Вот для чего на корме Т-34 крепилось два цилиндра

Далеко не все вещи в нашей жизни так очевидны, как может показаться на первый взгляд. Особенно, когда речь заходит про технические аспекты. Например, мало кто знает, для чего на самом деле танку Т-34-85 два цилиндра на корме. Большинство предположит, что это маршевые баки для горючего. Такой ответ будет не правильным. Догадаться самостоятельно сложно, особенно если не увлекаешься на постоянной основе изучением бронетехники.

Это дымовая шашка. |Фото: дымовыешашки.рф.

Это дымовая шашка. |Фото: дымовыешашки.рф.

Танк Т-34-85 был спроектирован на базе советского танка Т-34 и принят на вооружение в 1944 году, став венцом отечественного танкостроения в семействе средних машин.

Среди всех собратьев именно 85-ый смог продемонстрировать максимальную боевую эффективность в имевшихся на тот момент условиях. Главными особенностями модели стали усиленное бронирование, повышение функциональности и эргономики внутреннего пространства. При этом, скорость Т-34-85 снизилась совсем незначительно, благодаря ударным конструкторским решениям.

Ставятся на место маршевых баков.

Ставятся на место маршевых баков.

Если же посмотреть на некоторые Т-34 сзади, то можно увидеть «тучные» цилиндры. Многие ошибочно принимают их за баки с горючим. Это не так. На самом деле это БДШ-5. Иными словами, это танковые дымовые шашки для установки дымовых завес. Создана, кстати, БДШ-5 была на базе МДШ – морской модификации дымовой шашки для кораблей.

Такое приспособление. |Фото: karopka.ru.

Такое приспособление. |Фото: karopka.ru.

Шашка БДШ представляет собой металлический цилиндр высотой 480 мм и диаметром 412 мм. Внутри него находится сетчатый цилиндр, под которым лежит антраценовая дымовая смесь. Активация дымовой завесы осуществлялась при помощи электронного запала, реже – при помощи запала ударного действия. Работала шашка в течении 5-7 минут. Площадь дымовой завесы при этом могла достигать 2 гектаров.

Для спасения танка и прикрытия войск. |Фото: warthunder.ru

Для спасения танка и прикрытия войск. |Фото: warthunder.ru

На танках Т-34 дымовые шашки использовались для создания дымовых преград с целью защиты самого танка или же для создания дымовых преград, которые прикрывали своим действием наступающие войска (в первую очередь пехоту). Также экипаж маскировал танк дымом, если машина оказывалась подбита. Стоит отметить, что советским танкистам также полагалось некоторое количество ручных дымовых шашек, которые в случае подбития, выкидывались из башни через люк.

Дымовые шашки используются по сей день. |Фото: yandex.uz.

Дымовые шашки используются по сей день. |Фото: yandex.uz.

После окончания войны шашки БДШ-5 использовались еще некоторое время. Их ставили в том числе, но новые Т-44 и Т-54. Спустя еще некоторое время, данный вид снаряжения был признан устаревшим и оказался выведен из употребления в войсках. Произошло это по причине развития систем дымового пуска. Стоит также отметить, что дымовые шашки крепились на ту же аппаратуру, которая использовалась для перевозки маршевых топливных банков. Однако в бой с последними, как правило не ходили.

Источник

Проект «Река», или Как ВАЗ решили научить плавать вездеход

Советская, а затем отечественная автомобильная отрасль всегда тесно сотрудничала с оборонной промышленностью, поставляя ей машины самого разного типа. Вот только легендарный ВАЗ эта практика долгое время не касалась. И чтобы исправить положение, автомобильные умы Тольятти решили придумать такую машину, которая бы точно заинтересовала командование. Результатом этих изысканий и стал проект «Река», в рамках которого разрабатывался настоящий вездеход-амфибия.

Машина, которая по воде рассекает также лихо, как по земле. /Фото: livejournal.com

Машина, которая по воде рассекает также лихо, как по земле.

/Фото: livejournal.com

Когда Министерству обороны СССР потребовался легкий водоплавающий вездеход в 1971 году, эту непростую задачу было решено поручить сразу двум автогигантам - УАЗу и ВАЗу. Первый в конечном итоге разработал прототип УАЗ-3907 «Ягуар». А вот второй развернул масштабный проект под названием «Река», с индексом 2122.

Интересный факт: на гражданском предприятии эта разработка, как и большинство оборонных, велась под грифом «секретно», а в документах проходила как «транспорт для рыбаков и охотников». Кроме того, художник Юрий Денисов, разрабатывая внешний вид вездеход-амфибии, сделал ее максимально неотличимой от обычного автомобиля.

По виду и не скажешь, что амфибия. /Фото: rulit.me

По виду и не скажешь, что амфибия. /Фото: rulit.me

К 1976 году был собран первый опытный образец, который на самом деле абсолютно не был похож на плавающий вездеход. Своего собственного имени автомобиль не получил - ему был присвоен лишь индекс ВАЗ-2122. Машина была оснащена всем необходимым для безопасного и успешного преодоления водных преград.

Так, например, автомобиль имел гребные шины и герметичный корпус-лодку, а также насос для откачки воду за борт. А в левом переднем крыле расположилось сливное окошко, в днище тоже был люк-кингстон.

Машина легко избавлялась от попавшей в нее воды. /Фото: pikabu.ru

Машина легко избавлялась от попавшей в нее воды. /Фото: pikabu.ru

После удачных испытаний было решено разрабатывать амфибии второй, а затем и третьей серии. И, казалось, что необычный автомобиль вот-вот пополнит ряды автопарка советской армии. Однако на пути неожиданно встало сразу несколько препятствий. Так, стало понятно, что стандартный способ сборки автомобилей на ВАЗ не подходит для вездеход с индексом 2122. Дело в том, что конвейере мотор и трансмиссия устанавливаются снизу кузова, а, учитывая особенности конструкции машины, которая должна быть герметичной, это, по сути, не представлялось возможным.

Кроме того, тот же мотор при отсутствии должной циркуляции воздуха и необходимости «крутить» тяжелые гребные колеса сильно перегревался. Разработчики пытались исправить этот серьезный недостаток, однако в необходимой степени им это так и не удалось.

Машина оказалась полна серьезных проблем.  /Фото: topwar.ru

Машина оказалась полна серьезных проблем. /Фото: topwar.ru

Справедливости ради, стоит отметить, что третья серия ВАЗ-2122 все же претерпела серьезную модернизацию и даже могла выйти в производство. Однако этого так и не произошло. Причиной стало банальное отсутствие денег. Министерство обороны соглашались только выкупать готовые модели, без финансирования самого процесса сборки. Поэтому от проекта они отказались.

А вот на ВАЗ сдаваться не хотели. Было разраработано еще две серии вездеходов-амфибий, в том числе ориентированные на гражданский рынок. Однако, к сожалению, все эти попытки оказались бессмысленными: не только сама машина осталась не у дел, но и наработки по ней больше нигде не использовались, а подобные проекты так и не были реализованы.

Одна из последних моделей вехдехода-амфибии. /Фото: topast.ru

Одна из последних моделей вехдехода-амфибии. /Фото: topast.ru

Источник

Популярное в

))}
Loading...
наверх