7 фактов о легендарном Ford Model T, усадившем за руль всю Америку

 

В мире выпускается бесчисленное множество марок машин и есть модели, которые навсегда вписали себя в историю автомобилестроения. Но и среди них сложно найти такой автомобиль, который оказал бы настолько масштабное влияние на развитие автоиндустрии, поистине изменив мир, как Ford Model T. Эта легендарная машина усадила за руль всю Америку, выпускалась миллионными тиражами и стала первым автомобилем, доступным простому человеку. И это не все примечательные факты из истории модели.

1. Модель была не только черного цвета

 
Ford Model T. /Фото: ugc.kn3.net
Ford Model T.
/Фото: ugc.kn3.net

Фраза Генри Форда о том, что Ford Model T доступен в «любом цвете, если он черный» известна многим. На самом деле первые модели выпускались в красном, синем, зеленом и сером цветах. Черный цвет автомобиль приобрел с началом конвейерной сборки, так как окрашивание в разные цвета замедляло производственный процесс, а именно черная краска быстрее всего высыхала.

Клиенты были не очень довольны отсутствием выбора расцветки, и дилерские центры обратились в компанию с просьбой предоставить выбор цветов, а также моделей. Тогда Генри Форд заявил: «Любой покупатель может иметь автомобиль любого цвета, который он хочет, при условии, что он черный». Он также добавил, что продолжит производство только модели T. Позже, в своей автобиографии, он признал, что нужно было прислушиваться к пожеланиям клиентов, но отметил, что «когда предложение касается только стиля, нужно убедиться, что это не просто личная прихоть».

2. Ford Model T имел прозвище «Жестяная Лиззи»

 
Ford Model T имел высокий дорожный просвет и передвигался по любым дорогам. /Фото: timedotcom.files.wordpress.com
Ford Model T имел высокий дорожный просвет и передвигался по любым дорогам. /Фото: timedotcom.files.wordpress.com

Автомобиль имел множество прозвищ, в том числе «Flivver» (Тачка) и «Leaping Betty» (Прыгающая Бетти), но самое распространенное – это «Tin Lizzie» (Жестяная Лиззи). Точно не известно, как модель получила это прозвище, но есть версия, что это произошло после автомобильной гонки, которые регулярно проводились автосалонами в рекламных целях. В мероприятии, проходившем на Pikes Peak в Колорадо в 1922 году принимал участие Ноэль Баллок (Noel Bullock) со своим автомобилем Ford Model T, который он называл «Старая Лиз». Машина действительно была старой и побитой, за что зрители ее называли «Жестянкой». Однако в гонке эта машина оставляла за собой более дорогие и ухоженные модели. Когда газетчики сообщили о победе, они сделали ошибку и вместо «Старой Лиз» назвали ее «Жестяной Лиз». Прозвище прижилось и прилепилось ко всем моделям Т.

3. Ford Model T ценили за невероятную универсальность и практически «неубиваемость»

 
Ford Model T выполняет роль трактора. /Фото: timedotcom.files.wordpress.com
Ford Model T выполняет роль трактора. /Фото: timedotcom.files.wordpress.com

Ford Model T был невероятно универсален и служил не только средством передвижения на дальние расстояния. Умельцы перестраивали машину под трактор, снегоход, фургон и другие версии транспортных средств. Заменив одну из задних шин кожаным ременным приводом, соединенным со шкивом владельцы подключали к автомобилю молотилки, лесопилки и другие агрегаты. Известны случаи, когда церковные служители преображали машину в мобильную церковь. Железнодорожные компании использовали форды для проверки путей, заменив колеса металлическими гусеницами.

Перепрофилирование Model T было настолько распространенным явлением, что возникли фирмы, которые оказывали послепродажные услуги по перестройке автомобиля во что-то другое. Журналы того времени выделяли целые колонки под статьи, рассказывающие как модифицировать автомобиль для других целей.

4. Существовала грузовая версия – Ford Model TT

 
Ford Model TT, 1918 год. /Фото: trucks.com
Ford Model TT, 1918 год. /Фото: trucks.com
 

Мало кто знает, что какое-то время выпускалась грузовая версия модели Т. Генри Форд вообще не хотел производить какие-то другие модели, но сделал исключение, видя, как владельцы перестраивают свои автомобили, снимая задние сидения. Первый грузовик Model TT поступил в продажу 27 июля 1917 года, и выпускался до 1927 года.

5. На смену Model T пришла модель А, а не U

 
Ford Model A Tudor Sedan, 1928 год. /Фото: upload.wikimedia.org
Ford Model A Tudor Sedan, 1928 год. /Фото: upload.wikimedia.org

Первую машину Генри Форд назвал модель А. Вторая модификация стала моделью В и так далее, пока очередь не дошла до Т. В алфавите после этой буквы идет U, но следующая машина получила название модель А. Почему же так получилось? Дело в том, что Генри Форд считал модель Т наилучшей и она была настолько востребована, что он не хотел производить какие-то другие модификации. Однако конкуренты не дремали и в середине 1920-х годов продажи модели T снизились. В мае 1927 года ее перестали производить, и в ноябре ей на смену пришла модель А.

Отход от старой системы наименований подчеркивал, что это новая машина, разработанная с нуля, а не модификация модели Т. Чтобы отличить этот автомобиль от более ранней модели А, после названия часто указывают годы выпуска (1927–1931).

6. Генри Форд не рекламировал Ford Model T

 
Генри Форд практически не рекламировал Ford Model T. /Фото: thoughtco.com
Генри Форд практически не рекламировал Ford Model T. /Фото: thoughtco.com

При выпуске первых моделей своих машин Генри Форд давал рекламные объявления. Но Ford Model T был настолько успешен, что он перестал это делать, полагаясь на «сарафанное радио». Действительно, популярность модели просто зашкаливала, поэтому в период с 1917 по 1923 Форд не давал никакой рекламы, хотя в автосалонах она была. Конкурирующие фирмы тем временем не сидели, сложа руки. General Motors и Chevrolet провели масштабные рекламные кампании, и в 1931 году Chevrolet обогнал Ford по продажам. Ford вернул лидирующие позиции на рынке в 1957 году.

Интересный факт от Novate.ru: Ford Model T имел поистине феноменальный успех, который не превзойден до сих пор. В 1921 году его доля в общем количестве всех зарегистрированных в мире автомобилей составила 56,5%.

7. Ford Model T не был причиной запрета на спирт

 
Ford Model T, 1908 г. /Фото: unusual-cars.com
Ford Model T, 1908 г. /Фото: unusual-cars.com

Существуют разные мнения насчет того, на каком топливе работал двигатель Ford Model T. Например, считается, что Генри Форд создавал модель с расчетом на то, что она будет работать на спиртовом топливе, и что автомобиль перешел на бензин только после запрета на продажу алкоголя. Сторонники теорий заговора придерживаются версии, что «сухой закон» пролоббировал нефтяной магнат Джон Д. Рокфеллер для того, чтобы Model T работала только на бензине. На самом деле автомобиль не имел никакого отношения к запрету, а Генри Форд экспериментировал и с бензином, и с этанолом в качестве топлива.

Источник

Проект «Река», или Как ВАЗ решили научить плавать вездеход

Советская, а затем отечественная автомобильная отрасль всегда тесно сотрудничала с оборонной промышленностью, поставляя ей машины самого разного типа. Вот только легендарный ВАЗ эта практика долгое время не касалась. И чтобы исправить положение, автомобильные умы Тольятти решили придумать такую машину, которая бы точно заинтересовала командование. Результатом этих изысканий и стал проект «Река», в рамках которого разрабатывался настоящий вездеход-амфибия.

Машина, которая по воде рассекает также лихо, как по земле. /Фото: livejournal.com

Машина, которая по воде рассекает также лихо, как по земле.

/Фото: livejournal.com

Когда Министерству обороны СССР потребовался легкий водоплавающий вездеход в 1971 году, эту непростую задачу было решено поручить сразу двум автогигантам - УАЗу и ВАЗу. Первый в конечном итоге разработал прототип УАЗ-3907 «Ягуар». А вот второй развернул масштабный проект под названием «Река», с индексом 2122.

Интересный факт: на гражданском предприятии эта разработка, как и большинство оборонных, велась под грифом «секретно», а в документах проходила как «транспорт для рыбаков и охотников». Кроме того, художник Юрий Денисов, разрабатывая внешний вид вездеход-амфибии, сделал ее максимально неотличимой от обычного автомобиля.

По виду и не скажешь, что амфибия. /Фото: rulit.me

По виду и не скажешь, что амфибия. /Фото: rulit.me

К 1976 году был собран первый опытный образец, который на самом деле абсолютно не был похож на плавающий вездеход. Своего собственного имени автомобиль не получил - ему был присвоен лишь индекс ВАЗ-2122. Машина была оснащена всем необходимым для безопасного и успешного преодоления водных преград.

Так, например, автомобиль имел гребные шины и герметичный корпус-лодку, а также насос для откачки воду за борт. А в левом переднем крыле расположилось сливное окошко, в днище тоже был люк-кингстон.

Машина легко избавлялась от попавшей в нее воды. /Фото: pikabu.ru

Машина легко избавлялась от попавшей в нее воды. /Фото: pikabu.ru

После удачных испытаний было решено разрабатывать амфибии второй, а затем и третьей серии. И, казалось, что необычный автомобиль вот-вот пополнит ряды автопарка советской армии. Однако на пути неожиданно встало сразу несколько препятствий. Так, стало понятно, что стандартный способ сборки автомобилей на ВАЗ не подходит для вездеход с индексом 2122. Дело в том, что конвейере мотор и трансмиссия устанавливаются снизу кузова, а, учитывая особенности конструкции машины, которая должна быть герметичной, это, по сути, не представлялось возможным.

Кроме того, тот же мотор при отсутствии должной циркуляции воздуха и необходимости «крутить» тяжелые гребные колеса сильно перегревался. Разработчики пытались исправить этот серьезный недостаток, однако в необходимой степени им это так и не удалось.

Машина оказалась полна серьезных проблем.  /Фото: topwar.ru

Машина оказалась полна серьезных проблем. /Фото: topwar.ru

Справедливости ради, стоит отметить, что третья серия ВАЗ-2122 все же претерпела серьезную модернизацию и даже могла выйти в производство. Однако этого так и не произошло. Причиной стало банальное отсутствие денег. Министерство обороны соглашались только выкупать готовые модели, без финансирования самого процесса сборки. Поэтому от проекта они отказались.

А вот на ВАЗ сдаваться не хотели. Было разраработано еще две серии вездеходов-амфибий, в том числе ориентированные на гражданский рынок. Однако, к сожалению, все эти попытки оказались бессмысленными: не только сама машина осталась не у дел, но и наработки по ней больше нигде не использовались, а подобные проекты так и не были реализованы.

Одна из последних моделей вехдехода-амфибии. /Фото: topast.ru

Одна из последних моделей вехдехода-амфибии. /Фото: topast.ru

Источник

Популярное в

))}
Loading...
наверх