Анатолий Лебедев предлагает Вам запомнить сайт «АВТОМОБИЛИСТЫ»
Вы хотите запомнить сайт «АВТОМОБИЛИСТЫ»?
Да Нет
×

"АВТОМОБИЛИСТЫ ВСЕХ СТРАН - ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ!"

Бесстрашие водителей на доро…

Бесстрашие водителей на дорогих машинах с блатными номерами

9 фев, 11:09
Цыганка в шоке...

Цыганка в шоке...

16 фев, 16:58
Внимание! Поиск родственников бойца!

Внимание! Поиск родственников бойца!

10 фев, 14:28
Мотоцикл с двигателем ГАЗ-53…

Мотоцикл с двигателем ГАЗ-53, с двигателем от грузовика

4 фев, 16:41
Новости МирТесен
Бесстрашие водителей на доро…

Бесстрашие водителей на дорогих машинах с блатными номерами

9 фев, 11:09
Цыганка в шоке...

Цыганка в шоке...

16 фев, 16:58
Внимание! Поиск родственников бойца!

Внимание! Поиск родственников бойца!

10 фев, 14:28
Мотоцикл с двигателем ГАЗ-53…

Мотоцикл с двигателем ГАЗ-53, с двигателем от грузовика

4 фев, 16:41
Спасти жизнь ребенка любой ц…

Спасти жизнь ребенка любой ценой (шокирующее видео)

24 фев, 17:21
Автоприколы выходного дня

Автоприколы выходного дня

14 фев, 10:12

Предложения и пожелания










Вездеход «Харьковчанка»: покоритель Антарктиды

развернуть
 
В 1955 году, с началом активного освоения Антарктики советскими полярниками, встал вопрос о надежном транспорте для передвижения по этому суровому континенту. Обычную технику в условиях фирнового снега, высокогорья, ветра под 50 м/с и крайне низких температур эксплуатировать было практически невозможно. Первой ласточкой в череде необычных транспортных средств для освоения Южного полюса стала «Харьковчанка»
текст: Олег Калаушин  /  21.01.2016

Хотя, конечно, правильнее было бы начать это повествование не с «Харьковчанки», а с «Пингвина».  Созданный в 1957 году в кратчайшие сроки на базе плавающего танка ПТ-76, он оказал неоценимую помощь в освоении Антарктики. Машина была достаточно надежной и, что немаловажно, с довольно большим запасом хода. Однако для перехода на длительные расстояния он был не очень пригоден, к тому же тесноват. Как правило, в трансантарктическую экспедицию отправлялось немало человек, и долгое пребывание в стесненных условиях было проблематичным. Требовалось что-то более вместительное и комфортабельное. Этакое подобие яхты. Но яхта - это нечто прогулочное, а когда за окном до минус 76 С0, прогуляться тянет меньше всего. Для таких условий требовался  как минимум крейсер.

Таким «Снежным крейсером» стало Изделие 404 С «Харьковчанка», построенное в 1958 году на Харьковском заводе транспортного машиностроения. За основу этого транспортного средства был взят тяжелый артиллерийский тягач АТ-Т. Для начала его базу увеличили на 2 катка. Раму сделали полой и герметизировали. В передней части рамы разместили 12-цилиндровый дизель, 5-ступенчатую коробку передач, органы управления и масляные баки. Там же поместили топливный бак. Остальные 8 топливных баков общей емкостью 2500 литров разместили в средней части рамы. В задней части были установлены отопители производительностью 200 кубометров горячего воздуха в час и мощная 100-метровая лебедка. Таким образом, компоновка основных узлов и агрегатов под полом позволила не только высвободить больше места под жилой модуль, но и существенно снизить центр тяжести машины, общая высота которой была порядка 4 метров.

Вообще, если говорить о размерах «Харьковчанки», то они были достаточно внушительные. В длину машина получилась под 8,5 м, а в ширину 3,5 м. В однообъемном, практически прямоугольном кузове удалось создать помещение общей площадью 28 м2 с высотой потолка 210 см. Последнее требовалось для комфортного передвижения по салону. Тщательно изолированная от ходовой части и серьезнейшим образом утепленная, эта площадь была поделена на отсеки.

В передней части, над двигателем, располагался отсек управления, который делили между собой механик-водитель и штурман. Справа по ходу движения, за отсеком управления, размещалась радиорубка, оснащенная самым передовым на то время оборудованием. По левую сторону, за перегородкой, расположилось спальное помещение на 8 человек, а уже за ним - кают-компания. Ну а какой крейсер без камбуза! Нашлось место и для него. Однако размеры последнего не позволили организовать там полный цикл приготовления пищи, поэтому основным его предназначением был разогрев консервов. За камбузом отвели место для гальюна, причем с подогревом. С учетом особенностей эксплуатации, на «Харьковчанке» были также предусмотрены тамбур, позволяющий не выстуживать транспорт при входе/выходе, и небольшая сушилка для вещей.

Так как вездеход планировалось использовать в условиях сыпучих фирновых снегов, когда переохлажденные кристаллы по прочности не уступают песку и "плывут" от малейшего прикосновения к ним, серьезным образом пришлось доработать гусеницы. Их ширину довели до 1 метра, а каждый трак снабдили снегозацепом. Это позволило значительно повысить тяговое усилие. Вездеход буквально вгрызался в снег. И эти же грунтозацепы при необходимости позволяли машине форсировать водные преграды. И хотя «Харковчанка» не была амфибией, все же какую-то часть маршрута она могла преодолеть и по воде.  Главное было следить за тем, чтобы машина не погружалась ниже уровня пола. Плавучесть же обеспечивала полая герметичная рама.

Мощность двигателя этого крейсера составляла 520 л.с. Не много, однако благодаря турбонагнетателям в пиковые моменты она могла быть чуть ли не вдвое больше. Этот дизель обеспечивал вездеходу достаточно внушительную по тем меркам скорость в 30 км/ч, а также позволял не только без особого труда таскать свою собственную массу под 35 тонн, но еще и буксировать прицеп массой до 70 тонн. Как правило, это были цистерны с топливом. Ведь основной груз в таких экспедициях - именно топливо, и его объем от общей массы груза доходил до 70%. Впрочем, в составе такого санного поезда скорость движения редко переваливала за 10-15 км/ч.

Из особенностей конструкции также хочется отметить, что во избежание обмерзания все иллюминаторы были снабжены влагопоглотителями и имели постоянный приток горячего воздуха. Лобовые же стекла были снабжены электроподогревом, наподобие того, который сейчас применяется на современных автомобилях. Кстати, генератор «Харьковчанки» был способен вырабатывать до 13 квтч электроэнергии, что с лихвой обеспечивало все нужды экспедиционеров.

Эксплуатировались «Харьковчанки» довольно долго, вплоть до 2008 года (тому есть видеоподтверждения в интернете). И это несмотря на то, что еще в 1975 году им на смену пришли «Харьковчанки-2», особенностью конструкции которых был отдельный жилой модуль, водруженный на все тот же АТ-Т. Эксплуатация «Харьковчанок» первого поколения показала, что хоть и удобно обслуживать двигатель, не выходя за пределы вездехода, однако избавиться от прорывающихся в жилой отсек выхлопных газов полностью не удается. А это комфорта не добавляло. Не слишком сильна у машины оказалась и теплоизоляция. К примеру, жилой модуль «Харьковчанки-2» без отопления терял за сутки уже не более 2-3 градусов.

Впрочем, до сих пор многие полярники считают, что ничего лучше, чем «Харьковчанка», для передвижения по Антарктиде до сего дня придумать так и не удалось, хотя попытки были...

Внутри «Харьковчанки», современные кадры:

Художественный фильм «72 градуса ниже нуля», где снимался этот вездеход:


Источник →

Ключевые слова: Обзоры, Факты
Опубликовал Игорь Дятчин , 23.01.2016 в 11:37
56
1

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Олег
Олег Что-ж, хорошо однако, славная машинка ! А вот сразу вопрос (в связи с текущей политической ситуацией), если связи с Украиной разорваны (разрываются), то где будут выпускаться (и будут-ли ?) следующие вездеходы, и как будут называться ? Текст скрыт развернуть
Сергей
СергейОлег Кстати, о политической ситуации. Когда разваливали СССР, где и создавались отличные машины с весьма дружелюбными и дружественными названиями, то вносили раскол между народами республик. Сейчас стараются расколоть Россию, играя на естественных различиях в мнении и осведомлённости наших сограждан, т.е. уже даже не на национальных признаках. Обидно, что многие ведутся на ту же морковку.
А что до названий, то мне странно слышать, например, что один из продвигаемых российских уже автомобилей именуется "Тигр". У Высоцкого было про "маленьких людей":
"Большие лупят по "слонам", гоняются за "тиграми",
а мне, а вам..., куда уж нам шутить с такими играми.
Пускай большими сферами большие люди занимаются.
Один уже играл с "пантерами" - другие доиграются".
Текст скрыт развернуть
Олег Величко
Олег Величкоodessit-kos Жопа твоя раскалывается. Из-за отсутствия моСга... Пророк хренов. Текст скрыт развернуть
Владимир Владимиров
Владимир Владимировodessit-kos Эта песенка стара.

Кого менять? Шило на мыло?

Мож Каспарова с Навальным вместо Путина?

Назовите кто-то в мире из президентов достоин?

Нет таких!!!
Текст скрыт развернуть
Cавва Краузе
Cавва Краузеodessit-kos Одессит все пизit! Текст скрыт развернуть
Николай Новиков
Николай НовиковСергей Сергей, кинь ссылку на стих иль песню Высоцкого с этим текстом. Заранее благодарен!
А всем "несогласным" с властью - ... тяжело быть толерантным к бомжам, малоимущим, пенсионерам и бюджетникам, когда ВСЕ против нас! Сейчас главное выжить! И сделать так, чтобы даже в этой сложной для нас ситуации, за бугром, мягко говоря, "утерлись", и это у ВВП неплохо получается!
Я готов потерпеть ( невпервой...!)
Текст скрыт развернуть
Сергей
СергейНиколай Новиков Это песня к фильму "Бегство мистера Мак-Кинли", рекомендую. Я не помню, вошла ли она в ленту, т.к. у меня на кассете есть эти песни в авторском исполнении под гитару, часть звучит иначе, нежели в кино, часть осталась за кадром. Забей в поисковике "Баллада об оружии", в сборники стихов она точно входила. Текст скрыт развернуть
Ирина Флегонтова
Ирина ФлегонтоваОлег Величко У себя сначала разберитесь Текст скрыт развернуть
Олег Величко
Олег ВеличкоИрина Флегонтова Где у себя, мадам? Текст скрыт развернуть
Николай Новиков
Николай НовиковСергей Спасибо! обязательно посмотрю! Текст скрыт развернуть
Сергей
СергейНиколай Новиков О, если не видели этот фильм, то я даже в чём-то вам завидую! Посмотреть этот фильм сейчас, осознавая, что он создавался в другую эпоху, а проблемы и рассмотрение... Нет, пусть мысли родятся вами, это того стоит;) Текст скрыт развернуть
Павел USSR
Павел USSR Классная тема ! Текст скрыт развернуть
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 13
Новое на Автомобилистах
Госдума приравняла автопробеги к демонстрациям

Госдума приравняла автопробеги к демонстрациям

Установка палаточных городков в общественных местах отныне приравнивается к пикету Москва. 26 февраля. INTERFAX.RU - Госдума в пятницу приняла во втором

Анатолий Лебедев 26 фев, 20:45
0 0
Нестандартные образцы огнестрельного оружия и в шутку и в серьез

Нестандартные образцы огнестрельного оружия и в шутку и в серьез

С тех пор, как человечество изобрело огнестрельное оружие, были созданы тысячи различных его видов и модификаций. Часть из них развилась в современные модели, б

Анатолий Лебедев 26 фев, 20:18
+28 6
В России компенсаций за «дизельгейт» не будет

В России компенсаций за «дизельгейт» не будет

Как стало известно, Россия может стать единственной страной, где Volkswagen избежит наказания за «дизельгейт». Огромные штрафы концерн выплачивает во

Анатолий Лебедев 26 фев, 19:42
+5 4
Китайская марка Zotye выходит на российский рынок

Китайская марка Zotye выходит на российский рынок

В феврале начались поставки первых автомобилей китайской марки Zotye на российский рынок. Продажами машин будут заниматься мультибрендовые автосалоны в разли

Анатолий Лебедев 26 фев, 19:07
+11 5
Спортивный электрокар DS E-Tense готов к Женеве

Спортивный электрокар DS E-Tense готов к Женеве

Люкс-подразделение Citroёn не сумело сохранить в тайне свой концепт, подготовленный к Женевскому автосалону. Вчера DS показал скромный тизер своего E-Tens

Анатолий Лебедев 26 фев, 19:01
+2 0
Хорватский электрокар обещает потеснить Tesla и стать самым быстрым в мире

Хорватский электрокар обещает потеснить Tesla и стать самым быстрым в мире

Хорваты сделают самый быстрый электрокар в мире Предстоящее Женевское автомобильное шоу обещает быть крайне интересным, в частности за счет хорватско

Анатолий Лебедев 26 фев, 18:47
+1 0
Кто изобрел автомобильный клаксон?

Кто изобрел автомобильный клаксон?

Узнайте историю появления на автомобиле клаксона.   Представьте, если в наши дни в автомобилях отсутствовал клаксон? Как бы вы предупреждали бы невнима

Анатолий Лебедев 26 фев, 18:38
+3 0
Что такое воздушные «зебры» и зачем они нужны?

Что такое воздушные «зебры» и зачем они нужны?

В 2016 году, как сообщает портал m24.ru, на столичных дорогах появится около дюжины воздушных «зебр» * . Эти специальные уличные фонари будут сверху дублироват

Анатолий Лебедев 26 фев, 18:17
+2 0

Поиск по блогу

О сайте

  • "Автомобилисты всех стран - объединяйтесь!"

    Социальная сеть для автомобилистов :
    знакомства, общение, обмен опытом, советы по эксплуатации и ремонту автомобилей!

    Создавайте темы для обсуждения, загружайте фото и видеозаписи, приглашайте друзей и знакомых!
Читать
Спасти жизнь ребенка любой ц…

Спасти жизнь ребенка любой ценой (шокирующее видео)

24 фев, 17:21
Про новые придумки гаишников

Про новые придумки гаишников

22 фев, 16:01
Мы с приятелем вдвоём работа…

Мы с приятелем вдвоём работали на дизеле!

22 фев, 11:37
Хот-Род по-русски... Ищем пр…

Хот-Род по-русски... Ищем продолжение темы

24 фев, 14:20
Мастерство парковки

Мастерство парковки

25 фев, 14:46
+54 2
Новости МирТесен