Анатолий Лебедев предлагает Вам запомнить сайт «АВТОМОБИЛИСТЫ»
Вы хотите запомнить сайт «АВТОМОБИЛИСТЫ»?
Да Нет
×

"АВТОМОБИЛИСТЫ ВСЕХ СТРАН - ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ!"

Поиск по блогу

Новости МирТесен

Предложения и пожелания










ЗИС-151 - король бездорожья

развернуть

Проходимость этого грузовика, продержавшегося на производстве свыше 30 лет, и сейчас можно назвать выдающейся. Путь к его созданию был долгим и трудным, однако все, кто работал за рулем этих вездеходов, вспоминают их добрым словом.

Многочисленные версии модели ЗИЛ-157 можно было встретить и на Крайнем Севере, и на стройках Сибири, и на прокладке трубо-проводов в Средней Азии, и, конечно, в армиях многих стран мира. Бесспорно, это была одна из достойных отечественных разработок, и она заслуживает, чтобы о ней помнили.

ЗИС-151 - король бездорожья авто, зис, зис-151, советский автопром

В конце 1930 годов, когда неизбежность Второй мировой войны не вызывала сомнений, конструкторы европейских заводов, выпускающих армейские машины, ломали голову над тем, как повысить проходимость автомобилей. Их старания не остались незамеченными и в СССР, ведь вопросам повышения обороноспособности уделяли серьезное внимание. Наибольшие успехи в этом деле были достигнуты на Горьковском автозаводе, где впервые были освоены в производстве шарниры равных угловых скоростей, превращавшие передний мост автомобиля в ведущий.

ЗИС-151 - король бездорожья авто, зис, зис-151, советский автопром

Заслуга коллектива конструкторов под руководством Андрея Александровича Липгарта состоит и в том, что, испытав различные двухосные и трехосные грузовики, они доказали, что полноприводные машины должны иметь односкатную ошиновку, шины со специальным протектором для различных условий движения по местности, особую развесовку по осям и т. д. Жаль, что война помешала реализации планов по выпуску семейства вездеходов, а после войны страна получила лишь один двухосный полноприводный грузовик ГАЗ-63, правда, обладавший уникальной проходимостью.

На Московском автозаводе им. Сталина до войны успели выпустить небольшую партию двухосных грузовиков повышенной проходимости ЗИС-32. В конце 1940 годов конструкторы стремились создать советский "Студебеккер US 6х6", взяв за основу его технические особенности и базируясь на агрегатах нового 4-тонного грузовика ЗИС-150. Как известно, эти легендарные вездеходы с двускатными задними колесами отлично зарекомендовали себя в боях с фашистами, в том числе и в качестве носителя знаменитых пусковых установок "Катюша".

ЗИС-151 - король бездорожья авто, зис, зис-151, советский автопром

Трехосный ЗИС-151, к великому огорчению его создателей, оказался много хуже "Студебеккера". Поставленный на производство в апреле 1948-го он через год во время длительного пробега по весеннему бездорожью значительно уступал по проходимости и ленд-лизовскому прототипу, и вездеходам ГАЗ-63, которым не раз приходилось вытаскивать ЗИСы из грязи и снежного плена.

Тяжелые машины (масса ЗИС-151 превышала массу "Студебеккера" на тонну) с небольшими по размеру колесами и недостаточным дорожным просветом, маломощными двигателями и задними мостами с двускатной ошиновкой в среде испытателей получили прозвище "утюгов", заставлявших водителей снимать вторые скаты и толкать застрявшую машину другим автомобилем, благо конструкция специальных задних бамперов это позволяла. В воспоминаниях испытателей можно прочесть, что густая жидкая грязь легко залепляла задние колеса, превращая их в четыре бочки, беспомощно вращавшиеся в грязевой массе.

ЗИС-151 - король бездорожья авто, зис, зис-151, советский автопром

Снимать залепленные грязью внешние скаты, отковыривая ломом грязь, было сущим мучением, однако это было необходимо для повышения проходимости. Двухскатные колеса требовали больше мощности от двигателя, так как они прокладывали дополнительные колеи, в то время как у ГАЗ-63 задние колеса шли точно по колее передних.

Грузовик с советским ноу-хау

Ошибки необходимо было исправить в кратчайшее время, тем более что грузовики ЗИС-151 поступали в армию, а пути решения проблем не выглядели туманными. В 1950 г. началось производство бронетранспортера БТР-152 на базе модифицированных агрегатов ЗИС-151, но уже с односкатной ошиновкой всех колес с шинами большей размерности. На заводе были созданы экспериментальные образцы грузовиков ЗИС-151 с односкатными колесами и единой колеей мостов, развернулась работа по повышению мощности двигателя, увеличению надежности других агрегатов, конструированию лебедок.

Грузовик с советским ноу-хау авто, зис, зис-151, советский автопром

Но основные надежды, связанные с кардинальным повышением проходимости, возлагались на создаваемую (впервые в мировой практике) систему централизованного регулирования давления воздуха в шинах. Шинникам было поручено разработать конструкцию и освоить выпуск специальных шин, допускающих движение автомобиля при временно сниженном давлении воздуха в них. В итоге была разработана шина размером 12.00-18 (диапазон давления воздуха 3,0...0,5 кгс/см2), допускающая возможность работы при переменной величине радиальной деформации до 35% высоты профиля, тогда как у обычных шин радиальная деформация составляет не более 13%. Шина отличалась повышенной эластичностью, достигнутой за счет увеличения на 25% ширины профиля, сниженным до восьми слоев корда в каркасе и применением специальных прослоек из очень мягкой резины.

При уменьшении давления воздуха в шинах увеличивается деформация и снижается удельное давление на грунт. Вследствие этого уменьшается глубина колеи и соответственно снижаются затраты энергии на образование колеи или снижается сопротивление грунта качению колес. Правда, двигаться при давлении воздуха 0,5 кгс/см2 можно было только на скорости не более 10 км/ч.

Изменение давления в шинах осуществлялось водителем с помощью централизованной системы, позволявшей регулировать и доводить при необходимости давление до нормы во всех шинах во время движения машины. Применение подобной системы особенно понравилось военным. Дело в том, что с этой системой живучесть автомобиля была выше. Движение грузовика можно было продолжить и в случае повреждения отдельной шины, так как система подкачки компенсировала падение в ней давления воздуха.

ЗИС-151 - король бездорожья авто, зис, зис-151, советский автопром

Испытания новой системы полностью подтвердили теоретические изыскания, и при разработке нового автомобиля ЗИЛ-157, сменившего в 1958 г. на конвейере вездеход ЗИС-151, выбор был сделан в пользу новой шины размером 12.00-18. Как следствие, конструкторам пришлось кардинально пересмотреть компоновку вездехода. Уменьшение числа колес с 10 до 6 позволило избежать установки двух запасных, которые крепились на ЗИС-151 вертикально за кабиной.

Данное решение привело к ликвидации за кабиной колесодержателей и дало возможность придвинуть платформу к кабине, а сзади укоротить раму на 250 мм, из-за чего уменьшилась габаритная длина грузовика на 330 мм при прежней величине колесной базы. Единственному запасному колесу нашлось место под платформой.

Оптимизация компоновки грузовика ЗИЛ-157 улучшила распределение массы по осям, при этом масса машины снизилась на 100 кг.
Сначала на автомобилях применяли систему регулирования давления воздуха в шинах с внешней подводкой воздуха трубочками с шарнирными соединениями, но очень скоро проявились серьезные недостатки этой конструкции. Во время движения вездехода по бездорожью выступающие наружные трубки повреждались, уплотнение ступицы в узле подвода воздуха оказалось плохо защищенным от грязи, а монтаж и демонтаж колес вызывал большие затруднения. В результате почти сразу после начала выпуска автомобиля узел подвода воздуха к шине был переработан в пользу подачи воздуха с внутренней стороны колеса.

Модернизация силового агрегата

Опыт эксплуатации автомобилей ЗИС-151 выявил их низкие тягово-динамические качества, особенно при буксировке прицепа, моторы часто перегревались, грузовик расходовал много топлива, имел низкие средние скорости движения на дорогах с твердым покрытием, при этом надежность работы узлов совершенно не устраивала эксплуатационников.

Модернизация силового агрегата авто, зис, зис-151, советский автопром

Все это необходимо было исправить при создании ЗИЛ-157. Использование алюминиевой головки блока на рядном нижнеклапанном 6-цилиндровом двигателе рабочим объемом 5,55 л позволило повысить степень сжатия с 6,0 до 6,2, что вместе с установкой нового карбюратора дало повышение мощности с 92 до 104 л.с. при 2600 об/мин и максимального крутящего момента с 304 до 334 Н•м. Значительному изменению подверглась и система охлаждения, которая получила шестилопастный вентилятор и новый радиатор.
В конструкцию мотора были внедрены новый масляный насос, новые уплотнения коленвала, уплотнения водяного насоса, замкнутая система вентиляции картера, была модернизирована подвеска силового агрегата и др., что повысило его эксплуатационные свойства. Конструктивные мероприятия привели к снижению расхода топлива автомобиля ЗИЛ-157 на 7...22% в зависимости от дорожных условий.

В процессе производства двигатель автомобиля подвергался модернизации еще дважды. В 1961 г. его мощность увеличили до 109 л.с. (модель ЗИЛ-157К), заменили двухдисковое сцепление на однодисковое, а с 1978 г. грузовик начали выпускать с двигателем, в котором ряд узлов был унифицирован с мотором автомобиля ЗИЛ-130 (эту версию называли ЗИЛ-157КД). Коробка передач с 5 передачами вперед и одной назад была также усилена, причем до 1961 г. выпускалась с пятой, повышающей передачей, от которой в дальнейшем отказались.

ЗИС-151 - король бездорожья авто, зис, зис-151, советский автопром

Двухступенчатая раздаточная коробка с принудительным включением переднего моста по сравнению с ЗИС-151 выпускалась с износостойкими шестернями и новыми уплотнениями, а карданная передача была спроектирована заново. Передача момента к заднему мосту осуществлялась с помощью промопоры, закрепленной на среднем мосту. Ведущие мосты получили существенно усиленные кожухи полуосей, новые ступицы и тормоза. Число шпилек крепления колес увеличилось с 6 до 8.

Водителю стало удобнее

Среди замечаний по модели ЗИС-151 были и претензии к кабине: неудобство посадки водителя на нерегулируемом сиденье, отсутствие отопителя, плохая ее пылезащищенность, неудовлетворительная вентиляция воздуха, а также неэффективная работа амортизаторов и большие силы, передаваемые на руки водителя от колес. Все перечисленное затрудняло работу шофера, превращая ее, особенно в зимнее время, в откровенную муку. Оказалось, что устранить недостатки было не так уж и трудно.

Водителю стало удобнее авто, зис, зис-151, советский автопром

Долгожитель-призер

Грузоподъемность вездехода на дорогах с твердым покрытием ограничивалась 4,5 т (с 1978 г. – 5,0 т), на грунтовых дорогах – 2,5 т. Грузовик преодолевал брод глубиной 0,85 м, развивал с полной нагрузкой на шоссе скорость до 65 км/ч, расходовал 42 л топлива на 100 км. При нормальном давлении в шинах (3,0...3,5 кгс/см2) ЗИЛ-157 выполнял транспортную работу по дорогам с твердым неусовершенствованным покрытием.

Долгожитель-призер авто, зис, зис-151, советский автопром

При снижении давления до 1,5...2,0 кгс/см2 легко передвигался по мягкому и рыхлому грунту, а при 0,75...1,0 кгс/см2 преодолевал песок, размокший грунт и размытые после ливня грунтовые дороги. Давление в шинах 0,5...0,7 кгс/см2 давало возможность свободно передвигаться по сырому лугу, заболоченной местности, а также успешно преодолевать глубокий снежный покров. Общая масса буксируемого прицепа при движении по шоссе составляла 3,6 т.

ЗИС-151 - король бездорожья авто, зис, зис-151, советский автопром

За высокие эксплуатационные параметры автомобиль получил Гран-при на Всемирной выставке 1958 г. в Брюсселе. Его экспортировали в десятки стран мира. Серийное производство моделей семейства ЗИЛ-157, куда входил добрый десяток всевозможных исполнений, продолжалось на Московском автозаводе им. Лихачева до 1988 г., т. е. в течение долгих лет после выхода в свет более современных машин ЗИЛ-131. В 1978–1994 гг. автомобиль собирали на Уральском автомоторном заводе (г. Новоуральск), в то время филиале ЗИЛа. Всего было изготовлено 797 934 автомобиля ЗИЛ-157 всех модификаций, которые многие называют "королями бездорожья".


Читать подробнее →

Ключевые слова: Обзоры
Опубликовала Ольга Филиппова , 14.05.2015 в 10:57
31
2

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Дамир Иксанов
Дамир Иксанов В правду машина хорошая.Особенно в армии.Для физического развития солдата есть всё.Пока машина едет руки, ноги накачает.На бездорожье можно отдохнуть.Куда она из колеи денется.Во время ремонта можно и пресс накачать. Текст скрыт развернуть
Альфред Нуриев
Альфред НуриевДамир Иксанов во во куда из калеи денется... кто так думал руки им и поломал. Текст скрыт развернуть
сергей черных
сергей черных До гидроусилителя руля - "ручки" конструкторов так и не дошли. Зимой в мороз руль было не повернуть ! Текст скрыт развернуть
Мозгоклюй Вульгариус
Мозгоклюй Вульгариус подкачка гомно Текст скрыт развернуть
Владимир Крившук
Владимир Крившук ВПЕРВЫЕ В МИРЕ НАУЧИЛИСЬ СДУВАТЬ КОЛЕСА

ДЛЯ ПОВЫШНИЯ ПРОХОДИМОСТИ ?


НЕ ПРОШЛО И 10 ЛЕТ ПОСЛЕ ВОЙНЫ ЧТОБЫ ПОНЯТЬ ЧЕМ СТУДЕБЕККЕР БЫЛ ЛУЧШЕ


ОСТАЛЬНЫЕ 5 ЛЕТ ИЗОБРЕТАЛИ ШЕСТЕРЕНКИ ЧТОБЫ ЕЗДИТЬ НА ДВИГАТЕЛЕ МОЩНОСТЬЮ 1000 ЛОШАДЕЙ

ВЕДЬ СДЕЛАТЬ ДВИГАТЕЛЬ 200-300 ТРУДНЕЕ
Текст скрыт развернуть
Владимир Крившук
Владимир КрившукВладимир Крившук ПАРДОН --100 ЛОШАДЕЙ К 1958 ГОДУ ? это достижение

каки автомобильный дизель к концу 20 века
Текст скрыт развернуть
Подозрительный мужчина на велосипеде
Подозрительный мужчина на велоси…Владимир Крившук Я так понимаю, что ты к автомобилям имеешь отношение, как я к космосу. ЗИЛ-157 (ее еще любовно называют "Захар"), это уникальная машина по проходимости, так же как и позже стали выпускать ГАЗ-66, КАМАЗ, УРАЛ. Эти машины в начале создавались для армии. Простота в обслуживании в полевых условиях, надежность, неприхотливость, высокая проходимость и т.д. Текст скрыт развернуть
Хамдан Джабер
Хамдан ДжаберПодозрительный мужчина на велоси… Кроме "Захара" в ПВО его называли "ЗУРС". Просты и неприхотливы в обслуживании и в то же самое время очень прочные. Я попал сначала в учебку на рембазу, где их собирали по-новой из списанных. Давали вторую жизнь машинам. А позже, уже попав в войска, часто встречал собранные собственными руками ЗУРСы. А в пустынях, что творил! Отличнейший вездеход! Текст скрыт развернуть
Виталий Агеев
Виталий АгеевПодозрительный мужчина на велоси… Вообще то Захарами на Заводе называли 151-е. А 157-е Калунами так как 157К так же как 131А для нархоза с не экранированной системой зажигания Аннушкой. Текст скрыт развернуть
Подозрительный мужчина на велосипеде
Подозрительный мужчина на велоси…Виталий Агеев Мне лень что-то доказывать. Вот ссылка, сам почитай: https://www.drive2.ru/l/288230376153153410/ Текст скрыт развернуть
Виталий Агеев
Виталий АгеевПодозрительный мужчина на велоси… Да ради бога... Я просто знаю что говорю. С таким же успехом можете сослаться на меня, конечно если будет не лень. Текст скрыт развернуть
Подозрительный мужчина на велосипеде
Подозрительный мужчина на велоси…Виталий Агеев Я тоже в курсе Текст скрыт развернуть
сергей
сергей не упомянут Грачев как основоположник производства полноприводных авто Текст скрыт развернуть
Наби Мусаибов
Наби Мусаибов Королём бездорожья стал его преемник ЗИЛ-157, который у нас во многих местах называли ласково "Мармоном".
Кто знает почему так прозвали его? Буду благодарен за разъяснение.
Текст скрыт развернуть
Александр Нерадов
Александр НерадовНаби Мусаибов Мы его звали Поларисом или Бенсом. Текст скрыт развернуть
вячеслав даньшин
вячеслав даньшин Был очень надёжный и хороший автомобиль ЗИЛ-157. Пришлось, правда не долго , поработать на нём. Текст скрыт развернуть
Василий Дьяконов
Василий Дьяконоввячеслав даньшин По рукам "хорошо" отбивало рулём.. Передаточные числа хорошо подобраны были если мощности двигателя хватало и умелый водитель был то с ЗиЛ 131 поспорить мог на бездорожье Текст скрыт развернуть
Анатолий Остин
Анатолий Остин ЗиЛ-157, да он король. А вот Зис-151 - вообще не едет. Его даже ГАЗ-51 обходит. Один плюс - 10 колёс и две запаски. Отцу это обстоятельство помогло не замёрзнуть. Три дня жгли колёса, когда в пургу застряли. Текст скрыт развернуть
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 18

Новое на Автомобилистах

Разве это справедливо – ставить в угол за любовь?

Разве это справедливо – ставить в угол за любовь?

Я вчера в углу стояла, Я наказана была. А за что мне вдруг попало? Так понять и не смогла. Я на папиной «Тойоте», У стекла, ближе к рулю, Нацарапала отвертко

Ольга Филиппова 9 июл, 13:25
+3 0
Автоприколы

Автоприколы

Анатолий Лебедев 9 июл, 03:51
+9 1
Не пытайтесь проверить это самостоятельно

Не пытайтесь проверить это самостоятельно

Не пытайтесь проверить это самостоятельно, за вас это сделали "Разрушители легенд"! Представляем вам 12 авто мифов от экспертов: 1. Если выхлопную трубу за

Игорь Дятчин 8 июл, 22:09
+12 1
Renault представила новый "семейный" седан Talisman

Renault представила новый "семейный" седан Talisman

Новый Renault Talisman построен на платформе CMF. Габариты новинки: 4.85 метра в длину, 1.87 метра в ширину и 1.46 метра в высоту. В компании говорят, что с

Игорь Дятчин 8 июл, 21:55
+9 4
«Событие дня»

«Событие дня»

8 июля 1944 года из ворот Уральского автомобильного завода имени Сталина вышел первый грузовой автомобиль ЗИС-5В (4х2)

Игорь Дятчин 8 июл, 21:50
+3 0
Когда до последнего игнорируешь предупреждения

Когда до последнего игнорируешь предупреждения

 Фотографии не требуют особого комментария, все предельно понятно. Не понятно только что будут делать владельцы заблокированных авто.

Игорь Дятчин 8 июл, 21:43
+20 6
Какие самолеты выпускают автомобильные бренды

Какие самолеты выпускают автомобильные бренды

Автомобильная компания Honda представила самолет собственной разработки весной 2015 года. Это первый в истории Японии самолет, построенный и собранный частной ко

Игорь Дятчин 8 июл, 21:31
+5 5
Пассаж дю Гуа - дорога, которая тонет 2 раза в день

Пассаж дю Гуа - дорога, которая тонет 2 раза в день

'     Длина этой дороги 4, 5 километра - это самая длинная приливная дорога в мире.   В заливе Бурньёф существует дорога, которая связывает французский

Fedor Komissarov 8 июл, 17:47
+2 0
Новости МирТесен

О сайте

  • "Автомобилисты всех стран - объединяйтесь!"

    Социальная сеть для автомобилистов :
    знакомства, общение, обмен опытом, советы по эксплуатации и ремонту автомобилей!

    Создавайте темы для обсуждения, загружайте фото и видеозаписи, приглашайте друзей и знакомых!
Битва тракторов, Кировец К-7…

Битва тракторов, Кировец К-701 против New Holland, кто кого?

4 июл, 19:15
20 анекдотов о сотрудниках ГИБДД

20 анекдотов о сотрудниках ГИБДД

4 июл, 12:13
+39 0
Подборка автоприколов

Подборка автоприколов

7 июл, 23:56
+27 1
Когда до последнего игнориру…

Когда до последнего игнорируешь предупреждения

8 июл, 21:43
+20 6
Рисунки автомобилей Александ…

Рисунки автомобилей Александра Захарова

7 июл, 10:37
+19 3
10 отечественных автомобилей…

10 отечественных автомобилей, о которых вы не знали

3 июл, 09:33
Новости МирТесен
Новости advert.mirtesen.ru