Истребительно-противотанковая САУ SDKFZ 138/2 «ГЕЦЕР»

Маленькая и приземистая — немного выше роста человека — САУ SdKfz 138/2 «Гецер» (другое обозначение — Jagdpanzer 38(t) (гецер — злобный пес, букв. — которым травят зверя) являлась эффективным истребителем танков и, несмотря на размеры, была лучшим примером расходования ресурсов, чем большинство гораздо более крупных немецких истребительно-противотанковых самоходок.

Когда немцы овладели чешскими заводами фирмы «Шкода» и мощностями по производству танков в Праге, то поначалу сделали упор на выпуске PzKpfw 38(t), однако к 1943 г.

данная машина совершенно устарела, и разработчики попытались использовать танкостроительные возможности Чехословакии по-иному.

Бывший в то время инспектором бронетанковых частей генерал Гудериан хотел получить невысокую легкую истребительно-противотанковую САУ, которая пришла бы на смену существовавшим на тот момент противотанковым САУ и орудиям на тяге.

PzKpfw 38(t) как раз подходил для скорейшего перепрофилирования в так нужное фронту новое изделие. После начавшихся в декабре 1943 г. испытаний опытного образца в апреле 1944 г. выпуск самоходки стал проводиться сразу на нескольких чешских предприятиях, а в июле того же года немцы сформировали первые дивизионы «Гецеров», и легкие в маскировке, юркие Jagdpanzer 38(t) стали действовать против танковых порядков союзников. Их 75-мм пушка была вполне действенным оружием, поражавшим броню большинства танков противника.

На фронте очень хорошо отзывались о новой САУ, и производственники надеялись довести выпуск до 1000 единиц Jagdpanzer 38(t) в месяц, но когда в мае 1945 г. производственные мощности оказались в руках союзников, общее количество произведенных изделий данного наименования составляло 1577 единиц.

Для экипажа из четырех человек «Гецер» был тесноват, и 100 машин выпустили с пушками без противооткатных механизмов — отдачу от выстрела принимал на себя корпус самоходки. Угол горизонтальной наводки ограничивался 5 градусами влево и 11 — вправо, а вертикальной — 12 градусами вверх и 6 — вниз.

Вспомогательное вооружение ограничивалось одним пулеметом, который устанавливался на крыше рубки и обслуживался с помощью дистанционного управления находящимся под защитой брони членом экипажа. Максимальная толщина бронирования составляла 60 мм, главный расчет делался на размеры машины.

После войны производство возобновилось уже для армии Чехословакии, а примерно 160 единиц САУ «Гецер» было продано в Швейцарию, где они несли службу еще даже в семидесятые годы.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  • Страна-изготовитель: Германия
  • Основное вооружение: одна 75-мм пушка РаК 39
  • Вспомогательное вооружение: один установленный на крыше 7,92-мм пулемет MG 34 или MG 42
  • Боевая масса. 15,8 т
  • Общая длина: 6,20 м
  • Длина корпуса: 4,8 м
  • Ширина: 2,50 м
  • Высота: 2,10 м
  • Скорость по шоссе: 39 км/ч
  • Запас хода по шоссе: 250 км
  • Экипаж: четыре человека
Источник ➝

Труженик фронтовых дорог. УралЗиС

Этот памятник воинам автомобилистам установлен в Евпатории, на улице 2-й Гвардейской Армии. На постаменте застыл легендарный грузовик Великой Отечественной войны - ЗиС-5. Памятник сооружен в начале 70-х годов и говорят что автомобиль заехал на пьедестал своим ходом.

Труженик фронтовых дорог. УралЗиС

Состояние памятника очень хорошее, раньше за ним ухаживали сотрудники АТП, рядом с которым он установлен, возможно и сейчас они следят за ним.

Труженик фронтовых дорог. УралЗиС

Что касается модели грузовика, то я не являюсь большим специалистом в данной области, но почитав литературу получается что это ЗиС-5В.

Об этом говорит форма крыльев, в тоже время кузов имеет три открывающихся борта, что является признаком более поздней модификации ЗиС-5М.

Вероятнее всего кузов - это результат модернизации автомобиля в процессе эксплуатации или реставрации перед установкой на пьедестал. Одно точно, он изготовлен на Урале, в городе Миасс уже после окончания войны.

Труженик фронтовых дорог. УралЗиС

Днем рождения Уральского автомобильного завода имени И. В. Сталина (УралЗИС) в городе Миасс Челябинской области считается 8 июля 1944 года, тогда в корпусах еще не достроенного предприятия на эвакуированном из Москвы оборудовании началось изготовление 3-тонных грузовых автомобилей ЗИС-5.

Первоначально в документации машины имели обозначение ЗИС-5, но в 1947 – 1948 годах, когда "московские" штампы отработали свой срок, на передней облицовке выштамповка «Урал-ЗИС».

Труженик фронтовых дорог. УралЗиС

Уральский вариант автомобиля отличался более простой конструкцией крыльев, металлическую обшивку кабины заменили деревянной, обод рулевого колеса также стал из дерева, тормоза ставились только на задние колеса, откидным был только задний борт. С 1944 г. до конца войны было выпущено более 5,5 тысяч автомобилей.

Труженик фронтовых дорог. УралЗиС

Краткие ТТХ:

Годы выпуска – с 1933 по 1959

Масса – 3,1 тонны

Габариты:

Длина – 6,06 м

Высота – 2,16 м

Ширина – 2,23 м

Двигатель – карбюраторный ЗИС

Мощность – 76 л.с.

Скорость по дороге — 60 км/ч

Запас хода — 200 км

Всего произведено – около 532000 автомобилей.

Труженик фронтовых дорог. УралЗиС

Труженик фронтовых дорог. УралЗиС

Труженик фронтовых дорог. УралЗиС

Труженик фронтовых дорог. УралЗиС

Труженик фронтовых дорог. УралЗиС

Труженик фронтовых дорог. УралЗиС

Труженик фронтовых дорог. УралЗиС

Популярное в

))}
Loading...
наверх