Анатолий Лебедев предлагает Вам запомнить сайт «АВТОМОБИЛИСТЫ»
Вы хотите запомнить сайт «АВТОМОБИЛИСТЫ»?
Да Нет
×

"АВТОМОБИЛИСТЫ ВСЕХ СТРАН - ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ!"

Теперь за съезд на обочину т…

Теперь за съезд на обочину тоже придется платить

12 мар, 22:25
Спасти жизнь ребенка любой ц…

Спасти жизнь ребенка любой ценой (шокирующее видео)

24 фев, 17:21
Автолюбитель перехитрил горо…

Автолюбитель перехитрил городские власти

2 мар, 14:26
Вас просят открыть капот, ба…

Вас просят открыть капот, багажник или двери автомобиля

16 мар, 08:55
Новости МирТесен
Теперь за съезд на обочину т…

Теперь за съезд на обочину тоже придется платить

12 мар, 22:25
Спасти жизнь ребенка любой ц…

Спасти жизнь ребенка любой ценой (шокирующее видео)

24 фев, 17:21
Автолюбитель перехитрил горо…

Автолюбитель перехитрил городские власти

2 мар, 14:26
Вас просят открыть капот, ба…

Вас просят открыть капот, багажник или двери автомобиля

16 мар, 08:55
Про новые придумки гаишников

Про новые придумки гаишников

22 фев, 16:01
Вы вправе поступать как угодно, но

Вы вправе поступать как угодно, но

11 мар, 13:14

Предложения и пожелания










Боевые Запорожцы и секретные военные вездеходы ЛуАЗа

развернуть

Все, кто выросли в СССР или хотя бы в 1990-е, наверняка не раз видели неказистый внедорожник ЛуАЗ-969. Но мало кто знает, что этот простейший вездеход для сельской местности изначально базировался на доработанном шасси секретного армейского транспортера переднего края (ТПК), который с середины 1950-х разрабатывал московский институт НАМИ. А когда ученые мужи окончательно запутались в своих идеях, проект этой амфибии передали на молодой Запорожский автозавод, создавший первые работоспособные ТПК ЗАЗ-967, превратившиеся затем в серийные машины ЛуАЗ-967.

ЗАЗ-967 (1962 – 1967 гг.)

С 1962 года исправлением ошибок солидного института и доработкой ТПК занимался конструкторско-экспериментальный отдел Запорожского автозавода «Коммунар». Именно там появились первые прообразы будущих транспортеров с новыми агрегатами и маркировкой ЗАЗ-967, внешность которых изменялась затем почти каждый год.

По основным агрегатам и узлам новые ТПК были унифицированы с серийными «запорожцами», но представляли собой самостоятельную конструкцию, которая легла в основу грузопассажирского автомобиля ЗАЗ-969. В отличие от московских прототипов, на ТПК из Запорожья появились более мощные верхнеклапанные моторы V4 воздушного охлаждения и механизм блокировки дифференциала в заднем приводе.


image002.jpg
 

Транспортер ЗАЗ-967 с мотором V4 мощностью 22,5 л. с. 1962 год (из архива 21 НИИЦ)

 

Машины образца 1962 – 1963 годов имели характерную плоскую переднюю панель с горизонтальной барабанной лебедкой и треугольными выемками для малогабаритных фар, два глушителя по сторонам капота с отводами выхлопа вниз, верхний воздухозаборный кожух и запасное колесо на откидном заднем борту. Для управления автомобилем из положения лежа рулевая колонка осталась прежней, дополнительные сиденья складывались в емкости под полом, по бортам крепился шанцевый инструмент.


 
image003.jpg
 

Спереди видны центральное положение руля и передняя лебедка

 

 
image004.jpg
 

Грузовая платформа амфибии ЗАЗ-967 с поднятыми трапами-мостками

 

 
4.jpg
 

ЗАЗ-967 в сцепе с простым одноосным грузовым прицепом. 1963 год (из архива В. Куранова)

 

Образцы 1964–1965 годов с суженным передком и глушителем в кожухе на передней панели рядом с лебедкой всё больше напоминали будущие ТПК. Машины двух первых серий снабжали мотором МеМЗ-966 мощностью 22,5 л. с., синхронизированной четырехступенчатой коробкой передач, отключением привода задних колес, колесными редукторами и независимой торсионной подвеской. Доработки и испытания продолжались до ноября 1965 года. По их результатам появились 27-сильные прототипы, ставшие основой серийного варианта ЛуАЗ-967.


 
image006.jpg
 

Модернизированный вариант ЗАЗ-967 с суженным капотом. 1964 год (из архива 21 НИИЦ)

 

 
image007.jpg
 

Транспортер ЗАЗ-967 в сцепе с тентованным санитарным прицепом (из архива В. Куранова)

 

 
image008.jpg
 

Зимние испытания доработанного автомобиля ЗАЗ-967. 1965 год (из архива 21 НИИЦ)

 

На опытных и предсерийных ТПК устанавливалась цельнометаллическая грузовая платформа с бортами и двумя откидными и съемными трапами-мостками. В поднятом положении они служили боковыми бортами-ограждениями носилок или спинками сидений. Компактная лебедка имела червячный механизм с приводом от двигателя посредством двух клиновидных ремней.

На машинах ЗАЗ-967 впервые были опробованы три способа перевозки раненых: на двух боковых носилках, закрепленных поверх бортов и задних колесных ниш, на специальных подстилках на полу кузова или на штатных сиденьях и на полу за водителем. Еще более эффективным считался четвертый вариант доставки двух-трех раненых на одноосном прицепе с откидными бортами и тентом, хотя маневренность мини-автопоезда оставляла желать большего.


 
image009.jpg
 

Модернизированный 27-сильный транспортер ЗАЗ-967. 1967 год (из архива 21 НИИЦ)

 

 
9.jpg
 

Управление машиной ЗАЗ-967 из положения лежа на полу кузова (из архива В. Куранова)

 

ЛуАЗ-967 (1968 – 1971 гг.)

В 1968 году небольшой Луцкий автозавод, специализировавшийся на утилитарных машинах с агрегатами головного предприятия ЗАЗ, принял к серийному производству армейский ТПК ЛуАЗ-967. Одновременно он поступил на вооружение Советской армии для применения в боевых и санитарных подразделениях при скрытной доставке вооружения, личного состава и эвакуации раненых в непосредственной близости от линии фронта.

Конструктивно ЛуАЗ-967 представлял собой доработанный вариант ЗАЗ-967 с новой пятиступенчатой коробкой передач и водооткачивающим насосом, приспособленный к серийному изготовлению. Среди его технических особенностей были карданный привод задних колес, заключенный в продольную трубу, фара-искатель за лобовым стеклом и вынесенный на переднюю облицовку глушитель в решетчатом кожухе.


 
image011.jpg
 

Первый доработанный образец плавающего транспортера ЛуАЗ-967

 

 
11.jpg
 

Предсерийный транспортер ЛуАЗ-967 с 27-сильным мотором V4. 1968 год (из архива А. Малюкова)

 

 
image013.jpg
 

Плавающий автомобиль ЛуАЗ-967 в Советской армии. 1969 год (из архива автора)

 

 
image014.jpg
 

Водитель в лежачем положении транспортирует одного раненого (из проспекта ЛуАЗа)

 

 
image015.jpg
 

Погрузка на минитранспортер ЛуАЗ-967 двух раненых на носилках

 

С использованием серийного ТПК военные разработали перспективную программу его расширенного применения. Автомобиль, изначально созданный как санитарный транспортер-эвакуатор, планировалось превратить в эффективный сверхлегкий джип для патрулирования, охранения и разведки, а также многоцелевое шасси для быстроходных боевых машин быстрого реагирования. В опытном порядке на нем монтировали пулеметы, станковый гранатомет, противотанковые ракеты и безоткатные орудия. Все эти добрые намерения так и не вышли из стадии смелых экспериментов.


 
image016.jpg
 

Транспортер ЛуАЗ-967 со станковым гранатометом АГС-17М. 1969 год (из архива 21 НИИЦ)

 

 
image017.jpg
 

Пробная установка на ТПК противотанкового ракетного комплекса

 

 
image018.jpg
 

Применение ЛуАЗ-967 в качестве носителя легкого безоткатного орудия

 

ЛуАЗ-967М (1972 – 1991 гг.)

В 1972-м путем незначительной модернизации ЛуАЗа-967 в Луцке наладили сборку варианта ЛуАЗ-967М. Его серийное производство удалось развернуть через три года. Мощность машины возросла до 37 л. с., что привело к изменениям и усилениям агрегатов трансмиссии, шасси и применению расширенных шин. Другими новинками стали двухконтурная гидравлическая тормозная система и электрооборудование, унифицированные с автомобилями «Москвич» и УАЗ соответственно.


 
image019.jpg
 

Модернизированный 37-сильный ЛуАЗ-967М с мотором V4. 1975 год (фото Е. Смирнова)

 

 
image020.jpg
 

Вид сзади на плавающий транспортер ТПК Народной армии ГДР (фото R.Kunkel)

 

 
image021.jpg
 

ТПК с приподнятым брезентовым тентовым полотнищем. 1981 год (из архива автора)

 

 
 

Внешне ЛуАЗ-967М отличался передней панелью кузова с двумя фарами и глушителем, с 1981 года его комплектовали упрощенными съемными тентами-полотнищами. На последних выпусках упразднили лебедку, а задний борт сделали неоткидным. На шоссе ТПК развивал скорость 75 км/ч, на плаву — 3–4 км/ч, запаса топлива хватало на 40 минут движения на воде.


 
image022.jpg
 

Применение трапов-мостков на пересеченной местности (кадр из фильма «Автомобили в погонах»)

 

 
image023.jpg
 

Испытания санитарной машины ЛуАЗ-967М на плаву (кинокадр)

 

 
 

В начале 1980-х был разработан транспортный или патрульный вариант ЛуАЗ-967МП, представлявший собой мини-джип, вместо носилок снабженный радиостанцией или легким вооружением. Внешне он отличался наличием переднего бампера, широкими зеркалами заднего вида, защитными фартуками по бокам передних сидений, новым объемным тентом с боковинами и отсутствием возимых мостков. Все эти исполнения тоже остались в опытных образцах. До 1991 года было собрано около 20 тыс. автомобилей серии ТПК, в большинстве — модели ЛуАЗ-967М.


 
image024.jpg
 

Патрульно-штабной ТПК ЛуАЗ-967МП с объемным тентом. 1982 год (из архива 21 НИИЦ)

 

 
image025.jpg
 

Установка на ТПК 30-мм гранатомета АГС-17М с боекомплектом (из архива 21 НИИЦ)

 

 
 

ЛуАЗ-972/1901 (1982 – 1991 гг.)

В начале 1980-х годов в Луцке собрали пробные образцы трехосного плавающего транспортера ЛуАЗ-972 с равномерно разнесенными ведущими мостами, которому присвоили военный код «Геолог». Конструктивно от серийного ЛуАЗа-967М он отличался удлиненным кузовом и дополнительной средней парой управляемых и ведущих колес, идентичных передним. Формально автомобиль оставался санитарным ТПК, а фактически представлял собой легкий транспортер вооружения. Его идея возникла в процессе создания двухосных ТПК с системами вооружения, которые планировалось использовать для скрытной доставки боевого расчета с носимым зенитно-ракетным комплексом «Игла». После испытаний ЛуАЗ-972 получил рекомендации по существенной доработке.


 
image026.jpg
 

Опытный трехосный плавающий транспортер ЛуАЗ-972. 1982 год (из архива 21 НИИЦ)

 

 
image027.jpg
 

Военные испытания транспортера ЛуАЗ-972 в 21 НИИИ. 1984 год

 

 
image028.jpg
 

Легкая трехосная машина в процессе преодолевания глубокого рва

 

 
image029.jpg
 

Сравнительные испытания автомобилей ЛуАЗ-972 и ЛуАЗ-967 (кадр из фильма «Автомобили в погонах»)

 

 
 

В 1990 году вариант с модернизированными агрегатами и новым водоизмещающим кузовом был переименован в ЛуАЗ-1901, сохранив шифр «Геолог». К его конструктивным особенностям относились рядный трехцилиндровый дизель мощностью 48–51 л. с., гидропневматическая подвеска от легковой модели ЛуАЗ-1301 и самоблокирующиеся дифференциалы всех мостов. В остроносом герметичном кузове без дверей помещалось четыре откидных сиденья, расположенных в шахматном порядке, или более тяжелое оснащение. До развала СССР автомобиль успел пройти испытания, но вскоре работы по нему были закрыты.


 
image030.jpg
 

Трехосный тентованный ТПК ЛуАЗ-1901 для испытаний в 21 НИИИ (из архива 21 НИИЦ)

 

 
image031.jpg
 

Единственный сохранившийся ЛуАЗ-1901 в Рязанском военном автомузее (фото М. Шелепенкова)

 

В новых рыночных реалиях ни военные, ни гражданские ЛуАЗы выжить не смогли. В 1990-е предпринималось несколько попыток их реанимирования, но все они остались тщетными.


Источник →

Опубликовал Анатолий Лебедев , 17.03.2016 в 16:21
46
2

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Владимир Леонов
Владимир ЛеоновIlia Carabajak У нас на Дальнем Востоке ставили УМЗ 412 и получалось довольно хорошо.Маленько удлиняли мордушу,ставили радиатор и катались.Правда ГАи сначала глаза на это закрывали а потом стали прижимать. Текст скрыт развернуть
Сергей Дмитриев
Сергей ДмитриевНиколай Ширинкин Модель с двумя носилками по бокам просится на гражданскую "на троих" с креслами пассажиров вместо носилок. Текст скрыт развернуть
Вадим Михайлин
Вадим Михайлин Познавательно. Многое для себя открыл нового в истории отечественного автомобилестроении. Текст скрыт развернуть
Линар Ахметов
Линар Ахметов А что, хорошая "шайтан арба"! Текст скрыт развернуть
Юрий Быков
Юрий Быков Класс! Эти машины вошли в историю своей проходимостью! Текст скрыт развернуть
Сталин Джугашвили
Сталин ДжугашвилиЮрий Быков Совершенно верно. По проходимости с ним ничто не сравниться! Текст скрыт развернуть
Ilia Carabajak
Ilia Carabajak Хорошая машина была.Для села,охоты,рыбалки. Текст скрыт развернуть
Леонид Лейзерович
Леонид Лейзерович когда он завывал во время езды один подполковник вс ссср говорил что за ним лучше бежать чем на нем ехать Текст скрыт развернуть
Дмитрий Сирош
Дмитрий Сирош А вот одна из последних разработок Луцких инженеров. https://ru.wikipedia.org/wiki/57-мм_РСЗО_на_базе_ЛуАЗ-969М
Вот это весчь!
Текст скрыт развернуть
Serg
SergДмитрий Сирош А что дёшево и сердито... Стандартная пусковая НУРСов от самолёта и лёгкое шасси. Можно возить на вертолётной подвеске... Зря машинку задвинули...:-( Текст скрыт развернуть
Дмитрий Сирош
Дмитрий СирошSerg Да. Мечта партизана: выехал из куста, шмальнул и назад, в куст. Сейчас была бы очень востребована там. Текст скрыт развернуть
Serg
SergДмитрий Сирош Не только. Десант, думаю, не отказался бы. Ещё и плавать может. Текст скрыт развернуть
Дмитрий Сирош
Дмитрий СирошSerg Этот, похоже, не плавающий. Текст скрыт развернуть
АМАНКИЛЬДЕ КУЛЖАНОВ
АМАНКИЛЬДЕ КУЛЖАНОВ У нас в селе есть такая машина, на ходу, хозяин ею доволен. Проходимость у неё хорошая. Текст скрыт развернуть
Владимир Рожков
Владимир Рожков По прямой управлялся плохо(ближе к 60 мотать начинало), но круиз-контроль работал прекрасно!! Текст скрыт развернуть
ДМИТРИЙ ВОРОНЦОВ
ДМИТРИЙ ВОРОНЦОВ Мне довелось эксплуатировать такой ЛуАЗ в армии на Урале. Проходимость невероятная. Шел за танками по танковым дорогам (кто знает, что это такое, тот поймет). Лужи преодолевал или с разгону или плыл. Когда застревал намертво, т.е. садился на "брюхо", я вылазил, брался сзади за ручки, приподнимал корму и переставлял её в сторону сантиметров на двадцать (на твёрдое) и снова ехал дальше. В общем ни разу не прибегал к чужой помощи. Конечно зимой на нем только трупы возить. Но с тех пор я очень уважительно отношусь ко-всем автомобилям семейства ЛуАЗ. Можно только представить какую сегодня они могли-бы составить конкуренцию "Джипам" своей дешевизной? Я думаю завод прикрыли не спроста. Подобная ситуация повторилась с самым дешёвым автомобилем ОКА. Текст скрыт развернуть
Василий Дьяконов
Василий ДьяконовДМИТРИЙ ВОРОНЦОВ были бы средства выкупил бы документацию на ЛуАЗики и поставил бы заводик .На машинку подобрал бы двигатель скорее всего вазовский.И наверное спрос был бы .Машинка для села поездки в радиусе 150 км.и цена реальная.. Текст скрыт развернуть
Владимир Владимиров
Владимир Владимиров А жаль!

Этот универсал ней транспортер
Текст скрыт развернуть
Дмитрий Воробьёв
Дмитрий Воробьёв Отличный автомобильчик! Проходимость -10 баллов из 10! Текст скрыт развернуть
владимир рябченко
владимир рябченко всё под сукно легло... а ведь наработки шикарные! движок бы с водяным охлаждением... Текст скрыт развернуть
Показать новые комментарии
Комментарии с 1 по 20 | всего: 28
Новое на Автомобилистах
Сила дорог в грузовиках

Сила дорог в грузовиках

Уже к середине тридцатых годов газовская "полуторка", лицензионный Ford AA, устарела и назрела необходимость в её замены. Вот он - звериный оскал капитализм

Анатолий Лебедев 20 мар, 13:25
+6 0
Давно я так не материл Правительство…

Давно я так не материл Правительство…

17 марта 2016 года гайцы перекрыли внешнюю сторону МКАДа чтобы пропустить кортеж по Киевскому шоссе. 17 марта 2016 года около 20 часов вечера. Ехали мы

Анатолий Лебедев 20 мар, 10:50
Авария Формула 1 Алонсо и Гутьеррес Crash Formula 1 Alonso Gutierrez

Авария Формула 1 Алонсо и Гутьеррес Crash Formula 1 Alonso Gutierrez

И после ЭТОГО,он вылез из машины и пошел... http://www.youtube.com/watch?v=ljMm1mu5I2s

Анатолий Лебедев 20 мар, 10:30
+1 0
Выяснилось, что датчики парковки не всегда эффективны

Выяснилось, что датчики парковки не всегда эффективны

Оценить эффективность помощников при парковке неспроста решили именно на примере детей. За прошлый год 292 человека погибли и 18 тысяч получили травмы при

Анатолий Лебедев 20 мар, 09:58
+9 2
Cheetah – американские гепарды

Cheetah – американские гепарды

История наших сегодняшних героев полна взлетов и падений. Это, впрочем, неудивительно – с нуля построить собственный автомобиль, изначально предназначен

Анатолий Лебедев 20 мар, 09:36
+2 0
25 самых безумных тюнингов «Нивы»

25 самых безумных тюнингов «Нивы»

  «Нива» — прекрасный внедорожник, который любят и уважают не только у нас, но и во всём мире. Однако людям часто бывает мало того, что у них есть, поэтому

Анатолий Лебедев 20 мар, 08:22
+14 0
Страховщики заставляют водителей ошибаться при оформлении европротокола

Страховщики заставляют водителей ошибаться при оформлении европротокола

После того, как Президент России Владимир Путин потребовал на недавнем заседании Госсовета как можно скорее перейти на массовое оформление незначительных ДТП

Анатолий Лебедев 20 мар, 05:21
+3 0
Турбомания. Легенды 90-х

Турбомания. Легенды 90-х

Так уж вышло, что в 90-е мы с вами были слишком заняты, чтобы наслаждаться плодами мирового автопрома вживую, а ведь в то время он переживал настоящий бум развит

Анатолий Лебедев 20 мар, 04:45
+4 0

Поиск по блогу

О сайте

  • "Автомобилисты всех стран - объединяйтесь!"

    Социальная сеть для автомобилистов :
    знакомства, общение, обмен опытом, советы по эксплуатации и ремонту автомобилей!

    Создавайте темы для обсуждения, загружайте фото и видеозаписи, приглашайте друзей и знакомых!
Читать
Вас просят открыть капот, ба…

Вас просят открыть капот, багажник или двери автомобиля

16 мар, 08:55
Почему у нас плохие дороги: …

Почему у нас плохие дороги: откровения бывшего "дорожника"

15 мар, 08:31
Боевые Запорожцы и секретные…

Боевые Запорожцы и секретные военные вездеходы ЛуАЗа

17 мар, 16:21
Украинский киборг в одном бо…

Украинский киборг в одном бою уничтожил 6 танков врага и остался жив

19 мар, 02:30
Как попасть в Крым на машине…

Как попасть в Крым на машине? Переправа "Порт Кавказ"

17 мар, 03:47
Новости МирТесен