АВТОМОБИЛИСТЫ

17 835 подписчиков

Оружие возмездия. Как «Тополь» сохранил независимость России

23 июля 1985 года на боевое дежурство заступил первый полк, оснащённый ракетными комплексами «Тополь».

Брешь в «ядерном щите».

Для большинства граждан России начиная с 1990-х годов слово «Тополь» — это не только название дерева, но ещё и символ военной мощи государства. Даже те, кто мало интересуется вопросами военного дела и глобальной политики, знакомы с утверждением о том, что с Россией будут считаться до тех пор, пока на её страже стоит грозный «Тополь».

23 июля 1985 года, когда на боевое дежурство в 14-й ракетной дивизии под Йошкар-Олой встал первый полк «Тополей», это стало настоящей революцией в деле обеспечения безопасности страны.

Брешь в «ядерном щите». РС-12М Тополь, СССР, история, рвсн

[ АПУ 15У168 на шасси МАЗ-7917 комплекса "Тополь" после пуска ракеты на полигоне Плесецк. ]

К концу 1970-х – началу 1980-х годов гонка вооружений между СССР и США перешла на новый уровень. Обе страны обладали огромным ядерным арсеналом, который обеспечивал возможность взаимного уничтожения друг друга. Это, казалось бы, исключало возможность ядерного конфликта между двумя странами. Однако военные стратеги не переставали искать слабости у противника.

Слабостью СССР, по мнению американских аналитиков, являлась ставка на сверхмощные ракеты шахтного базирования с несколькими боевыми частями. Действительно, одна ракета «Сатана», наводившая ужас на американцев, способна была причинить чудовищный ущерб.

Оружие возмездия. Как «Тополь» сохранил независимость России РС-12М Тополь, СССР, история, рвсн

[ АПУ 15У168 комплекса 15П158 "Тополь" Новосибирской дивизии РВСН. ]

Но дело в том, что пусковые шахты подобных ракет были сосредоточены в определённых, достаточно ограниченных районах. В результате это позволяло противнику нанести удар по позиционным районам, где располагались основные ядерные силы СССР, и если не полностью лишить Советский Союз возможности ответной реакции, то свести её к минимуму.

Если добавить к этому, что и советские подводные лодки с баллистическими ракетами не могли гарантированно пройти в районы, необходимые для нанесения удара, из-за противодействия флотов стран НАТО, то ситуация и вовсе складывалась тревожной. Возникал дисбаланс сил, угрожающий безопасности СССР.

Оружие возмездия. Как «Тополь» сохранил независимость России РС-12М Тополь, СССР, история, рвсн

Партия сказала: «Надо!».

[ Один из пусков МБР 15Ж58 / РС-12М "Тополь" с полигона Плесецк. ]

Советскому Союзу нужно было «оружие возмездия», которое противник не будет иметь возможности нейтрализовать. Более всего для этой цели подходил подвижный ракетный комплекс, способный постоянно менять своё расположение.

19 июля 1977 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 668-212 о разработке ракетного комплекса «Тополь». Но к моменту выхода постановления работы над комплексом шли уже более двух лет.

Партия сказала: «Надо!». РС-12М Тополь, СССР, история, рвсн

[ Пуск МБР 15Ж58 / РС-12М "Тополь" с полигона Плесецк. ]

Ещё в 1975 году в Московском институте теплотехники под руководством генерального конструктора Александра Надирадзе началась разработка проекта стратегического мобильного комплекса с трёхступенчатой межконтинентальной баллистической ракетой «Тополь», пригодного для размещения на самоходном автомобильном шасси. После смерти Надирадзе в 1987 году работы по усовершенствованию комплекса продолжил новый генеральный конструктор Борис Лагутин.

Задача, которую предстояло решить создателям «Тополя», была сложной. Необходимо было создать лёгкую моноблочную ракету повышенной живучести, которую можно было бы оперативно перемещать и не менее оперативно готовить к пуску. При этом технологически процесс создания комплекса не должен был быть предельно сложным, ибо предполагалось, что «Тополей» Советскому Союзу потребуется много.

Оружие возмездия. Как «Тополь» сохранил независимость России РС-12М Тополь, СССР, история, рвсн

Разработку «Тополя» «подгонял» Рейган.

[ Отработавшая первая ступень МБР "Тополь" после пуска с полигона Плесецк на севере России. ]

«Тополь» был разработан на основе РТ-2, первой советской серийной твердотопливной межконтинентальной баллистической ракеты, и её модернизированной версии РТ-2 П. Применение двигателей на твёрдом топливе значительно сокращало время подготовки ракеты к пуску, поскольку для жидкостных ракет предусматривалась заправка жидким топливом на старте. Кроме того, это позволяло исключить возможность отравления боевого расчёта и окружающей среды агрессивными элементами топлива.

Разработку «Тополя» «подгонял» Рейган. РС-12М Тополь, СССР, история, рвсн

Работы велись одновременно над созданием всех элементов комплекса: трёхступенчатой ракеты, боевой части, транспортно-пускового контейнера, в котором ракета находится всё время службы, и специального тягача для транспортировки.

Оружие возмездия. Как «Тополь» сохранил независимость России РС-12М Тополь, СССР, история, рвсн

[ Ракета 15Ж58 комплекса 15П158 "Тополь". ]

В работах над комплексом были задействованы предприятия многих республик СССР. Производство самих ракет было налажено на Воткинском машиностроительном заводе. Тягач для «Тополя» создали на Минском автомобильном заводе.

Оружие возмездия. Как «Тополь» сохранил независимость России РС-12М Тополь, СССР, история, рвсн

Работы над «Тополем» велись в ускоренном темпе — так требовала всё более осложнявшаяся международная обстановка. Воинственные заявления нового президента США Рональда Рейгана, его планы «крестового похода» против СССР заставляли руководство страны торопить разработчиков.

Оружие возмездия. Как «Тополь» сохранил независимость России РС-12М Тополь, СССР, история, рвсн

Испытания испытаниями, а служба службой...

[ Ступень выведения боевого блока ракеты 15Ж58 комплекса 15П158 "Тополь". ]

Первое испытание «Тополя» состоялось на полигоне «Капустин Яр» 27 октября 1982 года и закончилось провалом. Второй запуск с полигона Плесецк, осуществленный 8 февраля 1983 года, был успешным.

Первые три испытательных запуска «Тополя» проводились из переоборудованной для этого шахтной пусковой установки. Четвёртый испытательный пуск, проведённый 10 августа 1983 года, стал первым, который состоялся с самоходной пусковой установки.

Испытания испытаниями, а служба службой... РС-12М Тополь, СССР, история, рвсн

[ СПУ 15У168 комплекса 15П158 "Тополь" в предстартовом положении. ]

Испытания комплекса продолжались вплоть до декабря 1987 года, и лишь в декабре 1988 года «Тополь» был официально принят на вооружение. К этому времени «Тополя» уже более трёх лет успешно несли боевое дежурство, не обращая внимания на бюрократические формальности. Одно это показывает, какое значение придавалось комплексу.

Комплекс «Тополь» в полном снаряжении весит около 45 тонн. Ракета способна преодолеть расстояние в 10 000 км, неся боеголовку мощностью 0,55 тонны. Пусковая установка смонтирована на базе семиосного шасси МАЗ-7912, способного разгоняться до 40 км в час.

Оружие возмездия. Как «Тополь» сохранил независимость России РС-12М Тополь, СССР, история, рвсн

[ Машина обеспечения боевого дежурства (МОБД) 15В148 / 15В231 комплекса "Тополь" на шасси МАЗ-543М на учениях выпускников Серпуховской военной академии РВСН. ]

Одновременно с испытаниями комплекса готовили для него и боевые расчёты. Из ракетных училищ в части РВСН в 1984 году были направлены около 200 лейтенантов-выпускников, которым предстояло служить на новых комплексах. Молодых офицеров тут же отправляли на полигоны, где проходили испытания «Тополей», — доучиваться и получать знания о новой технике из уст её разработчиков.

Оружие возмездия. Как «Тополь» сохранил независимость России РС-12М Тополь, СССР, история, рвсн

Разящий русский «лес».

[ Машина обеспечения боевого дежурства (МОБД) 15В148 комплекса "Тополь" на шасси МАЗ-543М. ]

«Тополь» по своей мощности не мог тягаться с «Сатаной», но у него была совсем иная задача. К 1993 году количество комплексов «Тополь» на вооружении РВСН России было доведено до 369 единиц, и они составляли основную часть потенциала ответного ядерного удара.

В отличие от ракет шахтного базирования, поразить район расположения «Тополя» значительно сложнее, ибо он постоянно меняется.

Разящий русский «лес». РС-12М Тополь, СССР, история, рвсн

[ Площадка испытаний ПГРК "Тополь" на полигоне Плесецк. ]

Удар одного «Тополя» не нанесёт противнику непоправимый ущерб, но залп всего «леса», рассредоточенного по необъятным просторам России, сотрёт агрессора в труху.

У людей непосвящённых, услышавших о самоходных «Тополях», движущихся по просторам России, возникает страх — а вдруг такая машина перевернётся, и где-то рядом разразится «новый Чернобыль»? На самом деле подобной опасности не существует. «Тополь» оснащён многоступенчатой защитой, исключающей несанкционированный подрыв его боевой части при ДТП, переворачивании комплекса, пожаре и т. п.

Оружие возмездия. Как «Тополь» сохранил независимость России РС-12М Тополь, СССР, история, рвсн

«Тополь» заступил на боевую службу в тяжёлое время, когда распадалась страна, когда в стране воцарились хаос и политическая неопределённость, когда многим из-за рубежа показалось, что теперь России можно диктовать свои условия. И в том, что Россия сохранила свой суверенитет, право иметь собственное мнение, огромная заслуга «Тополя».

Оружие возмездия. Как «Тополь» сохранил независимость России РС-12М Тополь, СССР, история, рвсн

Для чего советские солдаты ездили на танках и БТР сидя на броне

Солдаты всегда были горазды на выдумки и смекалку, которые помогали не только легче перенести все тяготы боевых действий, но и даже спасти жизнь, свою и боевых товарищей. И хотя порой решения такого рода внешне представляются довольно странными, они действительно эффективны. Именно по этой причине советские солдаты ездят сидя на бронемашинах сверху - не хвастовства ради, а в силу жизненной необходимости.

Сверху на БТР солдаты ездят не просто так. /Фото: topast.ru

Сверху на БТР солдаты ездят не просто так. /Фото: topast.ru

Впервые советские солдаты ездили «на броне» еще в начале 1940-х годов.

На фотографиях периода Великой отечественной запечатлены знаменитые танки Т-34, на которых густо сидят краснорамейцы. Тогда БТР еще не было, а когда требовалось наступать в условиях бездорожья, именно танки легче всего удавалось перебрасывать пехоту на передовую. Конечно, это было весьма рискованно, ведь боец, сидящий на броне, мог быть сбит вражеской пулей, однако других вариантов тогда не было.

Красноармейцы на Т-34 во время Великой отечественной войны.  /Фото: pinterest.com

Красноармейцы на Т-34 во время Великой отечественной войны. /Фото: pinterest.com

Уже после окончания войны Советский ВПК начал разработку и производство первых бронемашин, которые поступили на вооружение к началу следующего десятилетия. Вот только первые же полевые испытания выявили некоторые недостатки в их конструкции.

Правда, от продолжения эксплуатации БТРов командование не отказалось. Поэтому все проблемы как нельзя ярко проявились во время войны в Афганистане. Так, стало ясно, что высокая пожароопасность двигателя и недостаточная толщина брони становилась причиной жертв среди советских солдат, особенно при попадании в бронемашину фугаса. Именно поэтому бойцы предпочитали ездить на броне - так была вероятность слететь в кювет, а не сгореть внутри машины.

Вывод советских войск из Афганистана, 1989 год. /Фото: svoboda.org

Вывод советских войск из Афганистана, 1989 год. /Фото: svoboda.org

Эта же тенденция продолжилась уже в российской армии во время боевых действий в Чечне. Тогда же особенно проявилась еще одна причина, почему солдаты ездили на бронемашинах. Дело в том, что война на неподконтрольной территории усложняла поставки боеприпасов, в которых постоянно нуждались бойцы, поэтому приходилось их возить с собой. Именно потому личный состав и ездил сидя на БТР - большая часть пространства внутри машины была попросту занята оружием и патронами к нему.

Солдаты на БТР в Грозном.  /Фото: pikabu.ru

Солдаты на БТР в Грозном. /Фото: pikabu.ru

Источник

Уникальный грузовик СССР, который существенно опередил своё время, МАЗ 2000

В годы СССР инженерная мысль была настолько развита, что от ее идей создавались такие невероятные машины, что удивляли не только нашу страну, но и Европу. Причём эксперименты велись во всех областях, будь это мотоциклы, трактора или автобусы. Не прошли мимо и грузовики, в 1988 году на Минском автомобильном заводе разработали уникальный грузовик, которому дали название МАЗ 2000 Перестройка. Внешний вид машины существенно отличался от имеющихся тогда в серийном производстве в стране.

Его официально представили на Парижском автосалоне, где ему вручили золотую медаль.

Колесная формула грузовика была 6х2. На него поставили дизельный двигатель от производителя MAN, он был шестицилиндровым, а мощность его составляла 290 л.с. Трансмиссия состояла из двенадцати скоростей, она была механическая. Переключение передач осуществлялось при помощи джойстика, что в те годы было просто космическим достижением. Масса грузовика 12 тонн, высота четыре метра, длина пятнадцать метров и ширина машины два с половиной метра.

Аэродинамика кабины грузовика была на высоте, благодаря этому удалось добиться существенного снижению потребления топлива и динамических показателей. К сожалению в серийное производство грузовик не пошёл, ему просто не нашли применение. Так часто случалось в то время, что перспективным разработкам закрывали путь к жизни и они оставались в единичных экземплярах. Если Вам известна еще какая-то информация про грузовик МАЗ 2000 Перестройка, поделитесь ей в комментариях под статьёй.

источник

Картина дня

))}
Loading...
наверх