Анатолий Лебедев предлагает Вам запомнить сайт «АВТОМОБИЛИСТЫ»
Вы хотите запомнить сайт «АВТОМОБИЛИСТЫ»?
Да Нет
×

"АВТОМОБИЛИСТЫ ВСЕХ СТРАН - ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ!"

Цыганка в шоке...

Цыганка в шоке...

16 фев, 16:58
Автолюбитель перехитрил горо…

Автолюбитель перехитрил городские власти

2 мар, 14:26
Спасти жизнь ребенка любой ц…

Спасти жизнь ребенка любой ценой (шокирующее видео)

24 фев, 17:21
Автоприколы выходного дня

Автоприколы выходного дня

14 фев, 10:12
Новости МирТесен
Цыганка в шоке...

Цыганка в шоке...

16 фев, 16:58
Автолюбитель перехитрил горо…

Автолюбитель перехитрил городские власти

2 мар, 14:26
Спасти жизнь ребенка любой ц…

Спасти жизнь ребенка любой ценой (шокирующее видео)

24 фев, 17:21
Автоприколы выходного дня

Автоприколы выходного дня

14 фев, 10:12
Про новые придумки гаишников

Про новые придумки гаишников

22 фев, 16:01
Уникальный гибрид из Mercede…

Уникальный гибрид из Mercedes-Benz S500 W140 и ГАЗ-66

3 мар, 20:35

Предложения и пожелания










Развенчание легенд о РАФ-2203

развернуть

Кажется, он бегал по нашим улицам совсем недавно – мы все его помним, симпатягу «рафика». Но в лучшие годы его руль был доступен лишь избранным, и потому микроавтобус был овеян тонким ореолом загадочности и романтики. Сегодня у нас есть возможность покопаться в его подноготной.

В наших руках сегодня – последняя из моделей Рижской автомобильной фабрики, РАФ-2203, в одной из самых распространенных версий – пассажирской. Молва приписывает ей целый комплект эксклюзивных особенностей – разберемся с ними.

Развенчание легенд о РАФ-2203 РАФ-2203, РАФик, раф

1. РАФ – только для госслужбы

Удачным местом для сбора воспоминаний про этот некогда самый популярный «бусик» СССР оказалась конечная остановка крупного спального массива. Сегодня здесь разворачиваются совсем иные маршрутки, но РАФ еще помнят, причем не только в «маршруточной» ипостаси. Так, некоторые мужчины постарше сокрушались, что РАФ-2203 не передавался в частную собственность, и что вместо Жигулей они с радостью бы выбрали вместительный, просторный и грузоподъемный микроавтобус – просто мечту активного дачника и автотуриста.

Спешим развеять этот миф об исключительно «служебной» роли данного автомобиля. Дело в том, что во второй половине 80-х годов около 0,5% от годового количества произведенных "рафиков" (примерно 80-90 единиц) передавались в частное пользование многодетным семьям, в которых воспитывалось 4 и больше детей. В отличие от инвалидных машин (также распространявшихся через гор- и райсобесы), микроавтобусы не подлежали возврату государству и бесплатной замене через определенный период времени.

1. РАФ – только для госслужбы РАФ-2203, РАФик, раф

Но все же большая часть машин использовалась в качестве маршрутных такси, служебных авто для поездок персонала в различных учреждениях, в качестве кареты скорой помощи, в органах МВД и прочих госструктурах.

2. Комфортный и динамичный

На нашей остановке ждали желтых автобусов и представительницы прекрасного пола. Приятно удивленные отлично отреставрированным ярко-зеленым минивэном, женщины отмечали, что РАФ-2203 запомнился им как комфортабельный автомобиль. Это правда. Даже обычные пассажирские версии оснащались мягкими широкими сиденьями, а не примитивными «табуретками», как на современных маршрутках. Чего уже говорить о «люксовых» исполнениях прибалтийского микроавтобуса – а таких выпускалось немало. Комфорт также обеспечивала вполне себе «легковая» подвеска с длинным ходом, мягкими пружинами и рессорами.

2. Комфортный и динамичный РАФ-2203, РАФик, раф

О динамичности опробованного нами автомобиля можно спорить, но скучным он мне точно не показался. Впечатления за рулем самые яркие: сижу перед передней осью, дорога бежит буквально мне под ноги, и естественно, динамика разгона в такой позиции ощущается ярче, чем в авто традиционной капотной компоновки. С полной загрузкой (грузоподъемность микроавтобуса равна 895 кг, мощность двигателя – 95 л.с.) Латвия с места до 60 км/ч разгонялась за 14 секунд, до «сотни» – более 25 секунд. Даже по меркам 1980-х цифры не ахти, но, повторюсь, микроавтобус с одним-двумя пассажирами субъективно кажется достаточно резвым.

Развенчание легенд о РАФ-2203 РАФ-2203, РАФик, раф

Развенчание легенд о РАФ-2203 РАФ-2203, РАФик, раф

3. Недолговечный

В автохозяйствах рижский автомобиль снискал славу надежного и неприхотливого транспорта, за что стоит благодарить в первую очередь донора платформы – Волгу ГАЗ-24. Одновременно автомобиль был слаб конструкцией кузова, из-за чего машину официально могли списывать уже через три года интенсивной эксплуатации.

3. Недолговечный РАФ-2203, РАФик, раф

Кузов неважно переносил перегрузки и езду по плохим дорогам, на маршрутных такси часто трескался кузов в районе центральных стоек. С этой напастью конструкторы боролись добавлением дополнительного усилителя, но проблема окончательно не исчезла. По меркам огромной страны РАФ выпускался недостаточным тиражом, и из-за его дефицитности в условиях СССР многие экземпляры неоднократно ремонтировались, переваривались и восстанавливались для продления эксплуатации.

4. Только пассажирский микроавтобус

Следующий миф о РАФе можно развеять даже кратким перечнем других типов кузовов этого авто: фургон, бортовой грузовичок, пикап, и даже седельный тягач. И этот список еще можно продолжать. Появление первой группы нетрадиционных для Рижской автомобильной фабрики автомобилей было связано с проведением в Москве ХХ Олимпийских игр. Именно под это событие в Латвии построили несколько вариантов специализированных пикапов и седельных пассажирских автопоездов.

Вторая, более обширная, группа различных вариаций кузовов, отличных от пассажирского микроавтобуса, появилась на рубеже 90-х. Когда распался Советский Союз и все предприятия потеряли гарантированных плановой экономикой потребителей, им пришлось заново завоевывать рынки и искать потенциальных клиентов. Для нового рынка прибалты создали бортовые грузовики с усиленным шасси в вариантах двух- и пятиместной кабины, паталогоанатомические фургоны, инкассаторские бронеавтомобили, «кинопередвижки» и пр. К сожалению, такое расширение модельного ряда не спасло предприятие от банкротства и закрытия.

5. Лучшая советская маршрутка

Дожидаясь своей желтой маршрутки – полноценного девятиметрового автобуса, один из современных пассажиров поведал нам, что считает именно РАФ-2203 идеальным маршрутным такси Советского Союза. С ним мы не можем не согласиться.

Во многих городах бывшего СССР Латвии трудились на маршрутах отдаленных микрорайонов, куда запуск полноразмерных автобусов был не целесообразен. С конечной остановки «рафики» отправлялись по мере заполнения сидячих мест, стоячих пассажиров не брали, все размещались в удобных креслах и диванах и могли выйти по требованию – везде, где позволяли Правила дорожного движения. Также и подсесть на борт можно было где угодно, «проголосовав» прямо с обочины – на то оно и такси, и отличие от обычного таксомотора было только в том, что двигались РАФы по заранее определенному маршруту.

5. Лучшая советская маршрутка РАФ-2203, РАФик, раф

Развенчание легенд о РАФ-2203 РАФ-2203, РАФик, раф

Кстати, маршрутная табличка на борту опробованного нами экземпляра – самая настоящая: маршрут № 27 в 1980-е годы работал в Москве, и реставраторам удалось раздобыть этот указатель в российской столице уже в наши дни.

Развенчание легенд о РАФ-2203 РАФ-2203, РАФик, раф

В отличие от современных массовых маршруток, грубоватых, даже утилитарных, построенных на базе грузовиков, РАФ имел шасси от легковой Волги, что обеспечивало действительно комфортную езду. При входе в некоторых прибалтийских микроавтобусах устанавливалась автоматическая билетная касса, а снаружи рейсовые автомобили можно было отличить по шашечкам на боковинах. Под лобовым стеклом и на правой стороне размещались таблички с номером маршрута.

Но заводские инженеры работали над еще более совершенной конструкцией общественного транспорта, и в 1974 году даже представили специализированный переднеприводный электромобиль РАФ-2204 с укороченной колесной базой и свесами, который должен был стать образцовой маршруткой – бесшумной, экономичной, комфортабельной. Но малый запас хода (около 40 км) и хлопоты с зарядкой аккумуляторов заставили отложить эту затею на будущее.

6. Уникальный во всем мире

Сам по себе РАФ-2203 чем-то исключительным в мировых масштабах не был – вместительные авто вагонной компоновки к тому времени были давно известны. Взять хотя бы Volkswagen T1 и T2… Но с точки зрения дизайна он в самом деле был весьма оригинален и заслуживает самой щедрой похвалы. Благодаря наклонным образующим поверхностям, коробчатость его вагонообразного кузова была сведена стилистами к минимуму, при этом удалось сохранить компактные, оправданные с точки зрения компоновки и функционала габариты.

Но в плане эксклюзивности есть еще одна тема для разговоров. Советский народ, как известно, был самым читающим в мире, и вот седоватый мужчина все на той же конечной остановке, засмотревшись на наш ярко-зеленый РАФ, вспомнил, что в начале 80-х, листая подшивку журналов в кружке юных техников, наткнулся на небольшую заметку о водородном РАФе. Был ли он первым в своем роде?

Был – именно РАФ-2203 можно считать первым в мире микроавтобусом c двигателем внутреннего сгорания, работающим на водороде. Первый опытный экземпляр гибридного автомобиля («родной» 2,45-литровый мотор микроавтобуса работал и на водороде, и на бензине) появился в 1979 году. На низких оборотах двигатель РАФа функцонировал исключительно на водороде, с ростом частоты вращения в него добавлялся бензин, а на высоких оборотах авто полностью переходило на А-93.

6. Уникальный во всем мире РАФ-2203, РАФик, раф

Как показали исследования НАМИ, суммарный расход топлива снизился почти в 3 раза, а выбросы СО сократились в 23 раза в сравнении с перспективными нормами, которые вступали в силу в 1980 году. Интересно, что несколько опытных водородных "рафиков" обслуживали Олимпийскую деревню в Москве во время проведения Олимпиады-80.

Уже в 1982 году НПО «Квант» и Рижская автомобильная фабрика создали еще один водородный автомобиль – на этот раз работающий на модных сегодня топливных элементах. Кроме электрохимических генераторов и емкости для водорода в комбинированную энергоустановку входили также электродвигатель и никель-цинковая аккумуляторная батарея. Баки для водорода находились в задней части автомобиля, там же размещались и генераторы.

Развенчание легенд о РАФ-2203 РАФ-2203, РАФик, раф

7. Он и сегодня крут

Даже если допустить, что Рижская автомобильная фабрика смогла бы выжить в тяжелые 1990-е, РАФ-2203 вряд ли бы имел спрос сегодня. В наше время принято использовать внутреннее пространство минивэна более рационально, а у модели 2203 жилая зона передка и возможности трансформации ограничены возвышающимся между узких передних кресел двигателем. И это не говоря об устаревшей компоновке и конструктивно примитивных агрегатах.

7. Он и сегодня крут РАФ-2203, РАФик, раф

И все же жаль, что тяжелые экономические условия уничтожили такое интереснейшее предприятие, как РАФ, поставив крест на перспективах развития одного из самых передовых микроавтобусов своего времени. К счастью, «рафик» будет жить в тех немногочисленных образцах, что заботливо восстановлены отечественными реставраторами.

Развенчание легенд о РАФ-2203 РАФ-2203, РАФик, раф

Источник


Ключевые слова: Обзоры
Опубликовала Ольга Филиппова , 05.02.2016 в 13:14
86
2

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
александр матасов
александр матасов До 2000-тысячных годов РАФ бегал в Майкопе как маршрутные такси. Текст скрыт развернуть
Андрей Осипов
Андрей Осипов У меня у родителей такой бус был, когда в 18 лет права получил, сколько с этим бусом прекрасного и умопомрачительного связано, выкидываешь 3 ряда сидений, на их место ставишь диван, и на природу, вспомнил, аж засвирбело, хороший бус был. Текст скрыт развернуть
сергей маслов
сергей масловАндрей Осипов ..выкинутые и сидения,только без дивана. Толстое ковровое покрытие на пол))) ...вспоминаю,аж засвирбело,как ты пишешь Текст скрыт развернуть
vladanv69
vladanv69 У них пол был деревянным, т.е. Фанера 10 мм пропитанная бакелитом. Она крепче кузова была и не гнила. Текст скрыт развернуть
сергей маслов
сергей масловvladanv69 я при замене кузова пол застелил двумя слоями,так как остался пол от старого кузова .Плюс ковровое покрытие. Неплохая была звукоизоляция,да и жесткости прибавило. Текст скрыт развернуть
Roman Kuznetsov
Roman Kuznetsov Исчезли они очень быстро и незаметно. Текст скрыт развернуть
Олег Груздев
Олег ГруздевRoman Kuznetsov Как и многое хорошее из советского союза. Текст скрыт развернуть
Roman Kuznetsov
Roman KuznetsovОлег Груздев Раф особенно быстро,как будто специально вывезли из страны после того,как появились газели. Текст скрыт развернуть
zenner
zenner РАФ уже после распада СССР на полном серьёзе пытался "захватить" рынок России в плане микроавтобусов.
Сделали базовую машину, и примерно три варианта применения. РАФ собирался работать только на Россию. Но увы не пошло. ЕС их зарубил сходу, внутренний рынок не нуждался в тысячах микро автобусах, Россия к РАФу охладела. И бобик благополучно сдох.
Как видно на картинке, это всё та же база только с пластиковыми навесами.
Текст скрыт развернуть
Виктор Луговой
Виктор Луговой ...Только не А-93, а Аи-93. Текст скрыт развернуть
Tommy Tompson
Tommy Tompson самый лучший бас эпохи СССР.В 92г.мне довелось опробовать руль-фигня,конечно,полная...но тем не менее...неудобные педали и ручка переключения-надо привыкнуть,однако волговская короба перекл.хорошо.ходовка мягенькая! Текст скрыт развернуть
Инквизитор
Инквизитор Лично мне он нравился, несмотря на пол из фанеры. Но это можно было и переделать....не судьба, мне не продали. Текст скрыт развернуть
Николай Морозов
Николай МорозовИнквизитор Пол из фанеры это не от нищеты ......
Фанера пропитанная бакелитом не гнила в отличие от металла и переживала многие машины ......., хотя на тех которых ездил всегда были резиновые коврики ...................
Текст скрыт развернуть
Инквизитор
ИнквизиторНиколай Морозов Странно, но почему то полики гнили раньше железа....может потому, что не внедрялось тогда композитный материал, что было уже на внедрении. У мня сейчас фанера 20 мм, используемая для формовки Ж/б. конструкций на том же уровне, что могли производить, и производили 30-ть лет назад. Я даже испробовал напыления, что использовали на траки танков, правда я использовал на лыжных креплениях....ну немного модернизированных. Всего лишь пластину, толщиной 5-мм, в которую при зацепе втыкаются всего лишь 4-5 конических штырьков. Разброса нет. При расцеплении с лыжей, или контактом с композитом, через какое то время происходит затягивание этого материала, или, типа, его восстановления. Я это не мог бы придумать, если бы не общение с моим другом, Сергеем Заикиным, и его отцом, работающем ЦКБ М.В. Хруничего
....А ведь это занимательно, как кто-то использует наши достижения против нас, и с нашими молодыми мозгами....И всего лишь, пообещать им красивую жизнь......................не говоря о всеобщем кредите на эту жисть............. Ну это их трудности, сменить Родину на бабло, "красивую жизнь"..типа престижно// по нынешним временам//...........НО они наши Дети. И стоит ли им доверять нашу Родину, Как и Евреям, внезапно воспылавшим такой любовью именно к Керчи...не Сибири //которую еще стоит поднимать//.........Не хочу катить баллоны против иудеев, Евреев/ "Аллаха"/, но принцип Торы для меня неприемлем в КОРНЕ.. И пусть меня они пожелают поимеют меня, а я хочу поиметь ихъ.
Текст скрыт развернуть
Евгений МакЛауд
Евгений МакЛауд РАФ-2203 вряд ли бы имел спрос сегодня. В наше время принято использовать внутреннее пространство минивэна более рационально, а у модели 2203 жилая зона передка и возможности трансформации ограничены возвышающимся между узких передних кресел двигателем. И это не говоря об устаревшей компоновке и конструктивно примитивных агрегатах.(с)

Какое шасте, у нынешних авто двигун выведен на крышу и в передке прекрасная жилая зона, а агрегаты нынче такие непримитивныее, двигатели все без поршней, каленвалов, распредвалов и прочей примитивной лабуды, мосты все на ионных подшипниках, а подвеска вся на финском воздухе.

РАФИк нормальная машина для асфальта и европейского климата. ей бы предусмотрели возможность ведущего передка, тогда бы точно цены бы не было. А так на лёгком снежку или грязи сразу становился коровой на льду. В принципе как и обычная волга. развесовка РАФа была хреновая.
Текст скрыт развернуть
Андрей Бердюгин
Андрей Бердюгин стоит сейчас у соседа передок от 3105 - дисковые тормоза шаровые движок опель коробка автомат модернизирована электрика кузов усилен ..короче сосед доволен .... Текст скрыт развернуть
Владимир Минаков
Владимир Минаков Это сейчас на РАФик, после Опель Трафик и Мэрс Вито подобных смотрят свысока. А 15 лет назад, пересев с Лады на РАФа, весьма приятно был удивлён: авто мягкое, встречные авто так не ослепляют и не забрызгивают лобовое стекло, сидишь " над шоссе", а не вроде ногами на асфальте. Груза ( при выброшенных двух задних рядах сидений) спокойно укладывали и везли 1,2...1,3 тонны... Правда, бензина кушал 12...13 литров на 100 км. Ему бы нормальный дизель - вообще бы ляля... Однажды видал РАФ, внутреннюю отделку которому зэки сделали своему начзоны - бомба! -как салон самолёта, с креслами, шкафчиками, газплитой и холодильником( как в немецких домиках на колёсах).Скорость можно было развить 110...120 км, но обычная крейсерская - 90 км/ч. И запчастей Волговских - как грязи... Сейчас, конечно, он не профильный... Текст скрыт развернуть
сергей маслов
сергей маслов Моя первая машина))) В двадцать лет ТАКАЯ машина открывала массу возможностей и радостей,самые тёплые воспоминания о приключениях и радостях подаренных мне РАФиком останутся до конца дней. Кстати слабость кузова отмечена верно и,первый кузов был убит без сожаления.Удалось добыть кузов"скорой"в достаточно хорошем состоянии .Лонжероны изготовленные по собственным чертежам и ввареные в районе стоек за передними дверьми и ещё ряд усовершенствований сделали кузов намного прочнее и жестче ,-не нарадоваться))) Текст скрыт развернуть
Александр Докукин
Александр Докукин Просрали страну латыши...
Главные потери:
1). РАФ - автомобилестроение;
2). ВЭФ - радиоэлектроника;
3). «Дзинтарс» - парфюмерия;
4). «Лайма» - кондитерская фабрика;
5). прядильно-трикотажный комбинат в городе Огре (крупнейший в Европе);
а остального и не перечесть - от мопедов до ... - долго перечислять.
Текст скрыт развернуть
Дмитрий Спасюк
Дмитрий Спасюк Рижский только название дклали в Елгаве Текст скрыт развернуть
Показать новые комментарии
Комментарии с 1 по 20 | всего: 31
Новое на Автомобилистах
Облом на парковке

Облом на парковке

Говорят, кто раньше встал, того и тапочки. В нашем случае - видишь место не теряй время. https://youtu.be/awCGfqogKcQ

Анатолий Лебедев 10 мар, 20:15
+4 0
Страшная авария во Всеволожске могла быть срежиссирована

Страшная авария во Всеволожске могла быть срежиссирована

Продолжение ранее опубликованной темы  В Ленинградской области мажоры устраивают сафари на автомобилистов от 24 февраля мы нашли на страницах "Комсомольской пр

Анатолий Лебедев 10 мар, 16:06
+7 5
Автомобили с самым большим пробегом в мире

Автомобили с самым большим пробегом в мире

Самые долговечные автомобили.   Многие из нас, когда одометр нашего автомобиля достигает 100 тыс., 200 тыс. км или другого более круглого значения, нач

Анатолий Лебедев 10 мар, 15:12
+3 2
Томас Штэрцель:«У российского рынка огромный потенциал»

Томас Штэрцель:«У российского рынка огромный потенциал»

Почему цены на автомобили Porsche не привязаны к курсу валют, как добиться успеха на падающем рынке, и по какой причине российские покупатели не отличаются лояль

Анатолий Лебедев 10 мар, 14:57
+2 0
Необычайный Cross:джип-самоделка из Петербурга

Необычайный Cross:джип-самоделка из Петербурга

Сложно представить, что основой для этого стильного «пляжного» джипа стала непрезентабельная мотоколяска. Созданный в 2005 году питерским предпринимателе

Анатолий Лебедев 10 мар, 13:30
+23 5
Кларксон был замечен на съемках нового шоу

Кларксон был замечен на съемках нового шоу

Съемки нового шоу на Amazon продолжают идти полным ходом, и ведущие передачи Кларксон, Хаммонд и Мэй тестируют биг-фут Mercedes-Benz SL. Веселое преобразование

Анатолий Лебедев 10 мар, 13:23
+2 0
Первый электробус - НЕФАЗ

Первый электробус - НЕФАЗ

Тема электробусов в России за последние годы перешла из разряда фантастики к вполне реальным проектам. На этом поприще себя попробовали практически все ведущие з

Ольга Филиппова 10 мар, 12:45
+3 0
Собака привела в движение грузовик и устроила аварию

Собака привела в движение грузовик и устроила аварию

Золотистые ретриверы - очень игривые собаки. И невероятно любят своих хозяев. Поэтому, оставив ее без присмотра, рискуешь обзавестись проблемами. Как этот америк

Ольга Филиппова 10 мар, 09:17
+2 0

Поиск по блогу

О сайте

  • "Автомобилисты всех стран - объединяйтесь!"

    Социальная сеть для автомобилистов :
    знакомства, общение, обмен опытом, советы по эксплуатации и ремонту автомобилей!

    Создавайте темы для обсуждения, загружайте фото и видеозаписи, приглашайте друзей и знакомых!
Читать
Русские девушки ВДВ

Русские девушки ВДВ

5 мар, 15:38
УБЕРИТЕ МАШИНУ, ТВАРИ!

УБЕРИТЕ МАШИНУ, ТВАРИ!

9 мар, 18:39
Туалет на трассе М4 - ДОН

Туалет на трассе М4 - ДОН

9 мар, 17:06
Автомобильные креативы

Автомобильные креативы

9 мар, 04:41
+27 3
Девушек совершенно нельзя по…

Девушек совершенно нельзя подпускать к автомобилям!

4 мар, 15:35
Новости МирТесен