Анатолий Лебедев предлагает Вам запомнить сайт «АВТОМОБИЛИСТЫ»
Вы хотите запомнить сайт «АВТОМОБИЛИСТЫ»?
Да Нет
×

"АВТОМОБИЛИСТЫ ВСЕХ СТРАН - ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ!"

Цыганка в шоке...

Цыганка в шоке...

16 фев, 16:58
Теперь за съезд на обочину т…

Теперь за съезд на обочину тоже придется платить

12 мар, 22:25
Автолюбитель перехитрил горо…

Автолюбитель перехитрил городские власти

2 мар, 14:26
Спасти жизнь ребенка любой ц…

Спасти жизнь ребенка любой ценой (шокирующее видео)

24 фев, 17:21
Новости МирТесен
Цыганка в шоке...

Цыганка в шоке...

16 фев, 16:58
Теперь за съезд на обочину т…

Теперь за съезд на обочину тоже придется платить

12 мар, 22:25
Автолюбитель перехитрил горо…

Автолюбитель перехитрил городские власти

2 мар, 14:26
Спасти жизнь ребенка любой ц…

Спасти жизнь ребенка любой ценой (шокирующее видео)

24 фев, 17:21
Про новые придумки гаишников

Про новые придумки гаишников

22 фев, 16:01
Вы вправе поступать как угодно, но

Вы вправе поступать как угодно, но

11 мар, 13:14

Предложения и пожелания










Самые необычные советские автобусы

развернуть

Привыкли думать об автобусах, как об унылых железных коробках с сиденьями? А ведь и среди них попадались очень интересные модели

Экспериментальный НАМИ-0159 1972 г. с рабочим местом водителя на втором этаже

Начать с машины, водитель которой сидел... на втором этаже. Конечно, двухэтажные автобусы известны давным-давно. К слову, такую конструкцию отработали еще на омнибусах на конной тяге. Но умельцы из отечественного НАМИ создали в 1972-м НАМИ-0159, где для шофера на втором этаже построили небольшую остекленную кабину. Машина имела три оси и бензиновый мотор V8. В серию удивительный агрегат не планировали — отрабатывали самые смелые идеи, но вместимость такого автобуса, по сравнению со стандартными, выросла почти на 30%. А ведь это и есть главная задача создателей автобусов.

Двухэтажные машины у нас так и не прижились. Для советских дорог и предельной загруженности (те, кто постарше, хорошо помнят вечную давку в городских машинах) они оказались малопригодны. В 1960-е в Москве в качестве эксперимента пустили пару машин из ГДР, но на этом все и закончилось. Однако еще в 1938-1939 гг. сделали десять двухэтажных троллейбусов ЯТБ-3. Машины скопировали с британских English Electric и оснастили 75-киловаттным двигателем. И водителям, как оказалось, было очень тяжело с ними управляться. Последний ЯТБ-3 работал в Москве до 1948-го. Но с тех пор подобных машин в СССР не строили.

 
Первый и последний советский двухэтажный троллейбус ЯТБ-3 построили на основе британского образца

Если пассажирский вагон нельзя наращивать в высоту, то логично его удлинить. Еще до войны в Ленинграде начали делать машины АТУЛ на растянутом шасси ЗИС-8. Их наращивали на два с лишним метра и оснащали серийным 6-цилиндровым мотором в 73 л.с. Чтобы компенсировать повышенную нагрузку, ставили вторую заднюю неведущую ось. Ну а рекордсменом предвоенных лет стал ЯА-2, справедливо прозванный «гигантом». Машину длиной 11,5 м построили в единственном экземпляре на трехосном ярославском шасси, опять же в Ленинграде. Автобус вмещал 80 пассажиров, из них 52 могли сидеть. Пригодного отечественного двигателя не было, и на ЯА-2 поставили 103-сильный Hercules. А тормоза-то действовали лишь на заднюю пару осей, причем были механическими!

 
  
Ленинградский Л-III на удлиненном шасси ЗИС с третьей неведущей осью
 
 
 
Громадный ЯА-2 — плод трудов Ярославского и Ленинградского заводов — сделали в единственном экземпляре

Такую штуку было не только сложно и дорого изготовить, для езды по советским городам она была, конечно, малопригодна. Более простым и дешевым решением казались пассажирские прицепы. Они хоть как-то решали проблему недостатка не только машин, но и водителей. С такими конструкциями экспериментировали с середины 1930-х до 1960-х гг. Главной проблемой автопоездов стало обеспечение нормальной управляемости, да и маневренность, опять же, оставляла желать лучшего. На ЛАЗе даже построили прототип, представляющий собой два соединенных автобуса с синхронизированными органами управления.

 
 
ЗИС-8 с пассажирским прицепом испытывал в 1930-х Московский институт городского движения (НИИГД)
 
 
 
ЗИЛ-158 с прицепом 2-ПН-4 производства московского завода «Аремкуз»
 
 
 
Опытный ПАЗ-671А с прицепом ПАЗ-750
 
 
 
Активный пассажирский автопоезд, построенный на основе ЛАЗ-695М
 

Еще одним средством увеличения вместимости стали полуприцепы, работающие с обычными седельными тягачами. Они, кстати, некоторое время использовались в аэропортах.

 
 
Одесский полуприцеп ОдАЗ-869 сделали на основе кузова львовского автобуса
 

Ну а первая советская серийная «гармошка» появилась в 1959-м в виде троллейбуса ТС-1 длиной почти 18 м. В нее влезало аж 220 человек, при этом сидячих мест было всего 45. Через три года в Ликино построили прототип ЛиАЗ-5Э676 длиной 15 429 мм. Но до серийного производства отечественных «гармошек» оставалось еще три десятка лет. Кстати, первенцем, по сути, стала машина почти забытой теперь ликинской марки «Альтерна».

 
 
Первая советская серийная «гармошка» — троллейбус ТС-1 производства московского СВАРЗа
 
 
 
Прототип сочлененного автобуса ЛиАЗ-5Э676 еще на базе модели ЗИЛ (ЛиАЗ)-158
 

ДРУГОЙ ТЯГОЙ

Электромобили и гибриды изобрели вовсе не в ХХI веке и даже не в двадцатом. Инженер Ипполит Романов построил электрический омнибус в 1899 г. Вполне экологичная машина имела два электромотора Siemens — по одному на каждое заднее колесо. Были даже планы открыть в столице империи регулярное движение электробусов.

 
 
Электробус Ипполита Романова, 1899 г.
 

Еще один электробус российской марки «Дукс» служил в столичной гостинице «Бристоль». Писали, что запас хода составлял 60 км. После близкого общения с современными электромобилями верится с трудом.

Потом об электричестве надолго забыли. А в 1930-х увлеклись газогенераторными установками. Двигатели таких машин работали на угле или древесных брикетах. Подобные грузовики выпускали серийно, экспериментировали и с автобусами. Существовали прототипы с отдельной газогенераторной установкой, стоящей на прицепе или просто притороченной к задней стенке пассажирской машины.

 
 
Городской ЗИС-16 с газогенераторной установкой
 

К электричеству (правда, в несколько иной форме) вернулись в 1946-м. У серийного ЗИС-154 — послевоенной новинки — был дизельный двигатель ЯАЗ-204 с электротрансмиссией. Выпускали столь сложные машины недолго и сделали всего 1165 штук. Подобная конструкция была и у опытного четырехосного ЛАЗ-360Э 1970 г.

А в 1958-м на московском троллейбусном заводе на основе кузова троллейбуса СВАРЗ-ТБЭС соорудили электробус, который работал в аэропорту Внуково.

Идеи альтернативных двигателей постоянно будоражили умы конструкторов. В 1950-х всерьез работали над автомобильными газовыми турбинами (кстати, в них верили не только в СССР). Десятиместный (все остальное пространство занимала аппаратура) автобус на основе ЗИЛ-127 с газовой турбиной Турбо-НАМИ-053 создали в 1959-м. Это чудо мощностью 360 л.с. способно было развить 160 км/ч!

 
 
Экспериментальный Турбо-НАМИ-053 к серийному производству не планировали
 

НА КУЛЬТУРНОМ ФРОНТЕ

Помимо прозаичной работы на городских улицах и провинциальных ухабах, автобусы выполняли и иные задания, как говорили в былые времена: «на культурном фронте».

 
 
Курортный автобус на основе ЗИС-8 тифлисского предприятия с забавным названием «Закавтопромторг»
 

Автобус — кабриолет? Да-да! Такие машины делали вплоть до конца 1960-х. Сначала их производили главным образом на шасси ЗИС-5. После войны типовую конструкцию ГЗА-654 разработал на базе знаменитого ГЗА-651 Горьковский завод. Но строили такие автобусы, в основном, специализированные предприятия на юге, где надо было возить курортников.

 
 
Такие автобусы на основе ПАЗ-651 долго делали в Сочи
 

Неким отголоском автобусных кабриолетов стал прототип открытой «Газели», который показывали на выставках конца 1990-х. Но представить себе автобус-кабриолет в нынешней жизни трудно.

 
 
Очень редкий представитель курортного племени — автобус на шасси ГАЗ-51 алма-атинского авторемонтного завода
 

Вторая армия культурного фронта занималась менее романтичной, но совершенно удивительной по нынешним меркам деятельностью. Трудно представить теперь, что в далекую деревню приезжает кинопередвижка (в переводе на современный язык — киноустановка, показывающая фильмы через отверстие в стене сельского клуба, а то и просто на улице), клуб, библиотека, магазин и даже парикмахерская. А в 1950-е — 1960-е годы автобусы для этих целей на шасси ГАЗ-51 и ГАЗ-53 делали множество заводов по всей огромной стране. Большинство этих предприятий подчинялось не Минавтопрому, а иным ведомствам, отвечающим за культурный досуг и бытовое обслуживание.

 

 
 
Автоклуб «Кубань-Г4К»
 

Самые экзотические автобусы под маркой «Кубань» делал довольно большой завод в Краснодаре. Среди его продукции были даже передвижной краеведческий и голографический музеи. В эстонском Тарту, знаменитым своим университетом, тоже выпускали самые разные машины, в том числе пассажирский автобус со съемными сиденьями, вместо которых можно было установить стеллажи и вешалки для перевозки одежды.

 
 
«Тарту-23» 1968 г. можно было легко переделать из пассажирской машины в фургон для перевозки одежды
 

ВАХТОВЫМ МЕТОДОМ

Наконец, в стране, где понятие «дорога» всегда было условным, не могли не родиться полноприводные автобусы. В первую очередь они понадобились, конечно, военным. А распространились после освоения горьковским заводом грузовика ГАЗ-63. Именно на этом шасси, а потом на базе ГАЗ-66, и делали полноприводные модификации мелкие заводы Министерства обороны, а также Курганский автобусный.

 

 
 
АПП-66 производства одного из заводов Министерства Обороны соорудили на шасси грузовика ГАЗ-66
 

Самые цивилизованные машины выпускал Павловский Автобусный Завод. В 1972-м наладили серийное производство ПАЗ-3201 со 115-сильным двигателем V8 объемом 4,25 л на базе известного ПАЗ-672. Полноприводный ПАЗ-3206 следующего поколения и сегодня числится в гамме предприятия.

В ряду более экзотических машин были страшненькие армейские автобусы 38АС и АПП-66, а также автобус на трехосном шасси ЗИЛ-157, сделанный некогда Тосненским автобусным заводом, возможно, в одном экземпляре.

 
Трехосный «ГАРО-Тосно» на шасси ЗИЛ-157 с кузовом, построенным на основе автобуса ЛАЗ
 

Ну а самые простые автобусы — так называемые вахтовки, представляющие собой пассажирские модули на шасси грузовика: от компактного УАЗа до огромных Урала и КамАЗа. Шасси далеко не всегда выбирали полноприводные, модули, как правило, имели отопление, существовали даже северные (утепленные) и южные версии. Будки на основе грузовиков годами, как могли, компенсировали нехватку автобусов. Но нынче вахтовки на обычных неполноприводных шасси практически изжили себя, а вот полноприводные полуавтобусы по сей день не потеряли актуальности. Они нужны нефтяникам, газовикам, да и вообще кое-где полноприводный автобус по-прежнему едва ли не единственное средство сообщения...

 

 
Полноприводная вахтовка МВГ-03 псковского производства

Источник →

Ключевые слова: автобус, история, Обзоры
Опубликовал Анатолий Лебедев , 10.02.2016 в 09:54
34
1

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
владимир рябченко
владимир рябченко топорно, но зачастую достаточно практично... а самое грустное, без учёта конъюнктуры рынка, в т.ч. и зарубежного... в СССР не очень-то "зарабатывали". в основном "пилили"... УВЫ!!! и до сих пор... Текст скрыт развернуть
Дмитрий Сирош
Дмитрий Сирош В таком автобусе АПП-66 цвета хаки возили нас (детей офицеров) в школу в райцентр из военного городка. Когда он ломался - для нас это был праздник. Текст скрыт развернуть
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 2
Новое на Автомобилистах
Lancia: туринская легенда

Lancia: туринская легенда

Автомобильная компания Lancia появилась в ноябре 1906 года в Турине благодаря энтузиазму талантливого гонщика Винченцо Лянча и его компаньона Клаудио Фоджолино

Анатолий Лебедев 16 мар, 00:11
+2 0
Советы из Хабаровска - Как противостоять ворам

Советы из Хабаровска - Как противостоять ворам

http://www.ok.ru/video/10874193275

Анатолий Лебедев 15 мар, 22:02
+1 0
Пикап на базе «Газона Некст» нашел своего покупателя

Пикап на базе «Газона Некст» нашел своего покупателя

Нижегородская компания «Луидор», занимающаяся продажей и доработкой автомобилей ГАЗ, сообщила о продаже сделанного в единственном экземпляре пикапа на базе модел

Анатолий Лебедев 15 мар, 19:00
+9 6
История Dacia или что ждет ВАЗ вместе с Николя?

История Dacia или что ждет ВАЗ вместе с Николя?

  История румынской марки Dacia началась в 1965 году, когда перспективное предприятие получило «добро» на производство по лицензии автомобилей с двигателем 110

Анатолий Лебедев 15 мар, 18:50
+8 7
Новым руководителем АвтоВАЗа стал француз Николя Мор

Новым руководителем АвтоВАЗа стал француз Николя Мор

Сегодня, 15 марта, на совете директоров АвтоВАЗа новым руководителем предприятия был назначен француз Николя Мор. Официально новый директор вступит в должнос

Анатолий Лебедев 15 мар, 18:35
+2 0
«Легенда №17»: автомобили и аварии Валерия Харламова

«Легенда №17»: автомобили и аварии Валерия Харламова

 Валерий Харламов был не единственным из числа легендарных советских хоккеистов, кто ценил хорошие машины. Но так уж сложилось, что именно в его судьбе они сыг

Анатолий Лебедев 15 мар, 16:12
+2 0
Таец построил мини-копию Volkswagen T1

Таец построил мини-копию Volkswagen T1

В Таиланде обожают Фольксвагены, особенно классические Т1, ну и конечно же "Жуки". Но найти такой автомобиль в хорошем состоянии проблематично. Тайские масте

Ольга Филиппова 15 мар, 14:18
+3 0
Дорога не щадит ни кого. Пенсионерка оказалась под мусоровозом

Дорога не щадит ни кого. Пенсионерка оказалась под мусоровозом

В понедельник утром в Калининграде пенсионерка оказалась под колесами мусоровоза. Она решила перейти дорогу в неположенном месте вплотную к грузовой машин

Анатолий Лебедев 15 мар, 11:53
+3 18

Поиск по блогу

О сайте

  • "Автомобилисты всех стран - объединяйтесь!"

    Социальная сеть для автомобилистов :
    знакомства, общение, обмен опытом, советы по эксплуатации и ремонту автомобилей!

    Создавайте темы для обсуждения, загружайте фото и видеозаписи, приглашайте друзей и знакомых!
Читать
Теперь за съезд на обочину т…

Теперь за съезд на обочину тоже придется платить

12 мар, 22:25
Вы вправе поступать как угодно, но

Вы вправе поступать как угодно, но

11 мар, 13:14
УБЕРИТЕ МАШИНУ, ТВАРИ!

УБЕРИТЕ МАШИНУ, ТВАРИ!

9 мар, 18:39
Почему у нас плохие дороги: …

Почему у нас плохие дороги: откровения бывшего "дорожника"

15 мар, 08:31
Туалет на трассе М4 - ДОН

Туалет на трассе М4 - ДОН

9 мар, 17:06
Новости МирТесен