Экскурсия на БелАЗ и самый большой грузовик планеты

2017_08_belarus-8.jpg

Самый большой грузовик планеты… Флагман мировой карьерной флотилии… Нет равных по грузоподъемности… Настоящая война автожурналистов, где в качестве оружия можно использовать прилагательные в превосходной степени, но только на русском. В вашей статье он самый большой, а в нашей – наисамейший!

Вот что такое большой?

А самый большой в мире – это какой? Человек всегда сравнивает с чем-то привычным, с какими-то известными ему ориентирами. Джимник в стоке – маленький. Патрол на 42 колесах – огромный. А этот БелАЗ… Он поначалу даже и не воспринимается, как грузовик.


2. То, что нужны привычные маркеры, я еще по восприятию высоты понял, когда залезал на заброшенную вышку под Электросталью. Пока лезешь на высоте девятиэтажки, то страшно от высоты – жуть. А на высоте 200 метров уже вроде и ничего так. GoogleMaps только виден внизу, но он же не страшный. Хотя кого я обманываю? Страшно, конечно, но по-другому.

Ладно, давайте добавим в качестве привычного ориентира человека, с трудом достающего даже до центра ступицы. Теперь можно хоть приблизительно оценить размеры этой штуки.

Для фотографов возможен другой ориентир – эта махина с трудом влезает в объектив 10мм:
2017_08_belarus-5.jpg

3. На экскурсию на БелАЗ может попасть любой желающий. Нужно только предварительно написать письмо на адрес tur@belaz.minsk.by и согласовать время. Ретрограды могут позвонить по телефону + 375 1775 7-93-60
2017_08_belarus-2.jpg

4. И никаких мутных турфирм–посредников! Приезжаете любым удобным способом в центр белазостроения Жодино, что в 60 километрах от Минска, оплачиваете экскурсию на проходной, получаете оранжевую жилетку и добро пожаловать. В музей… Слушать лекцию по технике безопасности… И расписываться в журнале о прохождении инструктажа, куда же без этого… :)
2017_08_belarus-3.jpg

5. Музей достаточно интересный, на самом деле. С самой большой стены на посетителей смотрит своим фирменным прищуром Александр Лукашенко. Да и пациенты должны окончательно дозреть до посещения экспозиционной площадки, куда всех везут на автобусе, потому что территория завода сопоставима со спальными районами Жодино:
2017_08_belarus-9.jpg

6. Все грузовики собирают по предварительному заказу, под конкретного покупателя. Цены тоже формируются с учетом конкретного заказчика и зависят от множества факторов. Тут не конвейерное производство, завод вынужден подстраиваться и вполне может устанавливать на технику, к примеру, разные двигатели:
2017_08_belarus-17.jpg

7. Все грузовики сначала собираются на заводе, проходят обкатку на полигоне для выявления и устранения всех детских болячек. А потом разбираются.

БелАзы не могут передвигаться по дорогам общего пользования, поэтому до конкретного клиента машины отправляются в разобранном виде, в основном по железной дороге. Но могут лететь и грузовыми самолетами, тут все зависит от географии заказчика.

Понятно, что условия доставки прямо влияют на конечную цену. На месте машины собирают дилеры, для которых проводится отдельное обучение:
2017_08_belarus-21.jpg

8. Мимо проносится груженый 90-тонник, выезжающий с полигона. Очень большой, но стоящему на заднем фоне 450-тоннику 75710 дышит фактически в пупок.

Любые характеристики этого самосвала переходят из разряда «дофига» в какие-то космические величины, которые среднестатистическим человеком воспринимаются несколько отстраненно.

Две дизельные установки, суммарной мощностью почти 4600 лошадиных сил, крутят два электрогенератора, которые питают четыре мотор-колеса. 5600 литров топлива на борту, 538 литров машинного масла:
2017_08_belarus-7.jpg

9. Это колесо 450-тонника. 4 метра в высоту и 5.5 тонны весом. Таких у него восемь штук. И это самое слабое звено.

Именно от несущей способности колес отталкивались разработчики, то есть фактически грузовик был построен вокруг этих колес. Самых больших в мире, конечно же. Делают такие колеса Bridgestone или Michelin, но на мелочь до 220 тонн устанавливают белорусские шины

Из интересного – очень многое привязывается к таким факторам, которые на первый взгляд не являются блокирующими. Например, на 450-тонник завод поставил бы и еще большие колеса, но есть затык – они не помещаются на железнодорожную платформу:
2017_08_belarus-14.jpg

10. Ширина технологических дорог в карьерах, по которым придется кататься БелАЗу 75710, имеют габаритные ограничения, поэтому требования к этим параметрам машины были достаточно жесткими, как и к радиусу поворота.

Тут нет привычных поворачивающихся передних колес, используется схема с поворотными мостами. Это такой «экскаватор вверх ногами». В экскаваторе шасси неподвижно, а корпус вращается, в БелАЗе-75710 же неподвижным остается корпус, а поворачиваются расположенные под рамой мосты.

На картинке 90-тонник возвращается на полигон. Несмотря на то, что многотонная машина экономически более выгодна, есть ограничения, которые блокируют возможность их использования. Это размеры карьеров.

Поэтому «малыши» продолжают активно использоваться:
2017_08_belarus-20.jpg

11. Это сборочный цех. Тут, как видно, нет никакого конвейера и самосвалы собираются на одном месте:
2017_08_belarus-24.jpg


12. Когда-то очень давно у меня была возможность посмотреть на этих гигантов в естественной среде обитания. И поверьте, там они не выглядят очень большими.

Приношу свои извинения за качество фото, тогда все поголовно снимали на тапки:
2017_08_belarus-23.jpg


13. В общем, будете в Беларуси – заезжайте на БелАЗ. Тут интересно, а в конце еще и печеньками угощают:
2017_08_belarus-22.jpg

источник