Анатолий Лебедев предлагает Вам запомнить сайт «АВТОМОБИЛИСТЫ»
Вы хотите запомнить сайт «АВТОМОБИЛИСТЫ»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

"АВТОМОБИЛИСТЫ ВСЕХ СТРАН - ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ!"

20 советских автомобилей с ш…

20 советских автомобилей с шикарным тюнингом

28 ноя, 15:22
+115 34
Тщательно проверяй купленный…

Тщательно проверяй купленный автомобиль

28 ноя, 10:08
+92 26
Реставрация СМЗ с3а "Моргуновка"

Реставрация СМЗ с3а "Моргуновка"

15 ноя, 20:49
+66 11
Сказ о том, как я по закону …

Сказ о том, как я по закону нарушителя наказывал

22 ноя, 23:03
+47 14
Тяжела жизнь начинающего танкиста

Тяжела жизнь начинающего танкиста

7 дек, 23:31
+41 11
Возвращение к жизни «Москвич-401»

Возвращение к жизни «Москвич-401»

21 ноя, 12:08
+35 10
Мировой заговор автопроизвод…

Мировой заговор автопроизводителей. Электрика

23 янв, 17:07
+465 240
Полицейские ненавидят этот н…

Полицейские ненавидят этот новый трюк, но зато водители от него в восторге

16 янв, 22:46
+420 193
19 женщин, спорить с которым…

19 женщин, спорить с которыми не рискнет ни один мужчина!

6 янв, 17:55
+333 119

Предложения и пожелания










Тизнаос. Броневик по-испански

развернуть

Самодельная бронетехника так или иначе использовалась почти во всех крупных вооруженных конфликтах XX века. Но нигде, пожалуй, создание броневиков «на коленке» не получило такого размаха, как в Испании 1930-х. Гражданская война 1936–1939 годов породила столь значительное количество «шушпанцеров», что они получили в военной истории собственное название – тизнаос (los tiznaos, от глагола tiznar – испачкаться).

Тизнаос MC 36 на базе грузового автомобиля Hispano-Suiza T-69, построенный компанией La Sociedad Comercial de Hierros в 1935 году, еще до войны. Таких броневиков существовало несколько, экземпляр на снимке оснащен башней от легкого танка Т-26.

Тизнаос. Броневик по-испански Гражданская война в Испании, военная техника, военное дело

18 июля 1936 года мятеж, вспыхнувший за день до того в испанских колониях, охватил и метрополию. Националисты подняли восстание в Севилье, откуда уличные бои перекинулись на другие города – Кадис, Овьедо, Сарагосу. Две трети испанских военнослужащих поддержали мятежников, в стране воцарился хаос гражданской войны.
Довольно быстро восставшие стали получать поддержку из-за рубежа: из Германии и Италии пошли самолеты, бронетехника, артиллерия. Советский Союз, в свою очередь, помогал испанскому правительству добровольцами и техникой, которая была как нельзя более кстати, поскольку с бронетехникой у республиканцев было очень плохо: в наличии имелись десять французских танков FT-17 времен Первой мировой (танковый полк в Мадриде) плюс пять таких же в Сарагосе. Еще было несколько древних танков Schneider CA1, три пулеметных Trubia A4, с полтора десятка самопальных бронетракторов Carro de Asalto Landesa и всё. Понятно, почему в стране широко распространилось самодельное бронетанковое творчество. В основном этим занимались отдельные группировки республиканцев, хотя на крупных заводах и в мастерских такие кустарные машины производились даже мелкими партиями.

Тизнаос Pamplona №3. В Памплоне строились простые и примитивные броневики – обычные грузовые автомобили просто обшивались котельным железом или листами заводской брони.

Тизнаос. Броневик по-испански Гражданская война в Испании, военная техника, военное дело

Изготовление импровизированных бронемашин в Испании имело неглубокие, но все-таки корни: в 1909 году по августейшему решению короля Альфонса XIII французской фирме Schneider был заказан бронетранспортер на базе обычного грузовика – для Испанского Марокко, где правительство подавляло восстание местных племен.
Конструктивно броневик представлял собой парижский автобус Schneider-Brillié, на деревянном каркасе которого с помощью болтов и заклепок были нашиты 5-мм бронелисты, по заверениям конструкторов обеспечивавшие защиту от винтовочных пуль. Откидывающиеся на манер люков скаты крыши имели наклон для лучшей защищенности и противодействия закидыванию на нее гранат. В кузове размещались два пулеметчика с ручными 7-мм пулеметами Hotchkiss и десять пехотинцев с винтовками, а сзади имелось грузовое отделение. Первый экземпляр бронеавтомобиля был доставлен в Испанию 20 июня 1910 года и поступил в распоряжение Артиллерийской автомобильной школы в Карабанчеле. Машина использовалась для обучения водителей и механиков, а также для испытательных пробегов.
В театр боевых действий бронированный грузовик попал только в январе 1912 года, где занимался охраной и сопровождением конвоев, эвакуацией раненых, перевозкой грузов и пехоты. Впрочем, военная служба длилась недолго: годом позже броневик превратили в обычный грузовой автомобиль. К 1914 году было собрано два десятка бронемашин, которые сохранились до самой гражданской войны и даже использовались в ней националистическими силами Испанского Марокко.
Помимо того, в начале 1920-х годов испанское командование, испытывавшее нехватку средств на закупку зарубежной военной техники, разработало целый ряд проектов броневиков на базе грузовых автомобилей. В строй встало некоторое количество Nasch Quad (7-мм бронирование, 4 члена экипажа, 7-мм пулемет «Гочкисс» в башне) и Benz ET3 (8-мм бронирование, 4 члена экипажа, тот же башенный пулемет). В 1922–1923 годах было построено несколько броневиков на французском шасси Latil TAR (суммарно 19 машин); встречались в войсках и единичные экземпляры, как, например, бронегрузовик 1922 года на базе «Испано-Сюизы». Испанская любовь к «шушпанцерам» снова проявилась в 1934 году во время восстания басков в Астурии – тогда повстанцы использовали несколько грузовиков с частичным или полным бронированием.

Безымянный тизнаос на базе грузовика, обшитого котельным железом (хорошо видны места грубого соединения листов), построенный на оружейном заводе Овьедо в 1934 году (времена восстания в Астурии). Крыша «домиком» защищала от гранат, которые скатывались с машины и взрывались позади, когда броневик уже проезжал.

Тизнаос. Броневик по-испански Гражданская война в Испании, военная техника, военное дело

В основном подобная техника времен гражданской войны в Испании представляла собой обшитые листами котельного железа или бронелистами грузовики с бойницами для стрельбы. Машины, изготовленные на крупных заводах и верфях, были сделаны чуть лучше и порой имели даже вращающиеся башни с пулеметным вооружением. Встречались броневики с башнями от советских танков Т-26 и БТ-5, поставлявшихся испанскому правительству. Конструктивной особенностью практически всех самодельных машин были скошенные крыши, с которых легко скатывались заброшенные гранаты или нерасколовшиеся бутылки с бензином.
Дизайн самодельной испанской бронетехники был весьма разнообразным – от коробкообразных самоходных ДОТов до обтекаемых «гоночных» броневиков и даже бронированных чудовищ, весьма органично смотревшихся бы в радиоактивных постъядерных пустошах. В основном корпус бронемашин повторял конструкцию базового шасси – грузовика (кабина с грузовым отделением) либо автобуса (один огромный кузов); существовали также варианты грузовика с бронированной кабиной и установленной на открытую грузовую платформу коробкой ДОТа.
Бронирование боевых колесниц частенько делалось с изящными закруглениями (один из броневиков конструкторы вообще умудрились выполнить практически без прямых углов). Защита колес представляла собой две крайности: совершенно открытые с убранными крыльями либо почти полностью закрытые бронированными крыльями и фартуками. Последний вариант ухудшал маневренность за счет увеличения радиуса поворота, но давал хорошую защищенность во время боев в городе. Пространство под машиной и колеса от края бронефартуков до земли защищались бахромой из обрезков цепей.
Материалом для бронирования служили котельное железо и заводские бронелисты различной толщины. Иногда увеличить защищенность машины пытались за счет матрасов по бортам – бутылки с зажигательной смесью о них не разбивались, а если и поджигали матрас, то последний сразу отцеплялся. В Барселоне можно было наблюдать боевые грузовики, чье бронирование вовсе ограничивалось матрасами по бортам кузова.
За счет обширного внутреннего пространства самодельные бронемашины могли нести солидное вооружение, преимущественно легкосъемное. Иные машины «щерились» десятком пулеметов, а иные имели пушечное вооружение – например, несколько броневиков, собранных филиалом «Испано-Сюиза» в Барселоне на базе грузовика Hispano-Suiza Т-69.
На некоторых бронеавтомобилях (например, UNL-35) устанавливался дополнительный зенитный пулемет, расположенный на шкворневой установке на задней части башенной крыши. А на броневике Ferrol № 2 пулемет украшал даже капот. Экипажи бронегрузовиков достигали порой двадцати человек (!).

Тизнаос Ebro №3 (в некоторых источниках – №2) снят в первые дни войны возле сарагосской арены для корриды. Эта машина считается самым большим и тяжелым из всех испанских броневиков 1930-х годов.

Тизнаос. Броневик по-испански Гражданская война в Испании, военная техника, военное дело

На момент начала гражданской войны испанские заводы быстро наладили выпуск бронеавтомобилей – каждый по своему проекту, каждый на собственном шасси. Производство развернулось в Бильбао, Валенсии, Барселоне, Сарагосе и т. д. Среди более-менее серийных и серьезно сделанных бронеавтомобилей нужно отметить броневик Bilbao 32 (интересно, что производилась машина в основном в Систао, но название оставили по имени города, где броневик разработали).
Шасси для него послужил грузовик Dodge K-32 (впрочем, существовали Bilbao на базе Ford и Chevrolet), экипаж машины состоял из четырех человек: командир, водитель и два стрелка – один работал со стационарным 7-мм «Гочкиссом» в башне, другой стрелял из переносного оружия через амбразуры. При этом внутри хватало места еще для пяти пехотинцев. Броневик производился с 1932 по 1936 год и применялся как республиканцами (у которых оказалась 41 машина из 48 выпущенных), так и франкистами.
О нелегкой судьбе броневиков говорит тот факт, что до конца войны сумели дотянуть лишь семь «Бильбао», а до наших дней сохранился один.
Второй серийный, причем более массовый бронеавтомобиль, UNL-35 (Union Naval de Levante), производился с января 1937 года, причем в разработке участвовали советские инженеры Николай Алимов (конструкция бронемашины) и Адриан Воробьев (производство бронекорпуса). Корпус был частично сварной, частично клепанный на специальных угольниках.
Шасси машинам послужили два грузовика – трехосный ЗИС-5 с укороченной на 140 см рамой, обрезанным карданным валом и передвинутыми задними рессорами и, после прекращения поставок из СССР, – двухосные Chevrolet и Ford. Многослойное бронирование (7-мм броня плюс внутренний экран из 3-мм железа) c 25  метров не пробивалось бронебойной пулей. Вооружение броневиков оказалось одинаковым у республиканцев и националистов, разнился лишь его тип: первые устанавливали два 7,62-мм пулемета «Напо», «Максим» или ДТ, а последние – два 7,92-мм немецких MG-13.
Производство UNL-35 продолжалось всю войну и прекратилось только в марте 1939 года после разгрома Испанской республики. Всего было построено более 120 таких броневиков, из них примерно половина – на шасси ЗИС-5. Впоследствии UNL-35 многократно переделывались, меняли номенклатуру, на них устанавливались пушки от танков FT-17. В целом UNL-35 и их модификации оставались на вооружении испанской армии до 1957 года.

Тизнаос Mercier № 2, только-только вышедший из заводского цеха. Интересно, что он построен на шасси другого, разобранного ранее тизнаоса Echevarria. Строили Mercier в Сарагосе, как и Ebro, потому внешне эти две серии очень похожи.

Тизнаос. Броневик по-испански Гражданская война в Испании, военная техника, военное дело

В принципе, испанские тизнаосы можно перечислять бесконечно. Помимо нескольких мелкосерийных моделей (размер серии обусловливался мощностями завода-изготовителя) существовали десятки, если не сотни, «самопалов» самого экстравагантного вида. Иногда невозможно даже идентифицировать город и тем более мастерскую, где собран тот или иной тизнаос – тем более до наших дней дошло всего несколько машин.
Экстравагантнейшим видом отличалась, например, серия броневиков Pamplona (известно девять машин, различающихся по номерам, объединяет их лишь то, что сделаны они в городке Памплона), серия бронированных черепах Ebro, строившихся в Сарагосе (достоверно известно о трех машинах), легкие машины Ferrol из Балуарте, а также Mercier – этот завод строил броневики в том числе и на гусеничном тракторном шасси. И это не говоря о бессчетном количестве безымянных самопалов.
Надо сказать, что огромные размеры делали перегруженные и оттого медленные самодельные бронемашины испанской войны легкой добычей серийных танков и полевой артиллерии, однако эрзац-броневики в первую очередь предназначались для городских боев и передвижений в тылу, где избежать встречи с подвижным и оснащенным техникой врагом было вполне реально.
Принцип был прост: под прикрытием любой брони лучше, чем без нее, – на это и делался расчет обеих воюющих сторон. После испанской войны большая часть тизнаосов была разобрана, переплавлена или просто сгнила на различных задворках. Но некоторые принимали участие и во Второй мировой. Так или иначе, машины, дошедшие до наших дней, можно пересчитать по пальцам одной руки – тизнаосы стали частью истории.

Кадр со съемок документального фильма «Развенчание мифов» (2012). На дороге – две кинематографические реплики одного из немногих серийных тизнаосов UNL-35. Подобных машин в различных модификациях было изготовлено более 120 штук.

Тизнаос. Броневик по-испански Гражданская война в Испании, военная техника, военное дело


Источник →

Ключевые слова: вооружеие, история, Факты
Опубликовал Игорь Дятчин , 09.08.2017 в 14:58

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Показать новые комментарии
Новое на Автомобилистах
Цените то, что имеете

Цените то, что имеете

Мы живем в обществе, и так или иначе, мы сравниваем себя с другими людьми. Сравнение в свою очередь рождает разрушительное чувство — зависть. О том, насколько это

Ольга Филиппова 13 дек, 00:25
+1 0
Американская «коза»

Американская «коза»

И чего только не придумывают конструкторы для повышения проходимости своих полноприводных детищ! И диаметр колес увеличивают, и хитроумные блокировки вводят,

Игорь Дятчин 12 дек, 22:44
+4 0
Луиджи Колани  и его супертраки

Луиджи Колани и его супертраки

Colani SuperTruck 2006 года. Очередная версия дизайнера Луиджи Колани на тему аэродинамического тягача. Одну из его машинок наверное все видели, а эту я поче

Игорь Дятчин 12 дек, 22:28
+3 2
Коллекция автомобилей Джеймса Хэтфилда - лидера группы Metallica

Коллекция автомобилей Джеймса Хэтфилда - лидера группы Metallica

Почему молодые парни мечтают стать рокзвёздами? Да элементарно: слава, девочки, вечный отжиг, ну и, разумеется, крутые тачки и мотоциклы. А эти ребята неплохо ра

Ольга Филиппова 12 дек, 21:45
+2 0
Один вопрос - как?

Один вопрос - как?

Человеческая жизнь совершенно непредсказуема — она наполнена разнообразными запутанными и тяжело объяснимыми ситуациями. Порой напрашивается один только вопрос: «К

Ольга Филиппова 11 дек, 20:42
+51 2
Парень обзавелся личным танком, чтобы кататься в магазин и на прогулки

Парень обзавелся личным танком, чтобы кататься в магазин и на прогулки

Первый танк для езды по магазинам. Какая машина способна удивить девушку на первом свидании? Та, что быстро ездит? Та, что дорогая? Та, у которой умопом

Ольга Филиппова 11 дек, 19:37
+3 0
ВИС-2345 "Судорога" - пикап для перевозки мотоциклов

ВИС-2345 "Судорога" - пикап для перевозки мотоциклов

Такой автомобиль мог родиться только в Тольятти. Именно на родине всех ВАЗов, Лад и "Жигулей" создаются самые безумные тюнинг проекты. Часто за основу беретс

Ольга Филиппова 11 дек, 15:01
+3 0
Американская военная техника увязла в польских дорогах

Американская военная техника увязла в польских дорогах

"Танки грязи не боятся" - не самое подходящее выражение для описания этого случая. Недалеко от города Любин именно густая грязь на обочине стала причиной аварии,

Ольга Филиппова 11 дек, 14:56
+4 0

Поиск по блогу

О сайте

  • "Автомобилисты всех стран - объединяйтесь!"

    Социальная сеть для автомобилистов :
    знакомства, общение, обмен опытом, советы по эксплуатации и ремонту автомобилей!

    Создавайте темы для обсуждения, загружайте фото и видеозаписи, приглашайте друзей и знакомых!
Запомнить
Читать

Последние комментарии

igorsabadah
Думается мне, что не просто так эти его машины не делают
igorsabadah Луиджи Колани и его супертраки
Aнатолий Райков
Андрей Курмаев
Да ну на фиг!
Андрей Курмаев Один вопрос - как?
Сергей Ходак
Геннадий кузнецов
Такое впечатление,что все на 100% дебилы.И машины серьезные имеют.
Геннадий кузнецов Огонь на заправке
Тяжела жизнь начинающего танкиста

Тяжела жизнь начинающего танкиста

7 дек, 23:31
+41 11
ИЖ-1 - первый мотоцикл ижевс…

ИЖ-1 - первый мотоцикл ижевского мотоциклетного завода

7 дек, 19:46
+25 8
Та самая инвалидка: мифы и ф…

Та самая инвалидка: мифы и факты о СМЗ-С3Д

7 дек, 12:54
+21 17
Субботний автохлам

Субботний автохлам

9 дек, 22:51
+14 0
Автохлам для понедельника

Автохлам для понедельника

11 дек, 10:45
+13 0