Анатолий Лебедев предлагает Вам запомнить сайт «АВТОМОБИЛИСТЫ»
Вы хотите запомнить сайт «АВТОМОБИЛИСТЫ»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

"АВТОМОБИЛИСТЫ ВСЕХ СТРАН - ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ!"

Юмор отдыхает

Юмор отдыхает

10 мар, 08:51
+195 20
Спроектировали красивую ЛАДУ…

Спроектировали красивую ЛАДУ. Смогут ли сделать?

14 мар, 15:15
+123 98
Урезонить автобеспредел

Урезонить автобеспредел

25 мар, 22:51
+110 81
Пенсионер в Вятской деревне …

Пенсионер в Вятской деревне собрал аэросани, снежный трактор и мотодельтап

12 мар, 10:21
+103 31
Как найти виновника ДТП с по…

Как найти виновника ДТП с помощью интернета

17 мар, 19:27
+87 12
Надоел негатив? Давайте отдо…

Надоел негатив? Давайте отдохнём! или Как это произошло?

16 мар, 10:16
+86 8
Про быдло

Про быдло

23 ноя 16, 12:18
+757 386
Россия - это когда понты кон…

Россия - это когда понты кончаются (подборка)

24 дек 16, 19:31
+539 80
Радар зафиксировал превышени…

Радар зафиксировал превышение скорости. Вы не поверите, КТО оказался нарушителем!

15 май 16, 17:15
+535 63

Предложения и пожелания










Динозавр советского периода ТА-943

развернуть

Ровно 25 лет отделяют нас от советского прошлого. С точки зрения технического оснащения мир за это время изменился невероятно: огромное количество привычных 25 лет назад предметов материальной культуры уже никогда не вернутся в жизнь. Есть и модели автомобилей, которые могли появиться только в определенных условиях и о которых вскоре навсегда забудут. Сегодня "Не в тренде" - автофургон ТА-943.

Динозавр советского периода ТА-943 ТА-943, грузовик, фургон

Историческая справка

Можно сказать, что реставрация советской техники сейчас переживает расцвет - это своего рода "тренд" наших дней. Благодаря усилиям реставраторов автомобильное наследие СССР в той или иной мере знакомо каждому, кто хоть раз в жизни ездил за рулем. У всех на слуху модели машин, от которых уже и заводов не осталось, а экземпляры еще "ползают", появляясь на ретрофестивалях или внезапно "всплывая" за воротами гаражных кооперативов.

Историческая справка ТА-943, грузовик, фургон

Автомобиль, о котором предстоит рассказать сегодня, нашелся случайно. Автофургон ТА-943 выпускался в эстонском городе Тарту на авторемонтном заводе, первоначально задуманном как предприятие по ремонту автобусов и грузовиков марки ГАЗ.

Динозавр советского периода ТА-943 ТА-943, грузовик, фургон

Тартуский авторемонтный завод (Tartu autoremonditookoda) был создан 1 сентября 1949 года, а уже в 1951-м появились первые образцы эстонских автобусов и фургонов, созданных на базе ГАЗ-51. История совершенно типичная для советского среднего предприятия 1950-1960-х годов: повышающийся спрос на автомобили в различных районах СССР нужно было как-то удовлетворять, причем разновидностей и "оригиналов" для копирования было мало.

Динозавр советского периода ТА-943 ТА-943, грузовик, фургон

КАВЗ, КрАЗ, ПАЗ, ЕрАЗ и многие другие автозаводы создавались по тому же принципу - местная сборка автомобилей на базе агрегатов и узлов, приходивших с завода-гиганта. Для Тартуского авторемонтного поставщиком шасси, двигателей и других деталей стал Горьковский автозавод. На фото изображены автомобили ТА-1 (автобус) и ТА-ГЗА-651 (фургон), годы выпуска - 1951-1957-й (с незначительными изменениями).

Динозавр советского периода ТА-943 ТА-943, грузовик, фургон

Динозавр советского периода ТА-943 ТА-943, грузовик, фургон

В 1956-1960 гг. на ТАРЗе было выпущено 732 единицы довольно симпатичных автобусов марки ТА-6. Основой для машины стал тот же ГАЗ-51, но бескапотная компоновка кузова в тот момент была относительно "свежим" решением. 

Динозавр советского периода ТА-943 ТА-943, грузовик, фургон

Динозавр советского периода ТА-943 ТА-943, грузовик, фургон

Тот же автобус, но с упрощенным внешним видом и оснащением. Если в первых моделях ТА-6 пассажирская дверь была "ширмовой" пневматической, как в ПАЗе, то в более поздней версии, которая изображена на фото, - обычной распашной. Из относительно "веселого" автобуса ТА стремительно превратился в обычную "барбухайку", и с 1960 года Тартуский завод больше не строил автобусы, сосредоточив усилия на выпуске фургонов и капитальном ремонте ранее выпущенных моделей. По некоторым данным "откапиталенные" ТА-6 просуществовали до конца 1980-х.

Динозавр советского периода ТА-943 ТА-943, грузовик, фургон

Из серии "страничка юмора". Это не фотошоп - это ТА-11, построенный Тартуским заводом в единственном экземпляре на базе "Москвича-407" в 1961 году. Машина не стала ни массовой, ни мелкосерийной, да и вообще непонятно, стоило ли эстонским конструкторам трудиться над ней, когда и так были развозные грузовички на базе "москвичей". 

Динозавр советского периода ТА-943 ТА-943, грузовик, фургон

Тем не менее этот автомобиль крайне важен для понимания своеобразных представлений работников ТАРЗа об эстетике и дизайне. Когда смотришь на машины марки ТА, создается впечатление, что работники завода могли даже из Cadillac Eldorado сделать фургон (или автобус), придав кузову форму картонной коробки. Но при этом каким изящным курсивом выполнена надпись Tartu! Где еще, кроме СССР, могла существовать такая эклектика?..

Динозавр советского периода ТА-943 ТА-943, грузовик, фургон

Фургон ТА-943 выпускался в 1974-1981 годах. К этому времени на Горьковском автозаводе уже давно был освоен выпуск ГАЗ-52 и ГАЗ-53, но в Эстонии продолжали изготавливать машины на узлах 51-го "газика". Вероятно, причиной тому был традиционный для советского машиностроения дефицит комплектующих: лучшее уходило на предприятия военно-промышленного комплекса, "второй сорт" - на другие крупные предприятия, а автозаводы, перед которыми не ставились экспортные задачи, получали от смежников ту продукцию, которая была в наличии.

Динозавр советского периода ТА-943 ТА-943, грузовик, фургон

Визитная карточка автомобиля ТА-943

Год выпуска 1981

Изотермический фургон с колесной формулой 4х2

Двигатель ГАЗ-51 бензиновый карбюраторный, мощность 70 л.с.

Грузоподъемность 2000 кг

Длина/ширина/высота, мм: 6350/2210/2785

Визитная карточка автомобиля ТА-943 ТА-943, грузовик, фургон

Жизнь и приключения фургона №XII

Автомобиль, которому посвящена сегодняшняя рубрика, был найден в Могилеве. Водитель с большим стажем Геннадий Алексеевич выкупил грузовик в далеком 1991 году с целью заниматься грузоперевозками в частном порядке. Можно сказать, что фургон ТА-943 стоял у истоков частного бизнеса в Беларуси.

Жизнь и приключения фургона №XII ТА-943, грузовик, фургон

"Тогда, в начале 90-х, это было актуально. Сначала машина работала на автобазе №15 города Кричева, оттуда мои знакомые предприниматели ее купили в Могилев, затем я выкупил ее у них. Эта модель была мне хорошо знакома, в советское время я отработал лет 15 на такой машине. Фургоны ТА были очень подходящими для работы в торговле - много места для груза и большая кабина. Так что если нужно было взять с собой грузчиков, экспедиторов или еще кого-нибудь, то люди могли ехать в кабине, а не в кузове", - рассказывает Геннадий Алексеевич.

Динозавр советского периода ТА-943 ТА-943, грузовик, фургон

Действительно, кабина в машине существенно больше, чем в ЗиЛе или ГАЗе. Поскольку часто автомобили ТА предполагалось использовать в качестве рабочей машины для ремонтных бригад, в задней части кабины была оборудована "лавка". При желании ее можно было использовать даже как спальное место.

Динозавр советского периода ТА-943 ТА-943, грузовик, фургон

"Машина была на шасси ГАЗ-51 и с двигателем от ГАЗ-51. Позже я переставил ее на шасси ГАЗ-53, но мотор и КП остались "родные". На этой машине я ездил на большие расстояния: из Могилева в Калугу, из Калуги в Тулу, потом в Саранск, Пензу, Энгельс, Саратов, Тамбов. Делал большой круг по России. Ночевал прямо в кабине, как и все водители. Время было неспокойное, останавливаться на ночлег можно было исключительно у постов ГАИ. Хотя иногда и это не спасало - нередко гаишники были наводчиками бандитов". 

Динозавр советского периода ТА-943 ТА-943, грузовик, фургон

Кабина предельно простая, ощущение от нее остается такое, будто находишься в автомобиле 1930-х годов. При этом рабочее место водителя довольно просторное. 

Динозавр советского периода ТА-943 ТА-943, грузовик, фургон

Вся информация о машине содержится на стандартном "газоновском" приборном щитке. Указатели типичные, унифицированные с большинством грузовых автомобилей и тракторов, производившихся в СССР.

Динозавр советского периода ТА-943 ТА-943, грузовик, фургон

"Газоновский" здесь и педальный узел. И опять обращаю ваше внимание на то, насколько близко педаль "газа" расположена к педали тормоза. Вероятно, нужно было очень привыкнуть, чтобы не нажимать их одновременно, но водители тогда были другие, не изнеженные круиз-контролем и комфортом.

Динозавр советского периода ТА-943 ТА-943, грузовик, фургон

Изогнутое лобовое стекло из двух частей с лучшей обзорностью, нежели у предыдущих моделей Тартуского завода, было позаимствовано у автобуса ПАЗ. Торпедо из металла, как и весь интерьер. О травмобезопасных материалах тогда не задумывались. 

Динозавр советского периода ТА-943 ТА-943, грузовик, фургон

Между сиденьями расположен моторный отсек. Геннадий Алексеевич вспоминает, что двигатель от ГАЗ-51 всегда отличался тяговитостью, но очень не "любил" высоких оборотов. Крейсерская скорость ТА-943 - 50-60 км/ч, расход топлива при этом составлял около 28 л/100 км.

Динозавр советского периода ТА-943 ТА-943, грузовик, фургон

В настоящее время машина используется как склад, но при этом заводится и ездит. Доступ в грузовой отсек осуществляется через распашные "ворота" в задней части фургона, а также через боковую дверь. На двери сохранились остатки теплоизоляции, ведь при "рождении" фургоны из Тарту были изотермами. 

Динозавр советского периода ТА-943 ТА-943, грузовик, фургон

Конструкция подножки несколько усовершенствована Геннадием Алексеевичем. "Родная" подножка гораздо более узкая и менее удобная, особенно в тех случаях, когда приходится долго копаться в моторе. 

Динозавр советского периода ТА-943 ТА-943, грузовик, фургон

Динозавр советского периода ТА-943 ТА-943, грузовик, фургон

Над лобовым стеклом ТА-943 имеются люки для вентиляции кабины. Открываются и закрываются они вот такими "старомодными" рычагами. Машина 1981 года оставляет глубочайшее впечатление, будто была выпущена еще до Великой Отечественной войны, настолько все в ней сурово и просто-примитивно.

Динозавр советского периода ТА-943 ТА-943, грузовик, фургон

На автомобилях ТА-943 устанавливался оригинальный бампер от ГАЗ с традиционными для советских грузовиков "клыками". Возможно, это неэстетично и травмоопасно, но надежно и просто - трос можно хоть набрасывать петлей, хоть привязывать. Проходимость, простота, ремонтопригодность - в какой бы республике СССР ни выпускались автомобили, они должны были отвечать этим требованиям.

Динозавр советского периода ТА-943 ТА-943, грузовик, фургон

На обеих осях ТА сохранилась еще советская резина с характерным рисунком протектора. Кстати, по словам владельца, машина простояла без движения восемь лет. 

Динозавр советского периода ТА-943 ТА-943, грузовик, фургон

Решетка радиатора ТА снимается путем откручивания "барашков", которые на нашем экземпляре уже заменены болтами. 

Динозавр советского периода ТА-943 ТА-943, грузовик, фургон

Время не пощадило машину, она пережила не одну перекраску и переварку. Как и во многих похожих конструкциях (например, УАЗ-452), от сырости и конденсата в местах соединения пола и лицевой части кабины сварные швы начинают ржаветь. 

Динозавр советского периода ТА-943 ТА-943, грузовик, фургон

Задние фонари в "нашей" машине претерпели некоторые изменения, хотя непосвященный человек вряд ли заметит здесь что-то инородное. Оригинальная система индикации автофургона ТА-943 представлена на нижнем фото.

Динозавр советского периода ТА-943 ТА-943, грузовик, фургон

В заключение предвижу возможные гневные комментарии: дескать, зачем показывать такой хлам, хозяин не сумел сохранить машину и т.п. Во-первых, другого автомобиля такой марки, возможно, в Беларуси нет. Выпуск фургонов марки ТА не был массовым, к концу существования СССР машина была безнадежно морально устаревшей, что и предопределило ее быстрое естественное вымирание. 

Динозавр советского периода ТА-943 ТА-943, грузовик, фургон

Во-вторых, не всем нужно и не всем по силам восстанавливать старые автомобили. В-третьих, данный грузовик приобретался и использовался в условиях, когда о реставрации предметов промышленной истории никто и не думал, ведь в 1990-х огромное количество людей было занято выживанием. 

Динозавр советского периода ТА-943 ТА-943, грузовик, фургон

Динозавр советского периода ТА-943 ТА-943, грузовик, фургон

Источник


Опубликовала Ольга Филиппова , 20.09.2016 в 09:55

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Олег Макаренко
Олег Макаренко Где еще, кроме СССР, могла существовать такая эклектика?.. - В любой стране есть подобные развозчики , так что на СССР не стоит гнать. Во многих американских фильмах нечто подобное присутствует. Текст скрыт развернуть
1
20 сентября 16, в 15:13
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 1
Новое на Автомобилистах
Пассажирский автобус едва не упал в огромную яму на дороге

Пассажирский автобус едва не упал в огромную яму на дороге

В Китае два автобуса чуть не провалились в дыру, образовавшуюся на проезжей части в центре города. Один из маршрутных автобусов проехал по асфальту, который всле

Игорь Дятчин 27 мар, 19:15
+1 0
Сенатор предложил давать стритрейсерам реальные сроки

Сенатор предложил давать стритрейсерам реальные сроки

Член Совета Федерации Вадим Тюльпанов выступил за введение уголовной ответственности для гонщиков-хулиганов – так называемых стритрейсеров. Грубое нару

Игорь Дятчин 27 мар, 18:25
+8 3
По зимникам на Запорожце. 5000 км под девизом «Ни дня без поломки!»

По зимникам на Запорожце. 5000 км под девизом «Ни дня без поломки!»

Сидим мы как-то в начале июля в березняке под перевалом Дятлова. Ветер, мокрый снег лепит в лицо, грязные, мокрые, еда на исходе. Напротив, сильно завалившись на

Ольга Филиппова 27 мар, 18:20
+3 1
Самые большие автомобили в мире

Самые большие автомобили в мире

Престижное звание «Самый большой автомобиль в мире» заслуженно носит целый ряд машин. Каждая в своей категории. Гигантами можно назвать карьерные самосвалы, кото

Игорь Дятчин 27 мар, 18:17
+1 0
С внуком на снегокате с ветерком по трассе

С внуком на снегокате с ветерком по трассе

отрудники ГИБДД Первоуральска привлекли к ответственности водителя за перевозку ребенка вне кабины автомобиля, сообщает ГУ МВД по Свердловской области сегодня,

Игорь Дятчин 27 мар, 15:34
+1 0
Онижедети против водителей

Онижедети против водителей

Расскажу свой сегодняшний случай. Едем с другом на авто, поток довольно плотный. Вдруг вижу яркую вспышку, и левый глаз наполняется "зайчиками", как на сварку

Ольга Филиппова 27 мар, 08:42
+28 18
Индейка влетела в лобовое стекло грузовика

Индейка влетела в лобовое стекло грузовика

К водителю грузовика, двигавшегося по шоссе в южной части Нью-Гемпшира, США, неожиданно присоединился пассажир - индейка, разбившая лобовое стекло и завалившаяся в

Ольга Филиппова 27 мар, 08:36
+1 0
Новенький броневик для Сколтанд-Ярда

Новенький броневик для Сколтанд-Ярда

Две многотонные машины были замечены на площади Парламента в самом центре британской столицы. Как сообщает издание Daily Mail, автомобили весом по се

Игорь Дятчин 26 мар, 22:58
+1 4

Поиск по блогу

О сайте

  • "Автомобилисты всех стран - объединяйтесь!"

    Социальная сеть для автомобилистов :
    знакомства, общение, обмен опытом, советы по эксплуатации и ремонту автомобилей!

    Создавайте темы для обсуждения, загружайте фото и видеозаписи, приглашайте друзей и знакомых!
Запомнить
Читать
Урезонить автобеспредел

Урезонить автобеспредел

25 мар, 22:51
+110 81
Дворец дальнобойщика

Дворец дальнобойщика

23 мар, 16:12
+84 26
Машина этого парня сломалась…

Машина этого парня сломалась посреди пустыни...

22 мар, 23:13
+73 18
Такого я ещё не видел

Такого я ещё не видел

22 мар, 16:40
+67 87
Пропустить скорую и нарватьс…

Пропустить скорую и нарваться на штраф?

21 мар, 18:52
+48 51