Анатолий Лебедев предлагает Вам запомнить сайт «АВТОМОБИЛИСТЫ»
Вы хотите запомнить сайт «АВТОМОБИЛИСТЫ»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

"АВТОМОБИЛИСТЫ ВСЕХ СТРАН - ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ!"

Мгновенное бразильское правосудие

Мгновенное бразильское правосудие

28 окт, 11:30
+132 88
Легко ли путешествовать на Буханке?

Легко ли путешествовать на Буханке?

18 окт, 18:31
+84 14
ЗиЛ-164. Возвращение к жизни

ЗиЛ-164. Возвращение к жизни

29 окт, 21:46
+71 12
Стикеры на машины, «для» люб…

Стикеры на машины, «для» любителей дальнего света

11 ноя, 22:15
+65 32
Автомобиль на дровах: как он…

Автомобиль на дровах: как он работает?

24 окт, 20:24
+64 37
Реставрация СМЗ с3а "Моргуновка"

Реставрация СМЗ с3а "Моргуновка"

15 ноя, 20:49
+59 11
Про быдло

Про быдло

23 ноя 16, 12:18
+775 377
Мировой заговор автопроизвод…

Мировой заговор автопроизводителей. Электрика

23 янв, 17:07
+461 239
Полицейские ненавидят этот н…

Полицейские ненавидят этот новый трюк, но зато водители от него в восторге

16 янв, 22:46
+420 193

Предложения и пожелания










Автомобиль на дровах: как он работает?

развернуть

Это похоже на анекдот. Но тем, кто работал на лесоповале в тайге в 30-х, было не до смеха. Нет бензина — ехали на дровах. Да и по сей день эта технология до сих пор используется. Как устроены такие авто? Разбираем в деталях.

Автомобиль на дровах: как он работает? авто, дрова, факты, юмор

Оговоримся сразу: если автомобиль ездит на дровах, это не значит, что он — паровоз без рельсов. Низкий КПД паровой машины с ее отдельной топкой, котлом и цилиндрами двойного-тройного расширения оставил паровые автомобили в числе забытой экзотики. А сегодня мы поговорим о «дровяном» транспорте с привычными нам ДВС, моторами, сжигающими топливо внутри себя.

Разумеется, затолкать дрова (или нечто подобное) в карбюратор вместо бензина пока еще никому не удавалось, а вот идея прямо на борту авто получать из древесины горючий газ и подавать его в цилиндры как топливо прижилась на долгие годы. Речь идет о газогенераторных автомобилях, машинах, чей классический ДВС работает на генераторном газе, который получают из древесины, органических брикетов, или угля. От привычного жидкого топлива, кстати, такие машины тоже не отказываются — они способны работать и на бензине.

Автомобиль на дровах: как он работает? авто, дрова, факты, юмор

Святая простота

Генераторный газ — это смесь газов, состоящая в основном из окиси углерода СО и водорода Н2. Получить такой газ можно, сжигая размещенную толстым слоем древесину в условиях ограниченного количества воздуха. На этом несложном принципе работает и автомобильный газогенератор, простой по сути агрегат, но громоздкий и конструктивно осложненный дополнительными системами.

Также, помимо собственно производства генераторного газа, автомобильная газогенераторная установка охлаждает его, очищает и смешивает с воздухом. Соответственно, конструктивно классическая установка включает в себя сам газогенератор, фильтры грубой и тонкой очистки, охладители, электровентилятор для ускорения процесса розжига и трубопроводы.

Автомобиль на дровах: как он работает? авто, дрова, факты, юмор

НПЗ вожу с собой

Простейший газогенератор имеет вид вертикального цилиндра, в который почти доверху загружается топливо — дрова, уголь, торф, прессованные пеллеты и т.п. Зона горения расположена внизу, именно здесь, в нижнем слое горящего топлива создается высокая температура (до 1 500 градусов по Цельсию), необходимая для выделения из более верхних слоев будущих компонентов топливной смеси — окиси углерода СО и водорода Н2. Далее горячая смесь этих газов поступает в охладитель, который снижает температуру, повышая таким образом удельную калорийность газа. Этот довольно крупный узел обычно приходилось помещать под кузовом машины. Расположенный следом по ходу газа фильтр-очиститель избавляет будущую топливную смесь от примесей и золы. Далее газ направляется в смеситель, где соединяется с воздухом, и окончательно приготовленная смесь направляется в камеру сгорания двигателя автомобиля.

Автомобиль на дровах: как он работает? авто, дрова, факты, юмор

Как видите, система производства топлива прямо на борту грузовика или легковушки занимала довольно много места и немало весила. Но игра стоила свеч. Благодаря собственному — и к тому же дармовому — топливу свой автономный транспорт могли себе позволить предприятия, расположенные за сотни и тысячи километров от баз снабжения ГСМ. Это достоинство долго не могло затмить все недостатки газогенераторных автомобилей, а их было немало:

  • — существенное сокращение пробега на одной заправке;
  • — снижение грузоподъемности автомобиля на 150-400 кг;
  • — уменьшение полезного объема кузова;
  • — хлопотный процесс «дозаправки» газового генератора;
  • — дополнительный комплекс регламентных сервисных работ;
  • — запуск генератора занимает от 10-15 минут;
  • — существенное снижение мощности двигателя.

Автомобиль на дровах: как он работает? авто, дрова, факты, юмор

В тайге заправок нет

Древесина всегда являлась основным топливом для газогенераторных автомобилей. В первую очередь, конечно, там, где дров в избытке, — на лесозаготовках, в мебельном и строительном производстве. Традиционные технологии лесопереработки при промышленном использовании древесины в эпоху расцвета «газгенов» около 30% от массы леса отпускали в отходы. Их и использовали как автомобильное топливо. Интересно, что правилами эксплуатации отечественных «газгенов» строжайше запрещалось использование деловой древесины, так как и отходов лесной промышленности было с избытком. Для газогенераторов годились как мягкие, так и твердые породы дерева.

Единственное требование — отсутствие на чурках гнили. Как показали многочисленные исследования, проведенные в 30-е годы в Научном автотракторном институте СССР, лучше всего в качестве топлива подходят дуб, бук, ясень и береза. Чурки, которыми заправлялись котлы газогенераторов, чаще всего имели прямоугольную форму со стороной 5-6 сантиметров. Сельскохозяйственные отходы (солома, лузга, опилки, кора, шишки и пр.) прессовали в специальные брикеты и также «заправляли» ими газогенераторы.

Главным недостатком «газгенов», как мы уже говорили, можно считать малый пробег на одной заправке. Так, одной загрузки древесными чурками советским грузовикам (см. ниже) хватало не более чем на 80-85 км пробега. Учитывая, что «заправляться» руководство по эксплуатации рекомендует при опустошении бака на 50-60%, то и вовсе пробег между заправками сокращается до 40-50 км. Во-вторых, сама установка, вырабатывающая генераторный газ, весит несколько сотен килограммов. К тому же двигатели, работающие на таком газе, выдают на 30-35% меньше мощности, чем их бензиновые аналоги.

Автомобиль на дровах: как он работает? авто, дрова, факты, юмор

Для сохранения тяговых характеристик, в особенности это касалось грузовиков, при снизившейся мощности двигателя передаточные числа трансмиссии делали более высокими. Скорость движения падала, но для автомобилей, использующихся в лесной глуши и прочих пустынных и отдаленных районах это не имело решающего значения. Чтобы компенсировать изменившуюся из-за тяжелого газогенератора развесовку, в некоторых машинах усиливали подвеску.

Помимо того, из-за громоздкости «газового» оборудования отчасти приходилось перекомпоновывать автомобиль: менять, сдвигать грузовую платформу или урезать кабину грузовика, отказываться от багажника, переносить выхлопную систему.

Автомобиль на дровах: как он работает? авто, дрова, факты, юмор

Золотая эра «газгена» в СССР и за границей

Эра расцвета газогенераторных автомобилей пришлась на 30-40-е года прошлого века. Одновременно в нескольких странах с большими потребностями в автомобилях и малыми разведанными запасами нефти (СССР, Германия, Швеция) инженеры крупных предприятий и научных институтов взялись за разработку автотранспорта на дровах. Советские специалисты больше преуспели в создании грузовых автомобилей.

Золотая эра «газгена» в СССР и за границей авто, дрова, факты, юмор

С 1935 года и до самого начала Великой Отечественной войны на разных предприятиях Министерства лесной промышленности и ГУЛАГа (Главное Управление ЛАГерей, увы, реалии той поры) «полуторки» ГАЗ-АА и «трехтонки» ЗИС-5, а также автобусы на их базе переделывались для работы на дровах. Также отдельными партиями газогенераторные версии грузовиков производились самими заводами-изготовителями машин. Например, советские автоисторики приводят цифру 33 840 — столько было выпущено газогенераторных «полуторок» ГАЗ-42. Газогенераторных ЗИСов моделей ЗИС-13 и ЗИС-21 в Москве выпущено более 16 тыс. единиц.

Автомобиль на дровах: как он работает? авто, дрова, факты, юмор

За довоенное время советскими инженерами было создано более 300 различных вариантов газогенераторных установок, из которых 10 дошли до серийного производства. Во время войны серийными заводами были подготовлены чертежи упрощенных установок, которые могли изготавливаться на местах в автомастерских без применения сложного оборудования. По воспоминаниям жителей северных и северо-восточных регионов СССР, грузовики на дровах можно было встретить в глубинке вплоть до 70-х годов ХХ века.

В Германии во время Второй Мировой войны наблюдался острый дефицит бензина. КБ двух компаний (Volkswagen и Mercedes-Benz) получили задание разработать газогенераторные версии своих популярных компактных машин. Обе фирмы в довольно сжатые сроки справились с поставленной задачей. На конвейер встали Volkswagen Beetle и Mercedes-Benz 230. Интересно, что у серийных авто дополнительное оборудование даже не выступало за стандартные габариты «легковушек». В Volkswagen пошли еще дальше и создали опытный образец «дровяного» армейского Volkswagen Тур 82 («кюбельваген»).

Автомобиль на дровах: как он работает? авто, дрова, факты, юмор

Дровяные машины сегодня

К счастью, главное достоинство газогенераторных автомобилей — независимость от сети АЗС, сегодня стало малоактуальным. Однако в свете современных экологических веяний на первый план вышло другое достоинство автомобилей на дровах — работа на возобновляемом топливе без какой-либо его химической подготовки, без дополнительной траты энергии на производство топлива. Как показывают теоретические расчеты и практические испытания, мотор на дровах меньше вредит атмосфере своими выбросами, чем аналогичных двигатель, но уже работающий на бензине или солярке. Содержание выхлопных газов очень схоже с выбросами ДВС, работающих на природном газе.

И тем не менее тема с автомобилями на дровах утратила свою былую популярность. Забыть о газогенераторах не дают в основном инженеры-энтузиасты, которые ради экономии на топливе или в качестве эксперимента переоборудуют свои личные машины для работы на генераторном газе. На постсоветском пространстве есть удачные примеры «газгенов» на базе легковушек АЗЛК-2141 и ГАЗ-24, грузовика ГАЗ-52, микроавтобуса РАФ-2203 и пр. По словам конструкторов, их творения могут проезжать на одной заправке до 120 км со скоростью 80-90 км/ч.

Дровяные машины сегодня авто, дрова, факты, юмор

К примеру, переведенный житомирскими инженерами в 2009 году на дрова ГАЗ-52 расходует около 50 кг древесных чурок на 100 км пробега. По словам конструкторов, подкидывать дровишки нужно каждые 75-80 км. Газогенераторная установка традиционно для грузовиков расположилась между кабиной и кузовом. После розжига топки должно пройти около 20 минут, прежде чем ГАЗ-52 сможет начинать движение (в первые минуты работы генератора выработанный им газ не имеет нужных горючих свойств). По расчетам разработчиков, 1 км на дровах обходится в 3-4 раза дешевле, чем на дизельном топливе или бензине.

Автомобиль на дровах: как он работает? авто, дрова, факты, юмор

Как вам такая заправка лет через ннадцать? Ресурс возобновляемый, так что нет ничего невозможного...

Единственная на сегодняшний день страна, в которой массово используются автомобили на дровах, — это Северная Корея. В связи с тотальной мировой изоляцией там наблюдается определенный дефицит жидкого топлива. И дрова снова приходят на выручку тем, кто оказался в нелегком положении.

Дубовых, пожалуйста, до полного.

Как вам такая заправка лет через ннадцать? Ресурс возобновляемый, так что нет ничего невозможного... авто, дрова, факты, юмор

Источник


Опубликовала Ольга Филиппова , 24.10.2017 в 20:24

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
zavet24 уляшов
zavet24 уляшов февраль февраль 25 октября, в 15:24 ++++++++++++++++++++ точно ! Текст скрыт развернуть
0
zavet24 уляшов
zavet24 уляшов Ник Аватаров 25 октября, в 15:25 всё решаемо , а компрессор не дороже денег Текст скрыт развернуть
0
Ник Аватаров
Ник Аватаров zavet24 уляшов 25 октября, в 15:35 Бензин тоже не дороже денег. Текст скрыт развернуть
0
февраль февраль
февраль февраль Ник Аватаров 25 октября, в 20:10 В курсе. А ты? Текст скрыт развернуть
0
zavet24 уляшов
zavet24 уляшов Ник Аватаров 25 октября, в 20:27 учи мат.часть , неучам здесь не место Текст скрыт развернуть
0
Ник Аватаров
Ник Аватаров zavet24 уляшов 26 октября, в 13:29 Тогда ты-то что здесь делаешь??? Текст скрыт развернуть
0
zavet24 уляшов
zavet24 уляшов Ник Аватаров 26 октября, в 14:14 аватарку смени , чучело Текст скрыт развернуть
0
Ник Аватаров
Ник Аватаров zavet24 уляшов 26 октября, в 16:16 А тебя ипёт моя аватарка, чуркобес? Текст скрыт развернуть
-1
Ник Аватаров
Ник Аватаров февраль февраль 26 октября, в 16:17 У меня дизель. Текст скрыт развернуть
0
zavet24 уляшов
zavet24 уляшов Ник Аватаров 26 октября, в 16:31 таким родился Текст скрыт развернуть
1
Ник Аватаров
Ник Аватаров zavet24 уляшов 26 октября, в 16:38 Не удивлен... Текст скрыт развернуть
-1
zavet24 уляшов
zavet24 уляшов Ник Аватаров 26 октября, в 17:07 чему тут удивлятся , тебе не из чего выбирать Текст скрыт развернуть
0
сергей иванов
сергей иванов Ник Аватаров 10 ноября, в 04:19 В продаже ( относительно недорого ) есть домашние компрессорные станции для сжатия природного газа из абонентских сетей . Давление отключения - 250атм . Применение - транспорт на сжатом газе , аварийный запас газа в ЖКХ и производствах . В СМИ был сюжет жителя Ростовской области ( судя по сюжету пчеловода ) о эксплуатации девятки на сжатом бытовом газе Текст скрыт развернуть
0
Ник Аватаров
Ник Аватаров сергей иванов 10 ноября, в 11:26 Да я в курсе - изучал эту тему. Делает Китай, дорого и ненадежно. Можно использовать танковый компрессор системы пневмозапуска, но там свои проблемы. Текст скрыт развернуть
1
Сергей Баранов
Сергей Баранов 25 октября, в 19:05 Годилась не абы какая древесина. В какой-то книжке про ВОВ читал про диверсию партизан на заводе по производству чурок для газгенов. Немцы не зря целый завод построили. Чурки надо в определенный размер напилить, подсушить до нужной влажности.
Писал рекламную статью про фирму, которая делала котлы и торфяные гранулы. Там тоже торф возгонялся до угарного газа, который сгорал в водогрейной топке. На банкете по поводу презентации я спросил: почему у вас теплотворная способность гранул заявлена в два раза больше, чем у торфа?
- У торфа много теплоты уходит на испарение воды, а гранулы подсушиваются в процессе изготовления.
Текст скрыт развернуть
1
zavet24 уляшов
zavet24 уляшов Сергей Баранов 25 октября, в 20:28 учи мат.часть Текст скрыт развернуть
2
Валерий Несоленый
Валерий Несоленый Сергей Баранов 10 ноября, в 18:57 Если сушить используя "бросовую" энергию..например температуру отходящих газов стекловаренной печи и пр. то есть смысл.., а так на сушку торфа до требуемой влажности уходит примерно столько же энергии сколько получим в виде прибавки при сжигании сухого ... Можно конечно при сушке использовать Солнечную и Ветровую энергию ,но это не просто,да еще если в промышленных масштабах гранулы делать... Текст скрыт развернуть
0
Сергей Баранов
Сергей Баранов Валерий Несоленый 10 ноября, в 19:09 Не знаю,как они делали гранулы и подсушивали в процессе. Дальше презентации одной печки дело не пошло. Встретился потом с дир департамента ЖКХ (который также был на презентации) - как там у них, есть бабки на рекламу? - Ничего не слышно.
По сравнению с брикетами эта печка на гранулах работала с минимумом обслуживания - раз в несколько дней гранулы в бункер загрузить. Предполагалось многоквартирные дома на еле (2 подъезда, 2 этажа) такими печками оборудовать. Но у построенных домов какая-то система отопления имеется, а новых домов на селе сейчас не строят.
Текст скрыт развернуть
0
Валерий Несоленый
Валерий Несоленый Сергей Баранов 10 ноября, в 22:50 К сожалению, у нас сейчас, в большинстве случаев, презентаций все и заканчивается... И дело не в печке. Печей и котлов работающих на гранулах-пеллетах или многотопливных ,от различных производителей в продаже много. Их используют т.к. гранулированное топливо , достаточно легко, поддается автоматизированно-дозированной подаче в топку, по привязке к датчику температуры... Но пеллеты на рынке как правило из опила, себестоимость сушки торфа -высока. Достаточные объемы, фактически бросовых ,отходящих газов, есть у крупных предприятий, а им тема пеллет, не интересна... В начале 2000, в Канаде, самым дешевым топливом для пеллетных котлов, была - Кукуруза, ее зерна идеальные природные гранулы... так сложились цены на рынке тогда.. как сейчас ? не знаю... Текст скрыт развернуть
0
Сергей Баранов
Сергей Баранов Валерий Несоленый 11 ноября, в 10:52 Главное в бизнесе - сбыт. Котлы на отходах действительно делают сейчас на каждом шагу. Писал статью о них для журнала Акватерм, съездил посмотреть такой котел в работе. Две двухподъездных пятиэтажки в поселке, угольная котельная. Предприятие ЖКХ купило котел на опилках. Опилок под руками не оказалось, зато рядом фанерный завод - обрезки фанеры и "блины"-края кряжей, из которых шпон строгают - задарма отдают, лишь бы пожарные не штрафовали за скопление горючих отходов. Пришлось котел немного переделать (подача топлива). Первую зиму угольный не отключали - мало ли как поведет себя новый?. Нормально отработал. На следующую зиму собирались уже угольный "под парами" не держать. А купи предприятие ЖКХ котел на торфяных гранулах? Вместо дармового топлива покупное, да возить через всю область. На мой взгляд, из-за низкого спроса котлы на торфяных гранулах у этой фирмы не пошли. Мог быть спрос в районах торфодобычи (там и презентовали). Но торфодобыча в нашей области в упадке. А лесопилок полно.
Писал еще рекламу про лесопилку - там опилки прессовали в брикеты, и наладили сбыт аж в Германию и еще какую-то буржуйскую страну. Там бзик на экологии - нефтью-газом-углем отапливаться не хотят (а может дорого), очень много частной коттеджной застройки с котлами небольшой мощности.
Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Комментарии с 1 по 20 | всего: 37
Новое на Автомобилистах
Красивые и фигуристые девушки тоже любят играть в гольф

Красивые и фигуристые девушки тоже любят играть в гольф

Анатолий Лебедев 18 ноя, 00:31
+137 31
Папе римскому подарили уникальный Lamborghini, который он сразу решил продать

Папе римскому подарили уникальный Lamborghini, который он сразу решил продать

Известный итальянский производитель суперкаров Lamborghini подарил папе римскому Франциску специально изготовленный уникальный экземпляр модели Huracan. 266-й гл

Ольга Филиппова 17 ноя, 14:02
+1 0
Этот румынский перекрёсток сбил с толку не один десяток матёрых водителей

Этот румынский перекрёсток сбил с толку не один десяток матёрых водителей

Беспорядочно начерченные линии на этой дороге больше похожи на абстракционизм, чем на дорожную разметку, при этом вся эта мазня вызвала у большинства водителей н

Ольга Филиппова 17 ноя, 13:13
+1 5
Почему убыточен ВАЗ

Почему убыточен ВАЗ

АВТОВАЗ был национальным достоянием и флагманом автопромышленности СССР. Как вы объясните то, что в СССР (данные на 1972г, первые машины сошли с конвейера в 1970

Ольга Филиппова 16 ноя, 19:30
+2 0
Вот что значит родиться в рубашке!

Вот что значит родиться в рубашке!

В последнее время только и слышишь новости о том, что кто-то пострадал на дороге. Поэтому очень важно с детства учить правила дорожного движения. Но не мен

Ольга Филиппова 16 ноя, 16:54
+2 0
Porsche Type 12 - Первые поползновения к "Жуку"

Porsche Type 12 - Первые поползновения к "Жуку"

Дело было в 1931 году, когда герр Порше, наконец-то, перестал работать на чужого дядю и открыл в Штутгарте вместе с сыном свое дело. Дел у него шли, что называет

Ольга Филиппова 16 ноя, 12:43
+1 0
О вреде не включенной "думалки"

О вреде не включенной "думалки"

Приятель из Питера рассказал как-то. Поворачивал он с Московского шоссе налево, к магазину Лента. Там такой поворот, что встречные машины, едущие от Ленты, ино

Ольга Филиппова 15 ноя, 23:46
+2 2
Реставрация СМЗ с3а "Моргуновка"

Реставрация СМЗ с3а "Моргуновка"

Автомобиль С3а (эс-три-а) запомнился многим по легендарной комедии Гайдая «Операция Ы», где на нём ездили Трус, Балбес и Бывалый. Из-за того, что за рулём сидел

Ольга Филиппова 15 ноя, 20:49
+59 11

Поиск по блогу

О сайте

  • "Автомобилисты всех стран - объединяйтесь!"

    Социальная сеть для автомобилистов :
    знакомства, общение, обмен опытом, советы по эксплуатации и ремонту автомобилей!

    Создавайте темы для обсуждения, загружайте фото и видеозаписи, приглашайте друзей и знакомых!
Запомнить
Читать

Последние комментарии

Olga Sherman
Это про спорт или анатомию?
Olga Sherman Красивые и фигуристые девушки тоже любят играть в гольф
Viktor
*
Viktor Красивые и фигуристые девушки тоже любят играть в гольф
Светлана
fastas .
Славянин
Стикеры на машины, «для» люб…

Стикеры на машины, «для» любителей дальнего света

11 ноя, 22:15
+65 32
Реставрация СМЗ с3а "Моргуновка"

Реставрация СМЗ с3а "Моргуновка"

15 ноя, 20:49
+59 11
Шипованный креатив

Шипованный креатив

14 ноя, 13:37
+33 4
В капсулу времени попало 127…

В капсулу времени попало 127 автомобилей Москвич

11 ноя, 23:05
+32 4
Не прошедшие испытания совет…

Не прошедшие испытания советские экспериментальные вездеходы ЗИЛ, КрАЗ и НАМИ

15 ноя, 11:18
+31 6