живой силы и танков фашистов в районе Орши. 112 реактивных снарядов, выпущенные установками в течение нескольких секунд, произвели сильнейшие разрушения, уничтожив скопление немецкой техники. Над районом поднялось огненное зарево. Через полтора часа после первого залпа батарея Флерова нанесла удар по переправе на реке Оршица, сорвав дальнейшее продвижением гитлеровцев на этом направлении.

Премьера под Оршей. «Катюша», БМ-13, Флёров Иван Андреевич, вов, история

Первый опыт показал — БМ-13 могут быть чрезвычайно эффективным оружием, которое не только наносит материальный урон врагу, но и подавляет его психику. Правда, и советским солдатам поначалу пришлось привыкать к характерному завыванию снарядов. В июле 1941 года особо впечатлительные воины боялись этих звуков не меньше, чем немецких бомбардировок.

В конце июля — начале августа 1941 года на Западном фронте начали действовать еще четыре батареи «катюш».

Чудо-оружие товарища Сталина. Как мир узнал о грозной «Катюше» «Катюша», БМ-13, Флёров Иван Андреевич, вов, история

Охота за секретом.

Немецкое командование, получив доклад с фронта о применении нового оружия русскими, отдало приказ во чтобы то ни стало захватить образец этой техники. На батарею капитана Флёрова началась охота.

Флёров прекрасно знал об этом, и сразу после нанесения удара по позициям немцев менял место расположения. Так вырабатывалась тактика применения реактивных минометов.

Охота за секретом. «Катюша», БМ-13, Флёров Иван Андреевич, вов, история

Первая опытная батарея БМ-13 успешно действовала в боях под Рудней, Смоленском, Ельней, Рославлем и Спас-Деменском. Иван Флёров отправил в Москву подробный отчет о применении установок, в котором указывал на достоинства и недостатки нового оружия.

В начале октября 1941 года во время отражения нового гитлеровского наступления батарея Флёрова за три дня израсходовала почти весь запас боеприпасов. Гитлеровцы провели стремительную операцию по окружению советских войск под Вязьмой.

Чудо-оружие товарища Сталина. Как мир узнал о грозной «Катюше» «Катюша», БМ-13, Флёров Иван Андреевич, вов, история

Первая батарея «катюш» также оказалась во вражеском «кольце». Командир батареи делал все возможное, чтобы вывести людей и технику из окружения. Те машины, на которых заканчивалось горючее, взрывались.

Из вяземского «котла» удалось выбраться 46 бойцам батареи капитана Флёрова. Остальные, включая командира, долгое время числились пропавшими без вести. Разведка докладывала — никаких признаков того, что немцам удалось захватить установки, нет.

Чудо-оружие товарища Сталина. Как мир узнал о грозной «Катюше» «Катюша», БМ-13, Флёров Иван Андреевич, вов, история

Последний подвиг капитана Флёрова.

Лишь гораздо позднее, когда в руках советского командование оказались архивы одного из армейских штабов вермахта, стало точно известно, что случилось с батареей.

В ночь с 6 на 7 октября 1941 года в районе деревни Богатырь Смоленской области колонна «катюш» нарвалась на засаду немцев. Личный состав батареи принял бой. За то время, что бойцам удавалось сдерживать натиск немцев, их товарищам удалось подорвать все установки БМ-13.

Сам командир батареи, будучи тяжело раненым, взорвал себя вместе с головной пусковой установкой.

Последний подвиг капитана Флёрова. «Катюша», БМ-13, Флёров Иван Андреевич, вов, история

В 1960-х годах командующий Ракетными войсками и артиллерией Сухопутных войск маршалом артиллерии Константин Казаков подписал представление на посмертное присвоение капитану Флерову звания Героя Советского Союза. Однако 14 ноября 1963 года указом Президиума Верховного Совета СССР Иван Андреевич Флёров посмертно был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени.

Чудо-оружие товарища Сталина. Как мир узнал о грозной «Катюше» «Катюша», БМ-13, Флёров Иван Андреевич, вов, история

В 1995 году поисковики в районе деревни Богатырь обнаружили останки советских солдат. Среди них опознаны останки капитана Флёрова. 6 октября 1995 года все останки перезахоронены рядом с обелиском у деревни Богатырь, установленном в память о подвиге первой батареи «катюш».

Чудо-оружие товарища Сталина. Как мир узнал о грозной «Катюше» «Катюша», БМ-13, Флёров Иван Андреевич, вов, история

21 июня 1995 года указом президента Российской Федерации за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне капитану Флёрову Ивану Андреевичу присвоено звание Героя Российской Федерации посмертно.

5 марта 1998 года приказом министра обороны РФ Герой Российской Федерации капитан Флёров Иван Андреевич навечно зачислен в списки командного факультета Военной академии Ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого.

Чудо-оружие товарища Сталина. Как мир узнал о грозной «Катюше» «Катюша», БМ-13, Флёров Иван Андреевич, вов, история

Источник

Для чего советские солдаты ездили на танках и БТР сидя на броне

Солдаты всегда были горазды на выдумки и смекалку, которые помогали не только легче перенести все тяготы боевых действий, но и даже спасти жизнь, свою и боевых товарищей. И хотя порой решения такого рода внешне представляются довольно странными, они действительно эффективны. Именно по этой причине советские солдаты ездят сидя на бронемашинах сверху - не хвастовства ради, а в силу жизненной необходимости.

Сверху на БТР солдаты ездят не просто так. /Фото: topast.ru

Сверху на БТР солдаты ездят не просто так. /Фото: topast.ru

Впервые советские солдаты ездили «на броне» еще в начале 1940-х годов.

На фотографиях периода Великой отечественной запечатлены знаменитые танки Т-34, на которых густо сидят краснорамейцы. Тогда БТР еще не было, а когда требовалось наступать в условиях бездорожья, именно танки легче всего удавалось перебрасывать пехоту на передовую. Конечно, это было весьма рискованно, ведь боец, сидящий на броне, мог быть сбит вражеской пулей, однако других вариантов тогда не было.

Красноармейцы на Т-34 во время Великой отечественной войны.  /Фото: pinterest.com

Красноармейцы на Т-34 во время Великой отечественной войны. /Фото: pinterest.com

Уже после окончания войны Советский ВПК начал разработку и производство первых бронемашин, которые поступили на вооружение к началу следующего десятилетия. Вот только первые же полевые испытания выявили некоторые недостатки в их конструкции.

Правда, от продолжения эксплуатации БТРов командование не отказалось. Поэтому все проблемы как нельзя ярко проявились во время войны в Афганистане. Так, стало ясно, что высокая пожароопасность двигателя и недостаточная толщина брони становилась причиной жертв среди советских солдат, особенно при попадании в бронемашину фугаса. Именно поэтому бойцы предпочитали ездить на броне - так была вероятность слететь в кювет, а не сгореть внутри машины.

Вывод советских войск из Афганистана, 1989 год. /Фото: svoboda.org

Вывод советских войск из Афганистана, 1989 год. /Фото: svoboda.org

Эта же тенденция продолжилась уже в российской армии во время боевых действий в Чечне. Тогда же особенно проявилась еще одна причина, почему солдаты ездили на бронемашинах. Дело в том, что война на неподконтрольной территории усложняла поставки боеприпасов, в которых постоянно нуждались бойцы, поэтому приходилось их возить с собой. Именно потому личный состав и ездил сидя на БТР - большая часть пространства внутри машины была попросту занята оружием и патронами к нему.

Солдаты на БТР в Грозном.  /Фото: pikabu.ru

Солдаты на БТР в Грозном. /Фото: pikabu.ru

Источник

Уникальный грузовик СССР, который существенно опередил своё время, МАЗ 2000

В годы СССР инженерная мысль была настолько развита, что от ее идей создавались такие невероятные машины, что удивляли не только нашу страну, но и Европу. Причём эксперименты велись во всех областях, будь это мотоциклы, трактора или автобусы. Не прошли мимо и грузовики, в 1988 году на Минском автомобильном заводе разработали уникальный грузовик, которому дали название МАЗ 2000 Перестройка. Внешний вид машины существенно отличался от имеющихся тогда в серийном производстве в стране.

Его официально представили на Парижском автосалоне, где ему вручили золотую медаль.

Колесная формула грузовика была 6х2. На него поставили дизельный двигатель от производителя MAN, он был шестицилиндровым, а мощность его составляла 290 л.с. Трансмиссия состояла из двенадцати скоростей, она была механическая. Переключение передач осуществлялось при помощи джойстика, что в те годы было просто космическим достижением. Масса грузовика 12 тонн, высота четыре метра, длина пятнадцать метров и ширина машины два с половиной метра.

Аэродинамика кабины грузовика была на высоте, благодаря этому удалось добиться существенного снижению потребления топлива и динамических показателей. К сожалению в серийное производство грузовик не пошёл, ему просто не нашли применение. Так часто случалось в то время, что перспективным разработкам закрывали путь к жизни и они оставались в единичных экземплярах. Если Вам известна еще какая-то информация про грузовик МАЗ 2000 Перестройка, поделитесь ей в комментариях под статьёй.

источник

Картина дня

))}
Loading...
наверх