Самый мощный быстроходный трактор

Согласно принятого в 1933 году Постановления СТО СССР «О системе артиллерийского вооружения Сухопутных войск РККА», в Советском Союзе были разработаны и запущены в серийное производство четыре типа быстроходных транспортных тракторов.

О трех из них мы уже рассказывали (ссылки смотрите в конце данной статьи).

Самым мощным быстроходным трактором стал тяжелый артиллерийский трактор, который в процессе разработки получил индекс «ТТ»

Тяжелый трактор ТТ на испытаниях

***

Проектирование нового трактора началось в 1935 году на Харьковском паровозостроительном заводе (ХПЗ), а в 1936 году были построены два опытных образца.

В это же время на ХПЗ была выпущена первая серийная партия тракторов «Коминтерн», которые производились до 1940 года.

Возглавлял работу над новым быстроходным трактором главный конструктор ХПЗ по тракторам Зубарев Николай Гордеевич.

Зубарев Н.Г.

***

В 1936 году ХПЗ получил военный индекс – «завод №183», а новый тяжелый трактор стал называться «Ворошиловец» - в честь наркома обороны СССР Климента Ефремовича Ворошилова.

«Ворошиловец» имел классическую рамную компоновку транспортного трактора: двигатель спереди, центральная кабина и задняя грузовая платформа.

Трактор "Ворошиловец"

***

На трактор установили дефорсированный танковый дизельный 12-цилиндровый двигатель В-2В номинальной мощностью 400 лошадиных сил. Двигатель агрегатировался с механической коробкой передач и мультипликатором (в итоге, трактор имел шесть скоростей вперед и две – назад).

Максимальная скорость трактора снаряженной массой 15 тонн составляла 36 км/ч, запас хода – до 400 км (общая емкость топливных баков – 550 литров).

Двигатель В-2

***

Трактор имел сухие многодисковые бортовые фрикционы и ленточные тормоза. Подвеска – рычажно-пружинная балансирная, с обрезиненными опорными катками, гусеницы – мелкозвенчатые, с шарнирным соединением.

На трактор устанавливалась реверсивная лебедка, которая управлялась из кабины, с длиной троса 30 метров и максимальным тяговым усилием 10 тонн.

Трехместная кабина – от грузового автомобиля ЗиС-5 (расширенная). Грузоподъемность задней платформы трактора составляла 3 тонны и вмещала до 16 человек.

Трактор "Ворошиловец" буксирует танк

***

В 1937-38 годах опытные экземпляры тяжелого быстроходного трактора проходили всесторонние испытания. В 1939 году, после успешных Государственных испытаний, была выпущена первая партия тракторов «Ворошиловец» в количестве 67 единиц.

В 1940-41 годах было произведено еще 1056 «Ворошиловцев», которые приняли самое активное участие в Великой Отечественной войне.

В августе 1941 года Харьковский завод №183 был эвакуирован, и производство «Ворошиловцев» было прекращено.

Тракторы "Ворошиловец" на параде

***

Быстроходные тракторы «Ворошиловец» буксировали все типы тяжелых артиллерийских систем Красной Армии, а также использовались как тягачи для эвакуации танков, в том числе и тяжелых.

В конце Великой Отечественной войны в войсках Красной Армии насчитывалось более трехсот тяжелых транспортных тракторов «Ворошиловец», часть из их, в качестве тягачей тяжелых гаубиц Б-4, принимали участие в штурме Берлина.

Трактор "Ворошиловец" буксирует гаубицу Б-4, Берлин 1945 год

Источник

Труженик фронтовых дорог. УралЗиС

Этот памятник воинам автомобилистам установлен в Евпатории, на улице 2-й Гвардейской Армии. На постаменте застыл легендарный грузовик Великой Отечественной войны - ЗиС-5. Памятник сооружен в начале 70-х годов и говорят что автомобиль заехал на пьедестал своим ходом.

Труженик фронтовых дорог. УралЗиС

Состояние памятника очень хорошее, раньше за ним ухаживали сотрудники АТП, рядом с которым он установлен, возможно и сейчас они следят за ним.

Труженик фронтовых дорог. УралЗиС

Что касается модели грузовика, то я не являюсь большим специалистом в данной области, но почитав литературу получается что это ЗиС-5В.

Об этом говорит форма крыльев, в тоже время кузов имеет три открывающихся борта, что является признаком более поздней модификации ЗиС-5М.

Вероятнее всего кузов - это результат модернизации автомобиля в процессе эксплуатации или реставрации перед установкой на пьедестал. Одно точно, он изготовлен на Урале, в городе Миасс уже после окончания войны.

Труженик фронтовых дорог. УралЗиС

Днем рождения Уральского автомобильного завода имени И. В. Сталина (УралЗИС) в городе Миасс Челябинской области считается 8 июля 1944 года, тогда в корпусах еще не достроенного предприятия на эвакуированном из Москвы оборудовании началось изготовление 3-тонных грузовых автомобилей ЗИС-5.

Первоначально в документации машины имели обозначение ЗИС-5, но в 1947 – 1948 годах, когда "московские" штампы отработали свой срок, на передней облицовке выштамповка «Урал-ЗИС».

Труженик фронтовых дорог. УралЗиС

Уральский вариант автомобиля отличался более простой конструкцией крыльев, металлическую обшивку кабины заменили деревянной, обод рулевого колеса также стал из дерева, тормоза ставились только на задние колеса, откидным был только задний борт. С 1944 г. до конца войны было выпущено более 5,5 тысяч автомобилей.

Труженик фронтовых дорог. УралЗиС

Краткие ТТХ:

Годы выпуска – с 1933 по 1959

Масса – 3,1 тонны

Габариты:

Длина – 6,06 м

Высота – 2,16 м

Ширина – 2,23 м

Двигатель – карбюраторный ЗИС

Мощность – 76 л.с.

Скорость по дороге — 60 км/ч

Запас хода — 200 км

Всего произведено – около 532000 автомобилей.

Труженик фронтовых дорог. УралЗиС

Труженик фронтовых дорог. УралЗиС

Труженик фронтовых дорог. УралЗиС

Труженик фронтовых дорог. УралЗиС

Труженик фронтовых дорог. УралЗиС

Труженик фронтовых дорог. УралЗиС

Труженик фронтовых дорог. УралЗиС

Популярное в

))}
Loading...
наверх