АВТОМОБИЛИСТЫ

17 835 подписчиков

Несостоявшийся «Старт»: почему футуристичный микроавтобус не выехал на дороги СССР

 

Микроавтобус в 1960-х был для советского человека неким «полулюксом» среди общественного транспорта – билет на проезд в знаменитом «Рафике» стоил дороже, чем автобусный. Однако далеко не все знают, что чудо прибалтийского автопрома в какой-то момент могло обзавестись конкурентом. Вот только на советские дороги он так и не доехал, зато на века был запечатлен на киноленте. Все это о «Старте» - самом красивом микроавтобусе СССР.

 

 

  Микроавтобус получился футуристичный. /Фото: drive.ru

Микроавтобус получился футуристичный. /Фото: drive.ru

Пожалуй, не было в Советском Союзе человека, который не смотрел давно ставшую легендарной кинокомедию Гайдая «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика».

Этот фильм обсуждался всеми, но говорили не только о занятном сюжете и смешных персонажах. Многих заинтересовал четырехколесный «актер», появившийся в самой последней сцене – когда Шурик провожает Нину, а затем она уезжает на красивом микроавтобусе. Этот футуристичный автомобиль и стал предметом споров о его происхождении: одни говорили, что он иностранный, другие – что его построили специально для съемок.

  Кадр из кинокомедии Кавказская пленница. /Фото: svatove city

Кадр из кинокомедии Кавказская пленница. /Фото: svatove city

На самом же деле микроавтобус назывался «Старт», был детищем Северодонецкой Авторемонтной базы (САРБ) и вполне мог занять достойное место в дорожном движении советских городов. Но этого так и не произошло, хотя начиналось все довольно оптимистично.

Справедливости ради стоит сказать, что «Старт» был создан, по сути, на чистом энтузиазме. А дело было так: новый на тот момент начальник Северодонецкой Авторемонтной базы А.С.Антонов, который слыл товарищем активным и, как сегодня бы сказали, креативным, задумал эксперимент – создать автомобильный прицеп для туристов. Причем материал для него выбрал популярный в то время, но нетривиальный для автомобилестроения – стеклопластик.

  Небольшая газетная заметка о машине. /Фото: bigpicture.ru

Небольшая газетная заметка о машине. /Фото: bigpicture.ru

Но на одной идее деятельный товарищ Антонов не остановился – практически сразу он решил построить целый автомобиль с кузовом из стеклопластика. Несмотря на то, что проектами такой сложности САРБ ранее не занимались, от задумки отказываться никто не собирался: на помощь пришли специалисты Харьковского Автодорожного института, среди которых был и художник Юрия Андроса. Именно он и создал тот необычный для советского обывателя внешний вид автомобиля, который уже было решено «сделать» микроавтобусом.

  Модель Старта в масштабе. /Фото:  bigpicture.ru

Модель Старта в масштабе. /Фото: bigpicture.ru

 

Этой футуристичной машине как будто в противовес дали вполне привычное, даже обыденное как для начала 1960-х название – «Старт». Сам же микроавтобус был построен очень быстро, всего за полтора месяца. Практически сразу после этого опытный ездовой образец отправился в Москву на «смотрины», своим ходом преодолев около тысячи километров расстояния.

  На улицах города по дороге в Москву. /Фото: drive.ru

На улицах города по дороге в Москву. /Фото: drive.ru

В столице красивый микроавтобус сразу же обратил на себя внимание, в том числе смог впечатлить лично Никиту Сергеевича Хрущева. Конечно, столь высокая оценка поспособствовала тому, что из Горького в Донецк направили сразу полсотни машинокомплектов для налаживания серийного производства. Однако дальше цифры в пятьдесят штук дело не зашло – после прихода к власти Леонида Ильича Брежнева поставки были прекращены.

  Салон Старта. /Фото: bigpicture.ru

Салон Старта. /Фото: bigpicture.ru

Однако на этом неприятности необычного микроавтобуса не закончились. Так как на советских дорогах все еще не хватало этого типа транспорта, было решено все же протестировать «Старт» на Дмитровском автополигоне. Вот только результате оказались не теми, на которые рассчитывалось: выяснилось, что микроавтобус как раз из-за своих футуристических деталей сильно потерял в аэродинамике.

Кроме того, создание «Старта» было, по сути, полукустарным с немалой долей ручного труда. А это, в свою очередь, стало причиной не только наличия конструктивных недостатков, но и значительного удорожания себестоимости автомобиля – его производство потенциально обошлось бы почти вдвое больше, чем того же «Рафика». Поэтому в конечном итоге на дорогах остался лишь прибалтийский микроавтобус.

  У Старта случился фальстарт. /Фото: wikipedia.org

У Старта случился фальстарт. /Фото: wikipedia.org

История же «Старта» закончилась, толком не начавшись – всего их успели изготовить около сотни, но судьба большинства из них неизвестна. Те же, что остались, чаще всего являются собственностью частных коллекционеров. Но и по сей день иногда появляется информация о восстановлении самого красивого советского микроавтобуса – благо, его стеклопластиковый кузов время коснулось не так сильно, как металлические.

  Необычный материал позволяет оставаться кузову целым даже полвека спустя. /Фото: vz.ua

Необычный материал позволяет оставаться кузову целым даже полвека спустя. /Фото: vz.ua

Источник

Для чего советские солдаты ездили на танках и БТР сидя на броне

Солдаты всегда были горазды на выдумки и смекалку, которые помогали не только легче перенести все тяготы боевых действий, но и даже спасти жизнь, свою и боевых товарищей. И хотя порой решения такого рода внешне представляются довольно странными, они действительно эффективны. Именно по этой причине советские солдаты ездят сидя на бронемашинах сверху - не хвастовства ради, а в силу жизненной необходимости.

Сверху на БТР солдаты ездят не просто так. /Фото: topast.ru

Сверху на БТР солдаты ездят не просто так. /Фото: topast.ru

Впервые советские солдаты ездили «на броне» еще в начале 1940-х годов.

На фотографиях периода Великой отечественной запечатлены знаменитые танки Т-34, на которых густо сидят краснорамейцы. Тогда БТР еще не было, а когда требовалось наступать в условиях бездорожья, именно танки легче всего удавалось перебрасывать пехоту на передовую. Конечно, это было весьма рискованно, ведь боец, сидящий на броне, мог быть сбит вражеской пулей, однако других вариантов тогда не было.

Красноармейцы на Т-34 во время Великой отечественной войны.  /Фото: pinterest.com

Красноармейцы на Т-34 во время Великой отечественной войны. /Фото: pinterest.com

Уже после окончания войны Советский ВПК начал разработку и производство первых бронемашин, которые поступили на вооружение к началу следующего десятилетия. Вот только первые же полевые испытания выявили некоторые недостатки в их конструкции.

Правда, от продолжения эксплуатации БТРов командование не отказалось. Поэтому все проблемы как нельзя ярко проявились во время войны в Афганистане. Так, стало ясно, что высокая пожароопасность двигателя и недостаточная толщина брони становилась причиной жертв среди советских солдат, особенно при попадании в бронемашину фугаса. Именно поэтому бойцы предпочитали ездить на броне - так была вероятность слететь в кювет, а не сгореть внутри машины.

Вывод советских войск из Афганистана, 1989 год. /Фото: svoboda.org

Вывод советских войск из Афганистана, 1989 год. /Фото: svoboda.org

Эта же тенденция продолжилась уже в российской армии во время боевых действий в Чечне. Тогда же особенно проявилась еще одна причина, почему солдаты ездили на бронемашинах. Дело в том, что война на неподконтрольной территории усложняла поставки боеприпасов, в которых постоянно нуждались бойцы, поэтому приходилось их возить с собой. Именно потому личный состав и ездил сидя на БТР - большая часть пространства внутри машины была попросту занята оружием и патронами к нему.

Солдаты на БТР в Грозном.  /Фото: pikabu.ru

Солдаты на БТР в Грозном. /Фото: pikabu.ru

Источник

Уникальный грузовик СССР, который существенно опередил своё время, МАЗ 2000

В годы СССР инженерная мысль была настолько развита, что от ее идей создавались такие невероятные машины, что удивляли не только нашу страну, но и Европу. Причём эксперименты велись во всех областях, будь это мотоциклы, трактора или автобусы. Не прошли мимо и грузовики, в 1988 году на Минском автомобильном заводе разработали уникальный грузовик, которому дали название МАЗ 2000 Перестройка. Внешний вид машины существенно отличался от имеющихся тогда в серийном производстве в стране.

Его официально представили на Парижском автосалоне, где ему вручили золотую медаль.

Колесная формула грузовика была 6х2. На него поставили дизельный двигатель от производителя MAN, он был шестицилиндровым, а мощность его составляла 290 л.с. Трансмиссия состояла из двенадцати скоростей, она была механическая. Переключение передач осуществлялось при помощи джойстика, что в те годы было просто космическим достижением. Масса грузовика 12 тонн, высота четыре метра, длина пятнадцать метров и ширина машины два с половиной метра.

Аэродинамика кабины грузовика была на высоте, благодаря этому удалось добиться существенного снижению потребления топлива и динамических показателей. К сожалению в серийное производство грузовик не пошёл, ему просто не нашли применение. Так часто случалось в то время, что перспективным разработкам закрывали путь к жизни и они оставались в единичных экземплярах. Если Вам известна еще какая-то информация про грузовик МАЗ 2000 Перестройка, поделитесь ей в комментариях под статьёй.

источник

Картина дня

))}
Loading...
наверх