Анатолий Лебедев предлагает Вам запомнить сайт «АВТОМОБИЛИСТЫ»
Вы хотите запомнить сайт «АВТОМОБИЛИСТЫ»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

"АВТОМОБИЛИСТЫ ВСЕХ СТРАН - ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ!"

Очередная гаражная находка в…

Очередная гаражная находка в Мурманске

6 июл, 21:16
+112 51
«Палка в колесо» инспектору …

«Палка в колесо» инспектору ДПС. Знай, что нужно потребовать, перед тем как продуть в алкотестер

16 июл, 22:39
+68 18
Очаровательные девушки. Вид сзади

Очаровательные девушки. Вид сзади

5 июл, 21:32
+49 8
Восстановление старого мотор…

Восстановление старого мотороллера Вятка МГ-150

5 июл, 23:04
+45 5
25 забавных фотографий, кото…

25 забавных фотографий, которые доказывают, что умом Россию точно не понять!

6 июл, 11:30
+41 4
4 легендарных советских мотороллера

4 легендарных советских мотороллера

28 июн, 14:18
+36 56

Автотуризм в СССР Дорога к морю в 60-х

развернуть

Под автотуризмом у нас сейчас принято понимать поездку на своей машине к ближайшему лесу, озеру или морю. Или же на машине, взятой по каршерингу, проехаться по европейской стране. Отдельные смельчаки едут в Европу на своей.

Сел, завёл и поехал, попутно бронируя в «букинге» отель по маршруту следования если знаешь, что запланированное расстояние за день не проехать.

Бывалые, так сказать, автовладельцы проверят давление в докатке, наличие домкрата и компрессора для подкачки шин, и возьмут с собой омывайку, и доливку антифриза.

Но бывали времена, когда автотуризм у нас можно было считать экстремальным видом времяпровождения, сродни нынешнему автопробегу «BanjulChallenge», например, где участникам нужно пересечь несколько стран, в том числе африканского континента, проехать около 9 тыс. километров на машинах, мягко говоря, очень подержаных. В прошлом году трое ребят из Украины ехали «BanjulChallenge»на старом «Иж-Комби», который они купили за $300.

Сел, завёл и поехал, попутно бронируя в «букинге» отель по маршруту следования если знаешь, что запланированное расстояние за день не проехать. СССР, авто, автодом, путешествия

Дело в том, что в 50-х, 60-х годах даже АЗС были большой редкостью, а 2-3 заправки можно было найти в крупных городах. В те времена, навигаторов понятное дело не существовало, на картах, опубликованных в различных «Справочниках автотуриста» были проложены маршруты к популярным курортам, на которых были помечены локации с заправками. Автосервисов же тогда не было вообще в их нынешнем понимании, тогда каждый автовладелец сам себе был и СТО и шиномонтажка.

Автотуризм в СССР Дорога к морю в 60-х СССР, авто, автодом, путешествия

Поездку на курорт обдумывали и готовили заранее, за несколько месяцев, так как подготовить надо было многое, в том числе и сам автомобиль, что бы не подвёл в дороге.

Вот список запчастей и инструментов, которые рекомендовалось взять с собой в дорогу автотуристу. Такой список приводился в «Справочнике автотуриста», конкретно этот актуален для середины 60-х, в дожигулёвскую, так сказать, эпоху.
Эксплуатационные жидкости и материалы


Масло для смазки двигателя (на 5000 км пути) для одной заправки.

Смазка УС или УСс (солидол) - 1 кг, 1-13 (жировая) - 300 г

Масло трансмиссионное - 0,5 л

Тормозная жидкость - 0,5 л

Дистиллированная вода- 0,5 л

Восковая паста - 1 банка

Изоляционная лента -1 шт

Клей 88, БФ-2 и БФ-6 - 3 тюбика

Шпагат - 1 моток

Проволока железная мягкая - 1 м

Электропровод (осветительный, высоковольтный) -1 м

Аптечка для ремонта шин - 1 шт. Сейчас мало кто знает что это вообще такое, но у меня была одно время, я её нашел в дедушкином гараже полностью комплектной, и этот артефакт показывал всем друзьям. Там были различные заплатки для ремонта камер, клей, золотники, сырая резина…

Золотники в сборе - 2 шт

Мыло для стирки (хозяйственное) -1 кусок

Сургуч - 0,5 брусочка. (это такая коричневая штука, которой в старину конверты запечатывали. Зачем она нужна была автомобилисту даже в середине 20 века – мне лично непонятно.

Маслостойкая резина - 1 шт,

Обтирочный материал (тряпки, ветошь)

Автотуризм в СССР Дорога к морю в 60-х СССР, авто, автодом, путешествия

Автотуризм в СССР Дорога к морю в 60-х СССР, авто, автодом, путешествия

Перечень запчастей, котоыре рекомендовалось взять с собой был таким:

Автомобильные камеры - 2 шт.

Ремень привода вентилятора - 1 шт

Фильтрующая вставка фильтра тонкой очистки масла -1 шт

Стакан отстойника топливного насоса - 1 шт (грубо говоря, это был топливный фильтр в те времена)

Прокладка стакана отстойника топливного насоса - 2 шт.

Диафрагма топливного насоса в сборе -1 шт

(или бензонасос в сборе, если имелся запасной)

Конденсатор - 1 шт (в старых контактных распределителях зажигания был конденсатор)

При наличии запасной катушки зажигания е так же рекомендовалось взять в дорогу.

Электролампы - 1 комплект на автомобиль.

Ротор распределителя зажигания-1 шт.

Комплект контактов распределителя зажигания - 1 шт

Контактный уголек крышки распределителя - 1 шт.

Щетки генератора - 2 шт

Свечи зажигания -1 комплект

Предохранители - 4 шт

Стекла передней фары и подфарника - по 2 шт

Передний тормозной шланг - 1 шт

Подшипники передних колес -1 комплект

Грязезащитные резиновые чехлы - 1 шт (не знаю даже что это и для чего)



Инструменты и принадлежности

Канистра для бензина - 1 шт. (но многие брали парочку)

Воронка с сеткой для наливания бензина - 1 шт (это заправочная лейка)

Ведро полиэтиленовое или складное брезентовое - 1 шт (зачем?)

Губка для мойки машины - 1 шт

Мягкая волосяная щетка для мытья автомобиля - 1шт

Струбцина для вулканизации камер -1 шт

Шланг с приспособление для переливания бензина - 1 шт (шланг с ручным насосом-грушей для перекачки бензина, была такая в советское время, да и сейчас у дальнобоев часто встречается)

Полиэтиленовая канистра на 10 л или термос для воды -1 шт

Карманный электрический фонарь- 1 шт

Буксирный трос - 1 шт

Водонепроницаемая подстилка - 1 шт

Малый разводный ключ - 1 шт

Ножовка по металлу -1 шт

Напильники: трехгранный, плоский,полукруглый - по 1 штуке

Чехол для автомобиля или комбинированная тент-палатка - 1 шт

Лопата туристическая (саперная), топорик и пила-ножовка по дереву – 1 шт. (рекомендовалось брать и топорик и ножовку)

Автотуризм в СССР Дорога к морю в 60-х СССР, авто, автодом, путешествия

Автотуризм в СССР Дорога к морю в 60-х СССР, авто, автодом, путешествия

Ну, как вам списочек? Представьте, что загружаете сейчас всё это в машину, собираясь из Москвы в … в Крым, например. Или в Прибалтику. И представьте, что ехать вы туда будете несколько дней, ведь рекомендованной суточной нормой пробега по хорошей асфальтированной дороге было 500 км в день. Правда, и скорость автомобилей тогда была невысокой, а груженный всем чем только можно придумать автомобиль автотуриста хорошо если 60 км/час по трассе мог идти. Кстати, приведенный список не включает в себя штатный набор инструментов прилагавшийся к автомобилю с завода, в него входило как правило всё, что могло понадобиться для ремонта машины даже в условиях гаража, а не в полевых.

Автотуризм в СССР Дорога к морю в 60-х СССР, авто, автодом, путешествия

Ну а дальнейшая комплектация снаряжением зависела от того, какая была конечная цель на курорте, к которому держали путь. Если это был благоустроенный пансионат, то было проще, основной задачей было до него добраться. Ну а если отдыхать ехали «дикарём», а автотуризм не только в СССР но и в мире, предполагал как правило такой вид отдыха, до пансионата проще было доехать поездом или долететь самолётом, то список снаряжения пополнялся множеством всякого инвентаря.

Автотуризм в СССР Дорога к морю в 60-х СССР, авто, автодом, путешествия

В первую очередь брали палатку, двух или четырёхместную, в зависимости от количества людей, или от того какая была в наличии. Тогдашняя палатка представляла собой тяжелую конструкцию из брезента, в свёрнутом виде занимавшая большой мешок, это не современные невесомые палатки, помещающиеся в подсумок под рюкзаком.

Автотуризм в СССР Дорога к морю в 60-х СССР, авто, автодом, путешествия

Рекомендовано было брать с собой спальные мешки, набор постельного белья, шезлонги – «раскладушки», примус или небольшую печку для приготовления еды, раскладной столик и стулья к нему, ёмкости для питьевой воды. Так же автотуристам надо было предусмотреть антимоскитные сетки на боковые окна своих машин. Поговаривают, что их даже выпускали для «Москвичей», «Побед» и «Волг» и продавали в магазинах типа «спорттоваров». А что-то можно было сделать и самому, вырезать из листа фанеры столик на руль.
Кажется, что всё вышеперечисленное, учитывая немалые габариты и вес продававшихся в то время туристических принадлежностей, можно разместить разве что в микроавтобусе. Но нашим дедушкам и бабушкам, желавшим отдохнуть на море «дикарями» удавалось всё это как-то размещать в «Москвичах» первого (400/420) и второго (402-407-403) семейства, «Победах», «Волгах» 21-х. и даже "горбатых" Запорожцах. В справочниках автотуриста приводились и советы, какой и где размещать багаж в машине для правильной развесовки. Был там и довольно подробный справочник медицинских советов.

Автотуризм в СССР Дорога к морю в 60-х СССР, авто, автодом, путешествия

У отдельных счастливчиков помимо машины был еще и прицеп.

А ведь были еще туристы-мотоциклисты, и даже туристы на мотороллерах, правда, там список поклажи у них был куда скромнее, но и комфорта в путешествии – меньше, чем на автомобиле.

У отдельных счастливчиков помимо машины был еще и прицеп. СССР, авто, автодом, путешествия

Массово популярным (в советском понимании) автотуризм стал возможен с началом производства «Москвичей» второго поколения и «Волг» первого поколения. Недаром именно эти машины фигурируют на большинстве тематических фото и иллюстраций, связанных с автотуризмом тех лет. Эти машины отличались повышенной надёжностью, в сравнении с предшественниками, и требовали меньшего объема обслуживания. Доехать в тот же Крым и вернуться домой, не меняя масло, это тоже был прогресс. Немаловажным был и выросший уровень комфорта в салонах машин. К примеру, переднее сиденье «Москвича» в разложенном виде образовывало в салоне большое спальное пространство, соединяясь с задним. С полноценной кроватью в отеле это несравнимо, но уже хоть что-то.

Автотуризм в СССР Дорога к морю в 60-х СССР, авто, автодом, путешествия

О существовании жилых прицепов-трейлеров большая часть советских автотуристов, даже не подозревала. В СССР они не производились, хотя в 1958 году попытка создать что-то подобное была предпринята на РАФе и называлсь «Кемпер». Выглядел он вот так, но в производство не пошел.

Автотуризм в СССР Дорога к морю в 60-х СССР, авто, автодом, путешествия

Заядлые любители автотуризма пытались строить что-то своими силами. Вот одна из таких попыток, автоприцеп- трейлер «Теремок», иллюстрация из журнала «Моделист-конструктор» 1972 года. Конечно это уже не палатка, но и до функционала американских прицепов-трейлеров далековато.

Автотуризм в СССР Дорога к морю в 60-х СССР, авто, автодом, путешествия

Автотуризм выходного дня был более распространенным явлением, чем на курорты, в ближайший лес или на озеро ездили чаще, это было проще, не нужно было готовить машину к длительному переезду, запасаться запчастями и т.д. А вот в дальний путь рекомендовалось отправляться не в одиночку, а группой из 2-3, а то и четырёх семей (машин). Взаимовыручку в случае сложной ситуации никто не отменял, к тому же если ехали на однотипных машинах, то не нужно было везти весь рекомендованный перечень запчастей в одиночку, можно было его распределить, а заодно и взять что-то дополнительно, тот же генератор или старый но рабочий карбюратор, на всякий случай. Ехать рекомендовалось в утренние часы, что бы избежать перегрева двигателя в летнюю жару, особенно это касалось Крыма и Кавказа…

Автотуризм в СССР Дорога к морю в 60-х СССР, авто, автодом, путешествия

С появлением более надёжных и более скоростных машин, «Москвича» 408 и особенно – 412 семейства, "Запорожца" 966 серии и вазовской «Копейки», на которых можно было преодолевать значительные расстояния, популярность внутреннего автотуризма в СССР неуклонно росла, но инфраструктура для него, к сожалению, в необходимых объемах так и не появилась.

Автотуризм в СССР Дорога к морю в 60-х СССР, авто, автодом, путешествия

Тем не менее, поездка в отпуск на своем автомобиле оставляли отдельные от основного отдыха впечатления, и каждое лето всё больше и больше автотуристов устремлялись к тёплым морским побережьям.

Автотуризм в СССР Дорога к морю в 60-х СССР, авто, автодом, путешествия

Источник


Ключевые слова: Палатки
Опубликовала Ольга Филиппова , 21.06.2018 в 23:51

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
владимир ломакин
владимир ломакин 22 июня, в 00:12 Многое из этого списка я бы и сейчас взял. Но вот стёкла фар зачем?
Автор забыл главный инструмент - обрезок трубы. Я вожу постоянно, без всякого туризма.
Текст скрыт развернуть
1
Александр Корнев
Александр Корнев владимир ломакин 22 июня, в 00:38 зачем труба если есть топор и лопатка? Самый цимес- попросили тут повозить свадьбу- а у гостей под ногами он самый - топор. Текст скрыт развернуть
1
Igor Ivanov
Igor Ivanov владимир ломакин 22 июня, в 01:37 Ну, зачем же трубу: большой гаечный ключ - довольно неплохая её замена, и всё равно его возить надо... Текст скрыт развернуть
0
Александр Алексеевич
Александр Алексеевич владимир ломакин 22 июня, в 07:38 во времена СССР автотуризм по стране был БЕЗОПАСЕН Текст скрыт развернуть
4
владимир ломакин
владимир ломакин Igor Ivanov 22 июня, в 12:05 Тут как в анекдоте про Вовочку, когда он папе с мамой загадал загадку "Что показывает мужчина женщине при знакомстве, слово из трёх букв". Мама ударила его по лбу ложкой. Вовочка расплакался "За что? Это же дом!". Папа маме по лбу ложкой "О доме надо думать, о доме!!!" )))))
Труба как рычаг используется, в основном, а не то, что тут все подумали)))
Текст скрыт развернуть
3
владимир ломакин
владимир ломакин Александр Корнев 22 июня, в 12:07 Труба для другого)
Текст скрыт развернуть
0
Александр Корнев
Александр Корнев Александр Алексеевич 22 июня, в 12:14 Но монтировка была у любого порядочного водителя. Текст скрыт развернуть
1
Александр Алексеевич
Александр Алексеевич Александр Корнев 22 июня, в 15:52 как раз у порядочного НЕ БЫЛО ,,,,,,,,,,,,,,,,, Текст скрыт развернуть
0
владимир ломакин
владимир ломакин 22 июня, в 11:56 Неужто ни одного автомобилиста тут нет? Всем известно, что труба - это рычаг, а не оружие. Колёсные гайки (или болты) балонником без трубы хрен открутишь, если колесо спустит.
И ещё, автор не знает, для чего нужно ведро. Тоже никто не знает?
Текст скрыт развернуть
3
Александр Корнев
Александр Корнев владимир ломакин 22 июня, в 12:20 странно всегда считал что для того чтобы сбить гайку всегда хватает удара ногой по балоннику или просто встать на него. Любую гайку срывает. Текст скрыт развернуть
0
владимир ломакин
владимир ломакин Александр Корнев 22 июня, в 12:36 Это вам просто ни разу не довелось откручивать гайку газорезкой. После зимы с солью на дорогах прикипает так, что ногу сломаете, откручивая. Спросите в любой шиномонтажке, у каждого встречались такие случаи. А если на трассе прокол? У меня трижды при переобувке на лето было такое, хорошо что в городе. Один раз открутили в автосервисе на подъёмнике, один тянул трубой, а второй одновременно бил с торца кувалдой. А в двух случаях пришлось срезать шпильку. А давно, когда ещё шиномонтажек не было, я открутил все, осталась одна прикипевшая. И я ездил, закладывая виражи, чтобы сорвать оставшуюся)) Труба не помогла - грани на гайке сорваны уже были, круглая стала. И ещё был случай, пришлось ехать на спущенном колесе километров 60. Когда доехал, резины на диске практически не осталось)
Текст скрыт развернуть
0
Александр Корнев
Александр Корнев владимир ломакин 22 июня, в 12:47 за 15 лет ни разу ни на одной машине болты и гайки колес не прикипали. Даже на 131-м зилке в армии. А вот на то что в сервисе пару раз не затягивали нормально гайки- натыкался. Может потому что всегда по сезону менялась резина? Защита- двигателя- там да- были и гайки прикипевшие,  линьки весной меняли- там тоже пришлось срезать. Текст скрыт развернуть
0
владимир ломакин
владимир ломакин Александр Корнев 22 июня, в 14:04 Сильно прикипают на литых дисках, особенно если их в шиномонтажке закручивает неопытный шинщик, ударным пневмогайковёртом, да ещё потом и трубой дотягивает. Бывают такие.
Текст скрыт развернуть
0
Александр Алексеевич
Александр Алексеевич Александр Корнев 22 июня, в 15:56 учите физику ! вставая на рычаг вы давите только своим весом + выламываете ключ с гайки закатывая грани ! а становой мышцей средний мужчина тянет килограмм триста ( а кое кто гораздо больше , я например обрывал шпильки на урал357 ) Текст скрыт развернуть
0
Aнатолий Райков
Aнатолий Райков Александр Алексеевич 23 июня, в 00:28 Урал-375 Д,375-Н,ещё были Урал-377.А что вы назвали такого я не знаю. Текст скрыт развернуть
0
Александр Алексеевич
Александр Алексеевич Aнатолий Райков 23 июня, в 00:37 ну это вики попутала  армейский тягач урал 375 с бензиновым двигателем , ,  на смену ему пришёл урал 4320 с камазовским дизелем Текст скрыт развернуть
0
Aнатолий Райков
Aнатолий Райков Александр Алексеевич 23 июня, в 10:24 Да я Вас понял,это была просто очепятка. Текст скрыт развернуть
1
Тата
Тата 22 июня, в 22:49 знакомые попросили сделать репост -для тех, кто собирается на юг - будьте осторожны в районе Кущевки и далее в Адыгее - стражи дорОги очень предприимчивы, держите их на виду во время беседы и внимательно смотрите знаки и разметку дороги Текст скрыт развернуть
1
владимир рябченко
владимир рябченко 17 июля, в 16:54 а чё про "Скиф" забыли???? круто было... и веселее, чём когда всё схвачено, для ленивых!!! Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 19
Новое на Автомобилистах
Российский Ё-мобиль! Начало продаж!

Российский Ё-мобиль! Начало продаж!

Завораживающий заголовок статьи? Не правда ли? А ведь несколько лет назад очень многие печатные издания и новостные программы могли выйти в свет с подобным загол

Ольга Филиппова 20 июл, 18:29
+6 1
Хаммер из ГАЗа-66

Хаммер из ГАЗа-66

Один энтузиаст решил переделать старенький ГАЗ-66 в эффектную копию автомобиля Хаммер. Давайте посмотрим, что у него получилось.

Ольга Филиппова 19 июл, 23:29
+35 13
Когда автоинспектор становится мастером фотографии

Когда автоинспектор становится мастером фотографии

Швейцарский автоинспектор Арнольд Одерматт, который стал легендарным мастером фотографии. Арнольд Одерматт (Arnold Odermatt) служил в полиции Швейцарии

Ольга Филиппова 19 июл, 19:37
+29 3
Гениальная противоугонная система для Москвича

Гениальная противоугонная система для Москвича

Почти каждый автолюбитель готов защитить свой автомобиль от угона различными способами. Кто-то покупает самые крутые сигнализации, кто-то устанавливает специальн

Ольга Филиппова 19 июл, 10:35
+11 6
Эксцентричный дядюшка оставил в наследство этот старый гараж. То, что внутри, шокирует!

Эксцентричный дядюшка оставил в наследство этот старый гараж. То, что внутри, шокирует!

Когда дядюшка Гарольд Карр скончался в Ньюкасле в возрасте 89 лет, его наследство перешло родственникам, в том числе и пыльный гараж, в который, кажется, уже дав

Ольга Филиппова 19 июл, 00:10
+405 93
Велодорожки для велосипедистов, а не для пешеходов с детскими колясками

Велодорожки для велосипедистов, а не для пешеходов с детскими колясками

Помню в детстве, велосипедных дорожек, как таковых не было. Детвора гоняла на своих "Школьниках" и "Камах" по дворам и улицам, получая в след недоброжелательные

Ольга Филиппова 18 июл, 23:52
+3 1
Если в Штатах выбросить из окна окурок, штраф - $1025! Вот как они к этому пришли

Если в Штатах выбросить из окна окурок, штраф - $1025! Вот как они к этому пришли

Как вам? В США решили ввести штраф за выброшенный из окна автомобиля окурок. Нарушителям придется выложить из кармана $1025. Запрет в равной степени расп

Ольга Филиппова 18 июл, 23:23
+22 17
«Белка» – одна из первых моделей «Запорожца»

«Белка» – одна из первых моделей «Запорожца»

Когда в СССР всерьез задумались о создании автомобиля для народа, который был бы доступен большому числу потребителей, конструкторы стали предлагать огромное кол

Ольга Филиппова 18 июл, 11:12
+1 1

Поиск по блогу

О сайте

  • "Автомобилисты всех стран - объединяйтесь!"

    Социальная сеть для автомобилистов :
    знакомства, общение, обмен опытом, советы по эксплуатации и ремонту автомобилей!

    Создавайте темы для обсуждения, загружайте фото и видеозаписи, приглашайте друзей и знакомых!
Запомнить
Читать

Последние комментарии

Григорий Викторов
Андрей Филатов
Что за мотор у него стоит?
Андрей Филатов Хаммер из ГАЗа-66
Сергей Замыслов
Хороший проект был.
Сергей Замыслов Российский Ё-мобиль! Начало продаж!
Vovan Becker
Александр Миско
Это круче Хаммера!!!
Александр Миско Хаммер из ГАЗа-66
«Палка в колесо» инспектору …

«Палка в колесо» инспектору ДПС. Знай, что нужно потребовать, перед тем как продуть в алкотестер

16 июл, 22:39
+68 18
Хаммер из ГАЗа-66

Хаммер из ГАЗа-66

19 июл, 23:29
+35 13
Если в Штатах выбросить из о…

Если в Штатах выбросить из окна окурок, штраф - $1025! Вот как они к этому пришли

18 июл, 23:23
+22 17
Гениальная противоугонная си…

Гениальная противоугонная система для Москвича

19 июл, 10:35
+11 6
Пять причин любить и ненавид…

Пять причин любить и ненавидеть Chevrolet Niva

14 июл, 23:02
+9 3
Хороший кадр!

Хороший кадр!

19 май, 23:08
+242 43
Развод на девочку. Будьте осторожнее

Развод на девочку. Будьте осторожнее

14 дек 17, 16:08
+239 31
Как развлекались мужчины в СССР

Как развлекались мужчины в СССР

16 апр, 21:08
+197 81