Анатолий Лебедев предлагает Вам запомнить сайт «АВТОМОБИЛИСТЫ»
Вы хотите запомнить сайт «АВТОМОБИЛИСТЫ»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

"АВТОМОБИЛИСТЫ ВСЕХ СТРАН - ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ!"

Красивые девушки для вас

Красивые девушки для вас

31 авг, 00:47
+89 7
Девушки без бюстгальтеров

Девушки без бюстгальтеров

18 сен, 20:26
+83 11
25+ фотографий первокурсниц,…

25+ фотографий первокурсниц, ради которых хочется вернуться в институт

23 авг, 10:03
+60 14
Это "привет Батьке"?

Это "привет Батьке"?

30 авг, 22:56
+54 22
Реставрация мотоцикла К-175 Ковровец

Реставрация мотоцикла К-175 Ковровец

24 авг, 18:11
+51 12
Месть

Месть

10 сен, 12:46
+32 7

ЗАЗ-965 Легендарный «горбатый» Запорожец

развернуть

В начале 90-х годов эта смешная маленькая машина еще встречалась на дорогах даже крупных городов, а в глубинке так и вовсе, до недавнего времени находились смельчаки, использовавшие её для поездок по своим делам. Каких только народных прозвищ не получил этот автомобиль, «горбатый», «жужик», «запор», «челленджер», «дрыцель», «круглый», «чебурашка», «чарлик», это лишь те, которые я сходу припомнить в состоянии. ЗАЗ-965. Машина, вызывающая улыбку каждый раз, когда её видишь.

Шла уже середина 1950-х, а советское руководство всё продолжало искать вариант народного автомобиля для людей, строивших светлое будущее. Существовавшая на тот момент «Победа» не могла быть народной машиной по ряду причин, «Москвич» 400/420, в простонародье тоже «горбатый» или «слон», а по факту – Опель Кадет довоенной конструкции хоть и был доступен (если это можно так назвать) широким слоям населения, к тому моменту сильно устарел и с конвейера сходили последние модели, а готовый ему на смену «Москвич» 402 был прекрасной машиной по всем параметрам на тот момент, но в категорию «народного» мог не попасть из-за цены и дефицита. К тому же, на тот момент в мире уже были созданы простые и неприхотливые микролитражки, пользовавшиеся огромной популярностью населения в капиталистических странах. Одной из таких машин, недавно появившихся и набирающих стремительную популярность был итальянский Фиат-600. Его и взяли за основу, при разработке концепции новой советской микролитражки.

ЗАЗ-965 Легендарный «горбатый» Запорожец авто, автомобили, заз, заз 965, запорожец, олдтаймер, ретро авто

Фиат 600

Задание на разработку машины получил МЗМА, в 1956 году началось проектирование, в 1957 году был собран первый опытный образец, называвшийся «Москвич»-444.

Фиат 600 авто, автомобили, заз, заз 965, запорожец, олдтаймер, ретро авто

Макет

Макет авто, автомобили, заз, заз 965, запорожец, олдтаймер, ретро авто

Ходовой образец

Да, «горбатый» изначально планировалось производить на МЗМА, но заводчанам удалось отвертеться от этой сомнительной во многих смыслах затеи, имея веский аргумент – в серию пошел новенький «Москвич»-402, на производство которого были брошены все силы, и мощностей для производства еще одной машины попросту не имелось. Тогда Совет Министров СССР принимает решение организовать производство нового автомобиля на Запорожском заводе «Коммунар», происходит это в 1958 году. На «Коммунаре», строившем до этого сельхозтехнику, от такой идеи были не в восторге, но партия сказала – надо, к тому же автомобиль уже был представлен публике на ВДНХ в 1958 году.

К моменту передачи техдокументации и всех наработок на «Коммунар», в 1959 году, московские конструкторы уже разработали свой вариант двигателя, двухцилиндрового оппозитного, объемом 748 см, воздушного охлаждения, так же образцы двигателя разработал НАМИ, один – оппозитный 965Г, а другой с V-образным расположением под индексом 965В. Оба с воздушным охлаждением. Выбор в итоге пал на 965В, индекс 965 так же получает и новая машина, выпуск которой начинается в 1960 году.

Ходовой образец авто, автомобили, заз, заз 965, запорожец, олдтаймер, ретро авто

Машины первых выпусков имели характерные накладные поворотники

ЗАЗ 965 не является клоном «Фиата», от итальянского автомобиля осталась концепция и стилистка кузова. Подвеска была переделана с учётом состояния большинства наших дорог, вернее, зачастую – полного их отсутствия, колёса увеличили в размерах до 13 дюймов, независимая задняя подвеска и заднее расположение силового агрегата дали автомобилю такую проходимость, какой позавидуют многие современные «паркетники». Расход топлива составлял около 5.5 литров на сотню, максимальная скорость составляла тоже примерно 100 км/ч, правда, редко находились смельчаки, готовые разогнать эту машину до сотки с собой внутри. Из-за своих очень скромных размеров и практически отсутствовавшего багажника, машина хоть и с прекрасной проходимостью не совсем подходила для сельской эксплуатации, но поскольку выбора у людей тогда особо не было, а цена машины была доступной даже по советским меркам, встретить «жужик» можно было как в центре Москвы, так и в отдалённых сёлах всей страны. Еще одним плюсом машины была простота конструкции и феноменальная ремонтопригодность. Даже ветровое стекло было унифицировано с задним, они были одной формы и размера.

Машины первых выпусков имели характерные накладные поворотники авто, автомобили, заз, заз 965, запорожец, олдтаймер, ретро авто

На лаконичной приборной панели всего 3 прибора — спидометр, уровень топлива и указатель температуры масла, охлаждение у двигателя было воздушным. Справа виден рычажок включения бензинового отопителя и контрольная лампочка.

На лаконичной приборной панели всего 3 прибора — спидометр, уровень топлива и указатель температуры масла, охлаждение у двигателя было воздушным. Справа виден рычажок включения бензинового отопителя и контрольная лампочка. авто, автомобили, заз, заз 965, запорожец, олдтаймер, ретро авто

Приборная панель ранних выпусков (до 1964 г.) не имела указателя температуры масла, вместо него была контрольная лампа перегрева

Минусов у машины было тоже немало. Это тесный салон, в котором было шумно от двигателя, из-за двигателя воздушного охлаждения пришлось мудрить с автономным бензиновым отопителем, не отличавшимся надёжностью и безопасностью в работе, запитан он был от отдельного маленького бачка, сам двигатель был с небольшим ресурсом, отсутствие нормального масляного фильтра лишь усугубляло ситуацию, перегревался летом и был маломощным. Правда, с 1966 года на машину стали устанавливать двигатель МеМЗ 966-А, «тридцатку», мощностью в 30 л.с., но конструктивно он не отличался, переняв все минусы предшественника – малый ресурс, отсутствие масляного фильтра и перегрев в жару.

Приборная панель ранних выпусков (до 1964 г.) не имела указателя температуры масла, вместо него была контрольная лампа перегрева авто, автомобили, заз, заз 965, запорожец, олдтаймер, ретро авто

Автомобиль выпускался в разных модификациях с 1960 до 1969 года. Было сделано множество модификаций для инвалидов, с различными вариантами управления,

965-й выпускался даже в экспортной модификации 965АЭ «Jalta», отличавшийся улучшенным экстерьером с молдингами, наружным зеркалом заднего вида с левой стороны, дилеры устанавливали на машину радиоприемник.

ЗАЗ-965 Легендарный «горбатый» Запорожец авто, автомобили, заз, заз 965, запорожец, олдтаймер, ретро авто

Экспортная модификация «Jalta»

Суммарно ЗАЗов 965 серии всех модификаций за 9 лет производства было выпущено 322 166 шт. Многие люди, которым сейчас за 40, с теплотой вспоминают этот автомобиль, с которым связаны приятные воспоминания из детства…

Экспортная модификация «Jalta» авто, автомобили, заз, заз 965, запорожец, олдтаймер, ретро авто

Источник


Опубликовала Ольга Филиппова , 06.07.2018 в 11:04

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Александр Зверков
Александр Зверков 7 июля, в 09:32 Несколько поправок. Нормально собранный "Горбатый", даже с дохлым мотором по эксплуатационным показателям не намного хуже даже б/у иномарок. Воздушное охлаждение двигателя позволяло перегревать намного сильней, чем с водяным без риска клина или поломки. Кольцевые коренные вкладыши, и современные масла прощали хроническое масляное голодание мотора и плохую очистку масла. Для 4-х рослых мужиков, да тесновато (я и по 7 человек возил). А вот 2 человека впереди и заднее пространство для детей или багаж - самое то! При своих 186 см., сиденье до конца не отодвигал. Ноги до педалей не доставали. И про отопление салона. Способов было два. Первый - довести до ума отопитель. У кого это получалось, тот всегда смеялся над теми убогими, у кого салон обогревался за счёт тепла системы охлаждения двигателя (напомню, расцвет "Горбатых" пришёлся в доантифризную, доВебастовую и доавтозапусковую эпоху). Второй способ - замена мотора на другой, с жидким охлаждением или создание отопления за счёт тепла моторного масла. А в целом, машина одинаково убога и до слёз обаятельна и красива. Как, впрочем, и одноклассники - "Жук", "Мышонок", "Утёнок" и пр. Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 1
Новое на Автомобилистах
Когда водить автомобиль — это явно не твоё

Когда водить автомобиль — это явно не твоё

Считается, что каждый человек в современном мире должен уметь водить автомобиль. Во всяком случае каждый мужчина точно. Однако, как показывают фотографии из этой

Ольга Филиппова 22 сен, 02:59
+74 13
Симпатичные подружки

Симпатичные подружки

Увлекательная подборка фотографий, на которых сразу несколько симпатичных девушек.

Ольга Филиппова 21 сен, 23:29
+5 1
Если вы увидели деньги под дворником своей машины, уезжайте немедленно!

Если вы увидели деньги под дворником своей машины, уезжайте немедленно!

″Развод″ автомобилиста. Мы уже публиковали статью про мошенников в США, которые кладут 100 долларовые купюры под дворники машины. Пока удивленный автомоб

Ольга Филиппова 21 сен, 15:34
+14 2
Дёшево и очень сердито. Фельдшер скорой — о том, что отвадит воров от машины

Дёшево и очень сердито. Фельдшер скорой — о том, что отвадит воров от машины

Машина была не ахти, но вполне годилась на то, чтобы быстро разобрать на запчасти и продать. Тем более, сигнализацией здесь и не пахло. Воришка обошёл ав

Ольга Филиппова 21 сен, 15:09
+6 4
Владелец пригнал Ниву на СТО с жалобами на отсутствие тяги двигателя

Владелец пригнал Ниву на СТО с жалобами на отсутствие тяги двигателя

Автор этого поста работает на СТО, и за несколько лет он видел уже много странностей, связанных с автомобилями. На этот раз к мену на ремонт заехала Нива, хозяин

Ольга Филиппова 20 сен, 21:12
+6 0
Советские вездеходы-амфибии, которыми интересуются современные туристы, охотники и рыболовы

Советские вездеходы-амфибии, которыми интересуются современные туристы, охотники и рыболовы

Наиболее компактный советский автомобиль-амфибия. | Фото: upload.wikimedia.org. Современного человека сложно удивить автомобилем или моторной лодкой

Ольга Филиппова 20 сен, 13:21
+18 0
Российский умелец собрал внедорожник «Медведь» из нескольких отечественных автомобилей

Российский умелец собрал внедорожник «Медведь» из нескольких отечественных автомобилей

Крутой отечественный внедорожник от кульбина. Человеческая смекалка и творчество не знают границ. Если добавить к ним немного целеустремленности, то

Ольга Филиппова 20 сен, 13:16
+3 1
На что водитель должен обращать внимание, выбирая покрышки для своего автомобиля

На что водитель должен обращать внимание, выбирая покрышки для своего автомобиля

Каждый водитель рано или поздно сталкивается с проблемой выбора покрышек для своей машины. Сегодня выбор автомобильной резины просто огромен. Из-за этого неоп

Ольга Филиппова 20 сен, 13:15
+1 0

Поиск по блогу

О сайте

  • "Автомобилисты всех стран - объединяйтесь!"

    Социальная сеть для автомобилистов :
    знакомства, общение, обмен опытом, советы по эксплуатации и ремонту автомобилей!

    Создавайте темы для обсуждения, загружайте фото и видеозаписи, приглашайте друзей и знакомых!
Запомнить
Читать

Последние комментарии

Александр Oкунев
Сколько этих жопезниц можно показывать, все одинаковые.
Александр Oкунев Симпатичные подружки
Павел Теницкий
Так и хочется назвать снимок : авто-порно-извращенцы !!!
Павел Теницкий Когда водить автомобиль — это явно не твоё
Звягинцев Егор
alex-r
Хрень. Очередная байка.
alex-r Дёшево и очень сердито. Фельдшер скорой — о том, что отвадит воров от машины
Александр Чалов
«Ворошиловец» Легендарный тр…

«Ворошиловец» Легендарный трактор особого назначения

18 сен, 20:17
+22 1
Гаражная находка: редчайший …

Гаражная находка: редчайший фургон Москвич-430

17 сен, 11:36
+19 0
Советские вездеходы-амфибии,…

Советские вездеходы-амфибии, которыми интересуются современные туристы, охотники и рыболовы

20 сен, 13:21
+18 0
Если вы увидели деньги под д…

Если вы увидели деньги под дворником своей машины, уезжайте немедленно!

21 сен, 15:34
+14 2
Наглый водитель не успел пов…

Наглый водитель не успел повернуть на кольце - и взлетел в воздух!

16 сен, 20:15
+13 0
Хороший кадр!

Хороший кадр!

19 май, 23:08
+256 44
Развод на девочку. Будьте осторожнее

Развод на девочку. Будьте осторожнее

14 дек 17, 16:08
+242 31
Как развлекались мужчины в СССР

Как развлекались мужчины в СССР

16 апр, 21:08
+210 82