АВТОМОБИЛИСТЫ

17 836 подписчиков

ОКА — микролитражка «КАМАЗа». История одного автомобиля

Сейчас далеко не многие знают, что на «КАМАЗе» в своё время производилась очень удачная легковушка — микролитражка Ока, пользовавшаяся у населения устойчивым спросом.

До сих пор сетуют некоторые автолюбители на то, что производство этой машины прекратилось. Оно и понятно, экономичная, занимающая немного места, но при этом вполне грузоподъёмная — просто находка для городского дачника или сельского жителя. Да и проходимость у этой малютки была неплохая. Историю о том, как она появилась на «КАМАЗе», мы вам сегодня и расскажем.

ОКА — микролитражка «КАМАЗа». История одного автомобиля камаз, легковые автомобили, малолитражка, микролитражка, ока, советский автопром

Вообще, идея о создании простой по конструкции и доступной по цене микролитражке для советского народа возникла ещё в конце 1960-х годов. За неё ратовал и последовательно внедрял в жизнь Виктор Поляков, сначала как гендиректор «ВАЗа» (с 1966 года по 1975 год), а затем уже как министр автомобильной промышленности Советского Союза (с 1975 по 1986 год). Но от идеи до реального воплощения в жизнь Оки в том виде, как мы её знаем, прошло более двадцати лет. О предтечах советской микролитражки мы расскажем как-нибудь в другой раз, а сегодня непосредственно об Оке.

По воспоминаниям Сергея Екимова, начальника художественно-конструкторского бюро «КАМАЗа», которое и занималось разработкой микролитражных автомобилей, история Оки начинается в конце 1970-х годов. Тогда специалисты двух советских автогигантов — «КАМАЗа» и «ВАЗа» — совместно занялись разработкой нового автомобиля.

ОКА — микролитражка «КАМАЗа». История одного автомобиля камаз, легковые автомобили, малолитражка, микролитражка, ока, советский автопром

 

В Музее «КАМАЗа» сохранились фотографии тех событий. Вот, например, один из демонстрационных макетов будущего автомобиля, сделанных из пластилина в натуральную величину. На фотографии, помимо макета, коллектив специалистов, работавших над проектом.

ОКА — микролитражка «КАМАЗа». История одного автомобиля камаз, легковые автомобили, малолитражка, микролитражка, ока, советский автопром

А это процесс создания данного макета, когда специалисты ХКБ Екимов и Заика в буквальном смысле его ваяют (фото 1980 года).

ОКА — микролитражка «КАМАЗа». История одного автомобиля камаз, легковые автомобили, малолитражка, микролитражка, ока, советский автопром

Таких макетов было сделано несколько. Вот этот, например, выставлялся в ВАЗовском Центре стиля в 1984-1985 годах.

ОКА — микролитражка «КАМАЗа». История одного автомобиля камаз, легковые автомобили, малолитражка, микролитражка, ока, советский автопром

А это фото одного из вариантов компоновки будущего автомобиля в натуральную величину на вертикальном «плазе».

ОКА — микролитражка «КАМАЗа». История одного автомобиля камаз, легковые автомобили, малолитражка, микролитражка, ока, советский автопром

А вот ещё один макет микролитражки, который так и не был воплощён в реальность. Серьёзно рассматривался и этот вариант, не известно, почему он не был принят, но Ока могла бы быть такой. Передовой дизайн, и сегодня вызывающий интерес, в то время наделал бы шуму.

ОКА — микролитражка «КАМАЗа». История одного автомобиля камаз, легковые автомобили, малолитражка, микролитражка, ока, советский автопром

Как бы там ни было, но работа по разработке машины шла вперёд. В 1983 году был создан первый прототип будущей машины, рабочее название которой было КАМА, Окой её нарекли позже. На фото видно, что номера прототипа были со старым названием, хотя форма уже привычной Оки.

ОКА — микролитражка «КАМАЗа». История одного автомобиля камаз, легковые автомобили, малолитражка, микролитражка, ока, советский автопром

ОКА — микролитражка «КАМАЗа». История одного автомобиля камаз, легковые автомобили, малолитражка, микролитражка, ока, советский автопром

ОКА — микролитражка «КАМАЗа». История одного автомобиля камаз, легковые автомобили, малолитражка, микролитражка, ока, советский автопром

ОКА — микролитражка «КАМАЗа». История одного автомобиля камаз, легковые автомобили, малолитражка, микролитражка, ока, советский автопром

ОКА — микролитражка «КАМАЗа». История одного автомобиля камаз, легковые автомобили, малолитражка, микролитражка, ока, советский автопром

ОКА — микролитражка «КАМАЗа». История одного автомобиля камаз, легковые автомобили, малолитражка, микролитражка, ока, советский автопром

Позднее были созданы и другие прототипы, которые проходили обкатку и испытания.

ОКА — микролитражка «КАМАЗа». История одного автомобиля камаз, легковые автомобили, малолитражка, микролитражка, ока, советский автопром

ОКА — микролитражка «КАМАЗа». История одного автомобиля камаз, легковые автомобили, малолитражка, микролитражка, ока, советский автопром

ОКА — микролитражка «КАМАЗа». История одного автомобиля камаз, легковые автомобили, малолитражка, микролитражка, ока, советский автопром

За период 1983-1985 были выявлены и устранены недоработки ходовой части, тормозной системы и задней подвески. Автомобиль был готов к выпуску!

ОКА — микролитражка «КАМАЗа». История одного автомобиля камаз, легковые автомобили, малолитражка, микролитражка, ока, советский автопром

После одобрения опытных образцов было положено начало созданию серийного производства легковых автомобилей на «КАМАЗе». Первым официальным документом стало Постановление Совета Министров СССР №575 «О создании мощностей по производству легковых автомобилей особо малого класса», подписано оно было 21 июля 1985 года. Второй документ вышел почти через год после первого, это Приказ Министра автомобильной промышленности СССР №550 от 21 июня 1986 года.

В декабря 1986 года под производство легковых автомобилей выделили сдаточный корпус Автомобильного завода. Через год — 21 декабря 1987 года, итогом многолетней деятельности конструкторов, дизайнеров и других специалистов с камазовского конвейера сходит первая микролитражка «Ока-ВАЗ-1111».

ОКА — микролитражка «КАМАЗа». История одного автомобиля камаз, легковые автомобили, малолитражка, микролитражка, ока, советский автопром

ОКА — микролитражка «КАМАЗа». История одного автомобиля камаз, легковые автомобили, малолитражка, микролитражка, ока, советский автопром

У Оки достаточно большая история, в которой много достижений, о них мы расскажем в другой раз.

ОКА — микролитражка «КАМАЗа». История одного автомобиля камаз, легковые автомобили, малолитражка, микролитражка, ока, советский автопром

Источник

Для чего советские солдаты ездили на танках и БТР сидя на броне

Солдаты всегда были горазды на выдумки и смекалку, которые помогали не только легче перенести все тяготы боевых действий, но и даже спасти жизнь, свою и боевых товарищей. И хотя порой решения такого рода внешне представляются довольно странными, они действительно эффективны. Именно по этой причине советские солдаты ездят сидя на бронемашинах сверху - не хвастовства ради, а в силу жизненной необходимости.

Сверху на БТР солдаты ездят не просто так. /Фото: topast.ru

Сверху на БТР солдаты ездят не просто так. /Фото: topast.ru

Впервые советские солдаты ездили «на броне» еще в начале 1940-х годов.

На фотографиях периода Великой отечественной запечатлены знаменитые танки Т-34, на которых густо сидят краснорамейцы. Тогда БТР еще не было, а когда требовалось наступать в условиях бездорожья, именно танки легче всего удавалось перебрасывать пехоту на передовую. Конечно, это было весьма рискованно, ведь боец, сидящий на броне, мог быть сбит вражеской пулей, однако других вариантов тогда не было.

Красноармейцы на Т-34 во время Великой отечественной войны.  /Фото: pinterest.com

Красноармейцы на Т-34 во время Великой отечественной войны. /Фото: pinterest.com

Уже после окончания войны Советский ВПК начал разработку и производство первых бронемашин, которые поступили на вооружение к началу следующего десятилетия. Вот только первые же полевые испытания выявили некоторые недостатки в их конструкции.

Правда, от продолжения эксплуатации БТРов командование не отказалось. Поэтому все проблемы как нельзя ярко проявились во время войны в Афганистане. Так, стало ясно, что высокая пожароопасность двигателя и недостаточная толщина брони становилась причиной жертв среди советских солдат, особенно при попадании в бронемашину фугаса. Именно поэтому бойцы предпочитали ездить на броне - так была вероятность слететь в кювет, а не сгореть внутри машины.

Вывод советских войск из Афганистана, 1989 год. /Фото: svoboda.org

Вывод советских войск из Афганистана, 1989 год. /Фото: svoboda.org

Эта же тенденция продолжилась уже в российской армии во время боевых действий в Чечне. Тогда же особенно проявилась еще одна причина, почему солдаты ездили на бронемашинах. Дело в том, что война на неподконтрольной территории усложняла поставки боеприпасов, в которых постоянно нуждались бойцы, поэтому приходилось их возить с собой. Именно потому личный состав и ездил сидя на БТР - большая часть пространства внутри машины была попросту занята оружием и патронами к нему.

Солдаты на БТР в Грозном.  /Фото: pikabu.ru

Солдаты на БТР в Грозном. /Фото: pikabu.ru

Источник

Уникальный грузовик СССР, который существенно опередил своё время, МАЗ 2000

В годы СССР инженерная мысль была настолько развита, что от ее идей создавались такие невероятные машины, что удивляли не только нашу страну, но и Европу. Причём эксперименты велись во всех областях, будь это мотоциклы, трактора или автобусы. Не прошли мимо и грузовики, в 1988 году на Минском автомобильном заводе разработали уникальный грузовик, которому дали название МАЗ 2000 Перестройка. Внешний вид машины существенно отличался от имеющихся тогда в серийном производстве в стране.

Его официально представили на Парижском автосалоне, где ему вручили золотую медаль.

Колесная формула грузовика была 6х2. На него поставили дизельный двигатель от производителя MAN, он был шестицилиндровым, а мощность его составляла 290 л.с. Трансмиссия состояла из двенадцати скоростей, она была механическая. Переключение передач осуществлялось при помощи джойстика, что в те годы было просто космическим достижением. Масса грузовика 12 тонн, высота четыре метра, длина пятнадцать метров и ширина машины два с половиной метра.

Аэродинамика кабины грузовика была на высоте, благодаря этому удалось добиться существенного снижению потребления топлива и динамических показателей. К сожалению в серийное производство грузовик не пошёл, ему просто не нашли применение. Так часто случалось в то время, что перспективным разработкам закрывали путь к жизни и они оставались в единичных экземплярах. Если Вам известна еще какая-то информация про грузовик МАЗ 2000 Перестройка, поделитесь ей в комментариях под статьёй.

источник

Картина дня

))}
Loading...
наверх