Анатолий Лебедев предлагает Вам запомнить сайт «АВТОМОБИЛИСТЫ»
Вы хотите запомнить сайт «АВТОМОБИЛИСТЫ»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

"АВТОМОБИЛИСТЫ ВСЕХ СТРАН - ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ!"

Как развлекались мужчины в СССР

Как развлекались мужчины в СССР

16 апр, 21:08
+182 80
Когда 21-летняя девушка дела…

Когда 21-летняя девушка делала это фото, она и подумать не могла, что случится мгновением позже

5 апр, 16:30
+74 7
Когда зашел на кухню и забыл…

Когда зашел на кухню и забыл, что голоден

3 апр, 12:33
+73 17
Карма настигла любителя парк…

Карма настигла любителя парковаться где угодно

19 апр, 13:26
+70 6
Гаишник не ожидал такого пов…

Гаишник не ожидал такого поворота событий…

8 апр, 13:29
+68 17
Как уходят легенды: грузовик…

Как уходят легенды: грузовики ЗИЛ, которых больше уже не будет

11 апр, 14:21
+44 9

Та самая инвалидка: мифы и факты о СМЗ-С3Д

развернуть

В конце прошлого века характерное тарахтенье этого необычного транспортного средства можно было услышать в самых отдалённых уголках огромной страны. «Инвалидка» - именно такое прозвище буквально приклеилось к мотоколяске производства Cерпуховского Мотозавода.

Крохотная машинка очень нравилась мальчишкам примерно десятилетнего возраста, ведь она по физическим габаритам казалась им практически идеальным детским автомобилем. Однако СМЗ-С3Д, несмотря на скромные размеры и непритязательную внешность, выполнял куда более важную задачу, являясь транспортным средством для передвижения людей с ограниченными возможностями.

Возможно, по этой причине рядовые автомобилисты были не очень осведомлены о технических тонкостях этой «машины», да и прочие нюансы для многих жителей СССР остались «за кадром». Именно поэтому здоровые граждане нередко заблуждались по поводу устройства, реальных недостатков и особенностей эксплуатации «инвалидки». Сегодня мы будем вспоминать факты и развенчивать мифы, связанные с СМЗ-С3Д.

Немного истории

С 1952 по 1958 годы в Серпухове выпускали трёхколёсный автомобиль-мотоколяску С-1Л, получившую в конце производства обозначение С3Л. Затем на смену трёхколесному микроавтомобилю пришла модель С3А — та самая знаменитая «моргуновка» с открытым кузовом и брезентовым верхом, которая отличалась от предшественницы наличием четырёх колёс.

Автомобиль-мотоколяска Серпуховского автозавода: мифы и факты о СМЗ-С3Д СМЗ, авто, инвалидка

СЗД-С3А – знаменитая «моргуновка»

ем не менее, по целому ряду параметров С3А не соответствовала требованиям, которые предъявлялись к подобным автомобилям — в первую очередь, из-за отсутствия жесткой крыши. Именно поэтому в начале шестидесятых в Серпухове занялись проектированием автомобиля нового поколения, причем на ранних этапах к работам подключились специалисты из НАМИ, ЗИЛ и МЗМА. Однако концептуальный прототип «Спутник» с индексом СМЗ-НАМИ-086 так и не был запущен в серию, а в Серпухове по-прежнему выпускали четырехколесную «моргуновку».

Лишь в конце шестидесятых годов отдел главного конструктора СМЗ начал работать над новым поколением мотоколяски, которое в 1970 году встало на конвейер под индексом СМЗ-С3Д.

СЗД-С3А – знаменитая «моргуновка» СМЗ, авто, инвалидкаМИФ. ЭТА МОДЕЛЬ ЯВЛЯЛАСЬ ГЛУБОКОЙ МОДЕРНИЗАЦИЕЙ «МОРГУНОВКИ»

В СССР многие модели автомобилей появлялись эволюционным путём – к примеру, вазовская «шестёрка» выросла из ВАЗ-2103, а «сороковой» Москвич был создан на базе АЗЛК М-412.

Однако третье поколение серпуховской мотоколяски существенно отличалось от прежних «микробов». Во-первых, толчком к созданию СМЗ-С3Д послужил новый мотоциклетный силовой агрегат ИЖ-П2 Ижевского машиностроительного завода, вокруг которого и начали «строить» новую модель. Во-вторых, машина наконец-то получила закрытый кузов, который вдобавок был цельнометаллическим, хотя на ранних этапах в качестве материала для его изготовления рассматривался и стеклопластик. Наконец, вместо пружин в задней подвеске, как и в передней, применили торсионы с продольными рычагами.

Автомобиль-мотоколяска Серпуховского автозавода: мифы и факты о СМЗ-С3Д СМЗ, авто, инвалидка

По габаритам СМЗ-С3Д уступал любому советскому автомобилю. Но при этом длина кузова превышала габариты Smart City Coupe на 30 см!

Именно поэтому СМЗ-С3Д следует считать самостоятельной конструкцией, которую с предшественницей объединяет разве что концепция – двухместная четырёхколёсная мотоколяска.

По габаритам СМЗ-С3Д уступал любому советскому автомобилю. Но при этом длина кузова превышала габариты Smart City Coupe на 30 см! СМЗ, авто, инвалидка

Автомобиль-мотоколяска Серпуховского автозавода: мифы и факты о СМЗ-С3Д СМЗ, авто, инвалидка

В некоторых регионах (например, на Украине) эту машину называли «жабкой». Возможно, из-за того, что многие автомобили окрашивались в зелёный цвет

В некоторых регионах (например, на Украине) эту машину называли «жабкой». Возможно, из-за того, что многие автомобили окрашивались в зелёный цвет СМЗ, авто, инвалидка

МИФ. СМЗ-С3Д ЯВЛЯЛСЯ ПРИМИТИВНОЙ КОНСТРУКЦИЕЙ ДЛЯ СВОЕГО ВРЕМЕНИ

Большинство автомобилистов советской эпохи воспринимало «инвалидку» как убогое и отсталое технически изделие. Безусловно, одноцилиндровый двухтактный мотор, крайне упрощенный, но функциональный дизайн кузова с плоскими стёклами, накладные петли дверей и практически отсутствующий интерьер не позволяли относиться к мотоколяске как к современному и совершенному продукту советского автопрома. Однако по целому ряду конструктивных решений СМЗ-С3Д был весьма прогрессивным транспортным средством.

Автомобиль-мотоколяска Серпуховского автозавода: мифы и факты о СМЗ-С3Д СМЗ, авто, инвалидка

Плоскопараллельный дизайн по меркам своего времени был весьма актуален

ПОПЕРЕЧНОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ ДВИГАТЕЛЯ, НЕЗАВИСИМАЯ ПОДВЕСКА ВСЕХ КОЛЁС, РЕЕЧНОЕ РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ, ТРОСОВЫЙ ПРИВОД СЦЕПЛЕНИЯ – ЭТО ВСЁ ПРО «ИНВАЛИДКУ»!

Плоскопараллельный дизайн по меркам своего времени был весьма актуален СМЗ, авто, инвалидка

Независимая передняя подвеска была объединена с реечным рулевым механизмом в единый узел

Кроме того, мотоколяска получила гидравлический привод тормозов на всех колёсах, 12-вольтовое электрооборудование и «автомобильную» оптику.

ПРАВДА. МОТОЦИКЛЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ОКАЗАЛСЯ СЛИШКОМ СЛАБ ДЛЯ С3Д

Советские водители недолюбливали «инвалидки» на дороге, ведь мотоколяска с неторопливым инвалидом за рулём замедляла даже редкий по нынешним меркам поток автомобилей.

Динамические показатели СМЗ-С3Д оказались невыдающимися, поскольку дефорсированный до 12 л.с. мотор ИЖ-П2 для 500-килограммового микроавтомобиля оказался откровенно слаб. Именно поэтому осенью 1971 года – то есть, уже через полтора года после начала производства новой модели – на мотоколяски начали устанавливать более мощную версию двигателя с индексом ИЖ-П3. Но и 14 «лошадок» не решали проблему – даже исправная «инвалидка» была громкой, но при этом крайне тихоходной. С водителем и пассажиром на борту и 10 килограммами «груза» она была способна разогнаться всего до 55 км/ч – и вдобавок делала это крайне неторопливо. Конечно, в советские времена иной подвыпивший владелец серпуховской машины мог прихвастнуть, что набирал по спидометру и все 70 километров, но…

УВЫ, ВАРИАНТЫ УСТАНОВКИ БОЛЕЕ МОЩНОГО ДВИГАТЕЛЯ (НАПРИМЕР, ОТ ИЖ-ПС) ПРОИЗВОДИТЕЛЕМ НЕ РАССМАТРИВАЛИСЬ.

Независимая передняя подвеска была объединена с реечным рулевым механизмом в единый узел СМЗ, авто, инвалидка

«Планетовский» двигатель для не самой лёгкой машины оказался слабоват

«Планетовский» двигатель для не самой лёгкой машины оказался слабоват СМЗ, авто, инвалидка

С запасом: с учетом реальных возможностей машины разметка спидометра сильно льстила водителю

МИФ. «ИНВАЛИДКУ» ВЫДАВАЛИ ЛЮБОМУ ИНВАЛИДУ БЕСПЛАТНО И НАВСЕГДА

СМЗ-С3Д в конце восьмидесятых годов стоил 1 100 рублей. Мотоколяски распространялись через органы соцобеспечения среди инвалидов различных категорий, причем предусматривался и вариант частичной и даже полной оплаты. Бесплатно её выдавали инвалидам первой группы – в первую очередь, ветеранам Великой Отечественной войны, пенсионерам, а также тем, кто получил инвалидность на производстве либо во время службы в Вооруженных Силах. Инвалиды третьей группы могли приобрести её примерно за 20% от стоимости (220 руб.), но для этого необходимо было прождать в очереди около 5-7 лет.

С запасом: с учетом реальных возможностей машины разметка спидометра сильно льстила водителю СМЗ, авто, инвалидка

На ранних модификациях (слева) применялись круглые «уазовские» фонари...

На ранних модификациях (слева) применялись круглые «уазовские» фонари... СМЗ, авто, инвалидка

...в то время как на поздних использовали более крупную оптику от грузовиков и сельхозтехники

Выдавали мотоколяску в пользование на пять лет с одним бесплатным капитальным ремонтом через два с половиной года после начала эксплуатации. Затем инвалид должен был сдать мотоколяску в органы Собеса, и после этого он мог претендовать на получение нового экземпляра. На практике отдельные инвалиды «откатывали» по 2-3 машины! Нередко бесплатно полученную машину не эксплуатировали вовсе или ездили на ней всего пару раз в год, не испытывая в «инвалидке» особой необходимости, потому что во времена дефицита от подобных «подарков» со стороны государства люди с ограниченными возможностями в СССР не отказывались никогда.

...в то время как на поздних использовали более крупную оптику от грузовиков и сельхозтехники СМЗ, авто, инвалидка

Масштабная модель СМЗ-С3Д производства DeAgostini для журнальной серии «Автолегенды СССР»

Масштабная модель СМЗ-С3Д производства DeAgostini для журнальной серии «Автолегенды СССР» СМЗ, авто, инвалидка

Если до травмы или заболевания ног водитель управлял автомобилем, но состояние здоровья уже не позволяло ему по-прежнему ездить на обычной машине, в его правах вычеркивали все категории и ставили отметку «мотоколяска». Инвалиды, не имевшие ранее водительского удостоверения, заканчивали специальные курсы для управления мотоколяской, причем они получали удостоверение отдельной категории (не А, как для мотоциклов, и не Б, как для легковых машин), которая допускала управление исключительно «инвалидкой». На практике же сотрудники ГАИ практически не останавливали такой транспорт для проверки документов.

Автомобиль-мотоколяска Серпуховского автозавода: мифы и факты о СМЗ-С3Д СМЗ, авто, инвалидка

Управление осуществлялось целой системой рычагов

Управление осуществлялось целой системой рычагов СМЗ, авто, инвалидка

Переключение передач – последовательное

СЕРПУХОВСКАЯ МОТОКОЛЯСКА ОБЪЕДИНЯЛА В СЕБЕ ПАРАДОКСАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА – БУДУЧИ СОЦИАЛЬНЫМ ЯВЛЕНИЕМ, ОНА, ТЕМ НЕ МЕНЕЕ, ВЫСТУПАЛА ПОЛНОЦЕННЫМ ЛИЧНЫМ ТРАНСПОРТОМ. КОНЕЧНО, С ПОПРАВКОЙ НА ТО, ЧТО ЕЁ ВЫДАВАЛ СОБЕС.

Переключение передач – последовательное СМЗ, авто, инвалидка

В наше время «инвалидку» реально встретить скорее в компьютерной игре, чем на улице

В наше время «инвалидку» реально встретить скорее в компьютерной игре, чем на улице СМЗ, авто, инвалидка

И МИФ И ПРАВДА. ЗИМОЙ НА МОТОКОЛЯСКЕ БЫЛО НЕВОЗМОЖНО ЕЗДИТЬ

СМЗ-С3Д была оснащена мотоциклетным мотором. Как известно, он не имел жидкостной системы охлаждения, поэтому привычная по обычным автомобилям «печка» в мотоколяске отсутствовала. Однако, как и на Запорожцах, имевших моторы с воздушным охлаждением, для езды в холодное время года конструкторы предусмотрели автономный бензиновый отопитель. Он был довольно капризен, но позволял создать в салоне «инвалидки» приемлемую температуру воздуха – по крайней мере, плюсовую.

Автомобиль-мотоколяска Серпуховского автозавода: мифы и факты о СМЗ-С3Д СМЗ, авто, инвалидка

Салон СМЗ-С3Д 1982 года выпуска

Вдобавок отсутствие традиционной системы охлаждения было не недостатком, а преимуществом машины, ведь владельцы мотоколясок были избавлены от мучительной ежедневной процедуры по заливке и сливу воды. Ведь в семидесятые годы на привычном для нас антифризе ездили редкие счастливчики, владевшие Жигулями, а вся остальная советская техника использовала в качестве охлаждающей жидкости обычную воду, которая зимой, как известно, замерзала.

Кроме того, «планетовский» двигатель легко заводился даже в мороз, поэтому потенциально «инвалидка» подходила для эксплуатации в зимнее время даже лучше, чем Москвичи и Волги. Но… на практике в морозную пору внутри диафрагменного бензонасоса оседал конденсат, который тут же замерзал, после чего двигатель глох прямо на ходу и отказывался заводиться. Именно поэтому большинство инвалидов (особенно пожилого возраста) в морозный период предпочитало не пользоваться собственным транспортом.

Салон СМЗ-С3Д 1982 года выпуска СМЗ, авто, инвалидка

ПРАВДА. С3Д БЫЛ САМОЙ МАССОВОЙ ПРОДУКЦИЕЙ СЕРПУХОВСКОГО МОТОЗАВОДА

Как на и остальных советских заводах, в семидесятые годы в Серпухове наращивали темпы производства, улучшали количественные показатели и перевыполняли план. Именно поэтому завод вскоре вышел на новый для себя уровень, выпуская ежегодно свыше 10 000 мотоколясок, а в пиковые периоды (середина семидесятых) в год производили свыше 20 000 «инвалидок»! Всего же за 27 лет производства, с 1970 по 1997 годы, было выпущено около 230 тысяч СМЗ-С3Д и СМЗ-С3Е (модификация для управления одной рукой и одной ногой).

Автомобиль-мотоколяска Серпуховского автозавода: мифы и факты о СМЗ-С3Д СМЗ, авто, инвалидка

Серийное изделие: в год в Серпухове выпускали от 10 до 22 тысяч мотоколясок

Ни до, ни после на территории СНГ в подобных количествах не производилось ни одного автомобиля для людей с ограниченными возможностями. А благодаря крохотной и забавной машинке из Серпухова сотни тысяч советских и российских инвалидов обретали одну из важнейших свобод – возможность передвижения.

Серийное изделие: в год в Серпухове выпускали от 10 до 22 тысяч мотоколясок СМЗ, авто, инвалидка

Автомобиль-мотоколяска Серпуховского автозавода: мифы и факты о СМЗ-С3Д СМЗ, авто, инвалидка

Источник


Опубликовала Ольга Филиппова , 07.12.2017 в 12:54

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Дмитрий Самойленко
Дмитрий Самойленко 7 декабря 17, в 22:07 вы ошибаетесь на счет Запора.. у меня дед инвалид войны ездил на Запорожце ЗАЗ-968МД... у него не было правой ноги.. на руле газ и рычаг тормоза возле рычага КПП Текст скрыт развернуть
1
Дмитрий Самойленко
Дмитрий Самойленко 7 декабря 17, в 22:08 самое главное забыл написать, двигатель стоял 40 л.с. Текст скрыт развернуть
1
Виктор Гаринов
Виктор Гаринов 8 декабря 17, в 05:39 Запор 28 л.с. и коробка 3-х скоростная. Пришлось немного на таком поездить... Текст скрыт развернуть
0
Юрий Кравченко
Юрий Кравченко 8 декабря 17, в 07:09 Не только разрешали но и сами делали. У меня был "ограждашеный" Москвич-21403д. Под ногами- какие-то крепёжные кронштейны под дополнительные органы управления, дефорсированный мотор 68л.с. Сделан был добротно- за 20 лет ни коробка ни редуктор ремонта не запросили. Текст скрыт развернуть
0
Дмитрий Самойленко
Дмитрий Самойленко 8 декабря 17, в 08:03 вполне такое возможно, если статья была древняя.... у меня дед начал ездить еще на "горбатом", а последний дали за полгода до смерти... и движок был 40 л.с...потом на нем мой отец ездил, переделал его под нормальное управление... Текст скрыт развернуть
1
Ник Аватаров
Ник Аватаров 8 декабря 17, в 13:19 Да, поперечный мотор порадовал... Текст скрыт развернуть
0
Дмитрий Самойленко
Дмитрий Самойленко 9 декабря 17, в 15:48 да я не спорю..был "ушастый" запорожец, 968А, там стояла 30-ка, потом появился 968М, стояла 40-ка...обычная эволюция автомобилей...может и мой дед ездил на таком, до моего рождения... Текст скрыт развернуть
0
Александр Зверков
Александр Зверков 8 декабря 17, в 06:23 Кроме инвалидов (а может и больше чем инвалиды), этим машинкам радовались самодельщики и пацаны из кружков технического творчества. Безумное разнообразие всяких конструкций, включая гусеничные и плавающие! Даже в приложении к "Моделисту-конструктору" публиковали несколько схем переделки этих козявок в полноценные багги. Текст скрыт развернуть
1
Ник Аватаров
Ник Аватаров Александр Зверков 8 декабря 17, в 13:21 Именно так. И класс багги был - 350 кубов. Я, кстати, с нее и начинал. И первая багги в Рязани была сделана при моем участии и под руководством мс по мотокроссу Морозова. Текст скрыт развернуть
1
Александр Зверков
Александр Зверков 11 декабря 17, в 05:47 Не было целью делать из них полноценные спортивные машины.  Основная задача, отвлечь пацанов от улицы. Ну и как первый шаг в спорт и технику разумеется.  А высокомерное отношение прибалтов, в том числе и в автоспорте, к другим, и тогда раздражало. Хотя, отдать должное уровень у них был намного выше, чем, к примеру в кружках Сибири. Текст скрыт развернуть
0
Александр Зверков
Александр Зверков 12 декабря 17, в 06:00 Если вести речь о философии, коллега, то я больше склоняюсь к той точке зрения, что спонтанное развитие данного класса привело к некой точке бифуркации, когда данное направление в отдельно взятом объединении могло развиваться либо в сторону массовости, путём упрощения конструкции, либо в сторону совершенствования и усложнения конструкции и как следствие меньшей популярности в массах. Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 11
Новое на Автомобилистах
Удаление жучков и цинкование металла на авто своими руками

Удаление жучков и цинкование металла на авто своими руками

Как сделать простейший ручной оцинковщик для удаления жучков с кузова автомобиля? Вам понадобится всего лишь самая дешевая батарейка, провод и ортофосфорная паяльн

Ольга Филиппова 26 апр, 20:50
+1 0
Раритетный грузовик 1928 года на электрическом ходу

Раритетный грузовик 1928 года на электрическом ходу

В этот электрический грузовик Model 10 Walker Electric Truck 1928 года выпуска вложились два брата из Цинциннати, основавшие компанию по перевозке продуктов пита

Анатолий Лебедев 26 апр, 15:52
+4 0
Транспортный налог: что делать, если в нем ошибка

Транспортный налог: что делать, если в нем ошибка

Нередко налоговая инспекция направляет автовладельцам уведомления об уплате транспортного налога, в которых указаны неверная налоговая ставка или некорректный пе

Ольга Филиппова 26 апр, 14:29
+1 0
Тот момент, когда женщины могут похвастаться очень серьезным водительским стажем

Тот момент, когда женщины могут похвастаться очень серьезным водительским стажем

Как часто мы слышим всякие смешные подколки в адрес женщин-водителей. Но ведь есть много тех. кто за рулем не один десяток лет и дадут фору даже самому опытн

Ольга Филиппова 26 апр, 13:44
+15 2
Если охренеть до нужной степени, то все получится

Если охренеть до нужной степени, то все получится

Здравствуйте друзья. Хочу рассказать вам о том, как я решил построить нечто. А именно кроссовую/прогулочную багги. Мощность двигателя порядка 350 лс. Вес

Анатолий Лебедев 26 апр, 12:40
+13 5
Самоделкин Иван из российской глубинки

Самоделкин Иван из российской глубинки

Гайками занимаюсь с детства, начиная от 3-х колёсного велосипеда, до 3-х колёсного мотоцикла. Основное занятие: ремонт и покраска машин. Сначала делал полезное:

Ольга Филиппова 26 апр, 12:35
+109 18
Девушек совершенно нельзя подпускать к автомобилям!

Девушек совершенно нельзя подпускать к автомобилям!

Девушки — прекрасные, милые, нежные создания, которых совершенно нельзя подпускать к автомобилям. А всё потому, что они обладают уникальной суперсилой: превращ

Ольга Филиппова 26 апр, 12:07
+33 10
Российский мультсериал про Машу "прокачал" легендарную Буханку

Российский мультсериал про Машу "прокачал" легендарную Буханку

Российский мультсериал про Машу "прокачал" легендарную Буханку https://youtu.be/Vd5GTTybtnI

Ольга Филиппова 26 апр, 12:04
+28 1

Поиск по блогу

О сайте

  • "Автомобилисты всех стран - объединяйтесь!"

    Социальная сеть для автомобилистов :
    знакомства, общение, обмен опытом, советы по эксплуатации и ремонту автомобилей!

    Создавайте темы для обсуждения, загружайте фото и видеозаписи, приглашайте друзей и знакомых!
Запомнить
Читать

Последние комментарии

Игорь ДЫМАРИ
Александр Миско
Ingvar Ruricson
станислав кошкаров
Александр Миско
Снимаю шляпу!
Александр Миско Тот момент, когда женщины могут похвастаться очень серьезным водительским стажем
Реставрация ГАЗ-12 "ЗИМ"

Реставрация ГАЗ-12 "ЗИМ"

22 апр, 09:06
+40 3
В Минске пассажир Mercedes ш…

В Минске пассажир Mercedes швырнул на газон пакет с мусором. Как на такое реагируют в Польше?

22 апр, 18:22
+33 10
14 редких моделей «Нивы», о …

14 редких моделей «Нивы», о которых мало кто слышал, а напрасно

22 апр, 16:15
+24 0
Подборка автомобильных приколов

Подборка автомобильных приколов

20 апр, 08:28
+18 0
96 автомобильных аварий и курьезов

96 автомобильных аварий и курьезов

24 апр, 10:48
+17 2
Руками и головой можно сделать чудо

Руками и головой можно сделать чудо

29 июн 17, 21:53
+280 121
Развод на девочку. Будьте осторожнее

Развод на девочку. Будьте осторожнее

14 дек 17, 16:08
+229 30
Хороший кадр!

Хороший кадр!

4 янв, 22:57
+211 33