Анатолий Лебедев предлагает Вам запомнить сайт «АВТОМОБИЛИСТЫ»
Вы хотите запомнить сайт «АВТОМОБИЛИСТЫ»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

"АВТОМОБИЛИСТЫ ВСЕХ СТРАН - ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ!"

Мгновенное бразильское правосудие

Мгновенное бразильское правосудие

28 окт, 11:30
+132 88
ЗиЛ-164. Возвращение к жизни

ЗиЛ-164. Возвращение к жизни

29 окт, 21:46
+72 12
Стикеры на машины, «для» люб…

Стикеры на машины, «для» любителей дальнего света

11 ноя, 22:15
+65 33
Автомобиль на дровах: как он…

Автомобиль на дровах: как он работает?

24 окт, 20:24
+64 37
Реставрация СМЗ с3а "Моргуновка"

Реставрация СМЗ с3а "Моргуновка"

15 ноя, 20:49
+59 11
Парковка во дворах жилых домов

Парковка во дворах жилых домов

30 окт, 18:37
+52 36
Про быдло

Про быдло

23 ноя 16, 12:18
+775 377
Мировой заговор автопроизвод…

Мировой заговор автопроизводителей. Электрика

23 янв, 17:07
+461 239
Полицейские ненавидят этот н…

Полицейские ненавидят этот новый трюк, но зато водители от него в восторге

16 янв, 22:46
+420 193

Предложения и пожелания










История разработки ГАЗ-13 "Чайка"

развернуть

Исторически так сложилось, что на заре своего существования автопром СССР во многом брал своё начало за океаном: после того, как в 1929 году было заключено соглашение с американской компанией Ford Motor Company

 

История разработки ГАЗ-13 Чайка


… в молодом государстве благодаря технической помощи зарубежных партнеров было налажено массовое производство легковых и грузовых автомобилей. Кроме того, к американским автомобилям питали слабость и высшие лица государства – в частности, Сталин еще с двадцатых годов любил мощные 12-цилиндровые Паккарды, поэтому при работе над будущим ЗИС-110 модель Packard 180 была взята в качестве «исходника», а подаренным Рузвельтом Паккардом модели Twelve вождь и вовсе пользовался до конца своих дней.

 

Кстати, развенчавший культ личности Сталина Никита Сергеевич Хрущев тоже использовал в качестве транспортного средства американскую технику. В личном пользовании будущего Первого секретаря ЦК КПСС с 1944 по 1949 годы был трофейный Cadillac Fleetwood 75 из винницкой ставки Гитлера.

История разработки ГАЗ-13 Чайка

 

Packard Twelve – любимая машина Сталина

История разработки ГАЗ-13 Чайка

 

 

История разработки ГАЗ-13 Чайка


Именно поэтому, не считая доставшегося по репарациям после окончания Второй мировой войны немецкого завода по производству Опелей под названием Москвич-400, в СССР при разработке новых моделей ориентировались на американскую автомобильную промышленность в качестве точки отсчета. Особенно, если речь шла об автомобилях высокого класса – что-что, а производить комфортабельные и высококлассные машины «янки» умели как никто другой в мире.
Немудрено, что и довоенные ЗИСы, и более поздний ЗИМ недвусмысленно походили на продукцию заокеанского автопрома как внешним обликом, так и конструкцией.

История разработки ГАЗ-13 Чайка


Packard 180, с которого «срисовали» ЗИС-110

История разработки ГАЗ-13 Чайка


Однако к середине пятидесятых годов этот крупный и весьма представительный седан откровенно устарел. Ведь американская мода была очень быстротечной – в битве за пресыщенного покупателя конструкторы, художники и технологи различных производителей устроили настоящую «гонку вооружений», выпуская все новые и новые модели ежегодно.

 

Уже к началу пятидесятых среднеразмерные американские седаны ощутимо прибавили в габаритах, став не только длиннее, но и шире. Вдобавок многолитровые моторы стали еще мощнее и объемнее, а во внешности все явственнее стали проступать авиационные и даже аэрокосмические мотивы. Большие панорамные стёкла с сильными «загибами», обилие хрома, длинные «кили» задних крыльев, своеобразные «прицелы» на бамперах – все это приметы пятидесятых годов, которые к концу десятилетия достигли своего апогея.

Однако вернемся в СССР. Действительно, ЗИМ походил на американские седаны пяти-, а то и семилетней давности – по «их» меркам, уже даже не вчерашний, а позавчерашний день. На фоне новейших дредноутов советский седан выглядел уже не представительским щеголем, а этаким простоватым пенсионером.

Да и технически советский автомобиль уже заметно проигрывал новейшим заокеанским аналогам – к примеру, его 3,5-литровый мотор развивал всего 90 л. с. – возможно, достаточно по меркам сороковых годов, но… его максимальная скорость составляла 120 километров в час, а разгон до сотни занимал умопомрачительные по длительности 37 секунд. С одной стороны, номенклатурной «персоналке» и не подобало носиться стремглав, но и конструкторам, и потенциальным пользователям не хватало запаса динамики, чтобы «в случае чего» черное тело ЗИМа могло быстро домчать своего высокопоставленного пассажира за заседание совмина.

Хэлло, Америка!

Работу над новым советским лимузином предваряло важное событие – приобретение парочки Паккардов – Caribbean и Patrician. Их тщательно изучили как сотрудники научно-исследовательского института НАМИ, так и конструкторы ГАЗа и ЗИЛа. Кстати, этим объясняется некая схожесть первой Чайки ГАЗ-13 и ЗИЛ-111 между собой – просто оба эти автомобиля неуловимо походили на американский «исходник».
Опытные образцы 1957 года больше походили на Packard в мелочах, нежели серийные автомобили

История разработки ГАЗ-13 Чайка


Новый горьковский автомобиль должен был стать не только современнее ЗИМа: в процессе работы над будущей Чайкой конструкторам нужно было избавиться от характерных «болячек» ГАЗ-12. Во-первых, эта машина была слишком тяжеловесной в управлении для водителя, во-вторых, довольно шумной для своего класса и целевого назначения. По итогам нескольких лет эксплуатации были замечания и по ходовой части, и по долговечности кузова ЗИМов.

История разработки ГАЗ-13 Чайка


Горьковские конструкторы А. Просвирин и Н. Юмашев не подвели: Чайка не только выглядела совершенно иначе, чем её предшественник, но и существенно отличалась от ЗИМа по технической части. Вместо не слишком оправдавшего себя несущего кузова на новом лимузине применили отдельную Х-образную раму, к которой через резиновые проставки крепился эффектный по дизайну кузов – работа художника Б. Лебедева.

 

 

История разработки ГАЗ-13 Чайка


Среди других инноваций – автоматическая трансмиссия с кнопочным переключением диапазонов, гидравлический усилитель рулевого управления, вакуумный усилитель тормозов, бескамерные шины… Такой впечатляющий набор современных новшеств обеспечивал лёгкость управления Чайкой и высокий уровень комфорта, как и подобает автомобилю представительского класса.
Понятно, что новая машина требовала принципиально другого «сердца». Не мудрствуя лукаво, конструкторы использовали в качестве прототипа мотор Chrysler V8, но в целях унификации применили поршневую группу и газораспределительный механизм ГАЗ-М-21 Волга, «умножив на два» количество цилиндров. Такая V-образная восьмерка объемом 4,89 литра выдавала 180 л. с., однако ходовые испытания опытных образцов показали, что мощность нужно поднять до уровня около 200 л. с. Это было достигнуто увеличением рабочего объема до 5,5 л, а итоговая мощность двигателя ГАЗ-13 с «мокрыми» гильзами и центробежным масляным фильтром составила 195 «лошадок».

 

ИНТЕРЕСНАЯ ДЕТАЛЬ: ВОСЬМИЦИЛИНДРОВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКОЙ ЧАЙКИ ОКАЗАЛСЯ НАСТОЛЬКО ХОРОШ, ЧТО ЕГО В МОДЕРНИЗИРОВАННОМ ВИДЕ СТАЛИ УСТАНАВЛИВАТЬ НА ГОРЬКОВСКИЕ ГРУЗОВИКИ ГАЗ-53А И ГАЗ-66.

Хватало и «электрических» новшеств, среди которых моторизованные стеклоподъемники, а также пятидиапазонный радиоприёмник с автоматической настройкой и электроприводом штока антенны. По сути, Чайка вобрала в себя практически все возможные достижения лучших образцов мирового автопрома – разумеется, речь идёт об американских седанах тех лет, поскольку после Второй мировой войны в Европе были в ходу утилитарные и даже в чем-то примитивные автомобили, на которые создателям «персоналки» было ориентироваться не с руки. Конструкция Чайки по меркам тех лет была весьма прогрессивной

Наш лауреат

Летом 1957 года был собран первый опытный образец ГАЗ-13, который отличался комбинированной окраской – светло-кремовый верх и тёмно-вишневый низ. В некоторых деталях отделки прототип практически полностью повторял паккардовские решения – это касается и знаменитой «чайки» на решетке радиатора, которой машина, собственно, и обязана своим названием. При этом на Packard характерная «птичка» указывала всего лишь на V-образность двигателя.

История разработки ГАЗ-13 Чайка


Предсерийный прототип отличался «игривой» цветовой гаммой
Использовавшиеся в «натурных» испытаниях более поздние опытные образцы 1958 года несколько видоизменились в мелочах – практически в таком виде Чайка и встала на конвейер в начале 1959 года.

История разработки ГАЗ-13 Чайка

 

 

История разработки ГАЗ-13 Чайка


Разумеется, производство ГАЗ-13 изначально было мелкосерийным и было приурочено к знаменательному событию – ХХI съезду ЦК КПСС, знаменитому тем, что на нем провозгласили окончательную победу социализма в СССР и курс на коммунизм к 1980-м годам. Что же до Чайки, то она еще годом ранее в предсерийном исполнении получила престижную международную награду – Гран-при на Всемирной промышленной выставке ЭКСПО-58 в Брюсселе.

 

ГАЗ-13 на выставке

БЕЗ ЛИШНЕЙ СКРОМНОСТИ: ЧАЙКА ПОЛУЧИЛАСЬ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ОТЛИЧНЫМ АВТОМОБИЛЕМ, ЗА ЧТО ЕЁ ДИЗАЙНЕРЫ И КОНСТРУКТОРЫ И БЫЛИ ОТМЕЧЕНЫ ЕВРОПЕЙСКИМИ ПРОФЕССИОНАЛАМИ.

Новинку демонстрировали и на других выставках – как на отечественной ВДНХ, так и в Европе и США. Тем временем игривая цветовая гамма предсерийных прототипов уступила место «протокольному» черному цвету. Оно и понятно – автомобилю надлежало «трудиться на службе» в различных министерствах, обкомах, где автомобиль, по заветам Генри Форда, мог быть любого цвета при условии, что он чёрный.

Вскоре после начала выпуска Чайки стали не только обслуживать партийно-номенклатурную элиту СССР, но и работать в различных представительствах советского государства за рубежом. Да и практически половина дипломатического корпуса Москвы в шестидесятые годы ездила на Чайках – послы и консулы Финляндии, Венгрии, ГДР, Болгарии, Монголии, КНДР, Эфиопии, Индонезии и многих других стран использовали ГАЗ-13 в качестве служебного транспортного средства. Более того – один лимузин горьковского автозавода даже попал в автопарк американского посольства!

Обновление

Уже через несколько лет после начала выпуска, в 1962-м, машину обновили в мелочах: Чайка получила новый карбюратор К-114, иные колпаки и другую отделку салона. В следующем десятилетии на ГАЗ-13 начали устанавливать двухконтурную тормозную систему, ремни безопасности и транзисторный радиоприёмник с коротковолновым диапазоном. Кроме того, для отделки интерьера вновь стали применять другие материалы горчичного цвета вместо прежнего серо-зелёного.

История разработки ГАЗ-13 Чайка

 

 

История разработки ГАЗ-13 Чайка


Минимальные нововведения объясняются просто: и технически, и по дизайну Чайка была выполнена столь хорошо и цельно, что практически не нуждалась в доработках. Интерьер по меркам шестидесятых годов смотрелся современно, стильно и даже роскошно, соответствуя уровню американских аналогов даже в самых мелких деталях. Вдобавок «основной потребитель» ГАЗ-13 был не только консерватором, но и… пребывал на работе, то есть находился в салоне Чайки по долгу службы.

 

На фоне Волги Чайка смотрелась солидно и внушительно
К слову, номинальная «семиместность» вместительного салона не предполагала постоянное использование Чайки для перевозки такого количества пассажиров. Ведь тонкие откидные страпонтены по центру салона предназначались для сопровождающего персонала (охраны) высокопоставленных лиц, которые должны были размещаться на комфортабельном заднем диване. К их услугам – пепельница, веревочные поручни и поворачивающиеся форточки в задних окнах – негусто по меркам нашего времени, но вполне достаточно для непродолжительной поездки в служебных целях.
Packard Patrician, ставший прообразом ГАЗ-13

История разработки ГАЗ-13 Чайка


Отдельно о дизайне. Несмотря на очевидное сходство с заокеанскими прототипами, Чайка получилась самобытной, лишенной ощущения «цельнотянутости» с Паккардов хотя бы и по той причине, что один из них, Patrician, был четырёхоконным седаном, а не лимузином с длинной базой, а Caribbean – и вовсе двухдверным хардтопом без центральной стойки. Благодаря большим габаритам массивный кузов смотрелся внушительно, но при этом весьма динамично. Это ощущение усиливало обилие хромированных элементов и отрицательный угол наклона многих деталей. Длинный шестиоконный кузов был не лишен некоей чопорности, но при этом не воспринимался чрезмерно грузным и тяжеловесным.

История разработки ГАЗ-13 Чайка


Вопреки расхожему мнению, модель Caribbean имела совершенно другой тип кузова

История разработки ГАЗ-13 Чайка


Источник →

Ключевые слова: авто, история, ретро, Тюнинг, Факты
Опубликовал Игорь Дятчин , 07.01.2017 в 11:42

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Показать новые комментарии
Новое на Автомобилистах
ЗИМ - реставрация первой представительской модели Горьковского автозавода

ЗИМ - реставрация первой представительской модели Горьковского автозавода

ЗИМ (до 1957 года), ГАЗ-12 — большой шестиместный длиннобазный седан советского автомобилестроения, серийно производившийся на Горьковском Автомобильном Заводе (

Ольга Филиппова 20 ноя, 18:44
+1 0
ЗИМ - реставрация первой представительской модели Горьковского автозавода

ЗИМ - реставрация первой представительской модели Горьковского автозавода

ЗИМ (до 1957 года), ГАЗ-12 — большой шестиместный длиннобазный седан советского автомобилестроения, серийно производившийся на Горьковском Автомобильном Заводе (

Игорь Дятчин 20 ноя, 18:42
+1 0
«Заправка до полного бака — всего 8 рублей»: история тюменца, который ездит на электромобиле

«Заправка до полного бака — всего 8 рублей»: история тюменца, который ездит на электромобиле

В семье Дениса Дедюхина электромобиль Mitsubishi Minicab MiEV появился в 2012 году. Ездить на таком по городу удобно и очень экономно: зарядка «до полного бака»

Ольга Филиппова 20 ноя, 16:50
+1 0
Автохлам юмора

Автохлам юмора

Игорь Дятчин 20 ноя, 13:06
+1 0
Владелец угнанного кроссовера пожаловался на бездействие полиции сразу трех регионов России

Владелец угнанного кроссовера пожаловался на бездействие полиции сразу трех регионов России

Зеленоградец, у которого угнали автомобиль Mazda CX-5, не смог добиться оперативной помощи от правоохранительных органов, несмотря на наличие в машине скрытого мая

Игорь Дятчин 20 ноя, 13:00
+1 0
Небольшая подборка перегруженных транспортных средств

Небольшая подборка перегруженных транспортных средств

Проблемы с транспортом вынуждают людей идти на крайние меры и настолько перегружать транспортные средства, что думать при этом о какой-либо технике безопасности

Игорь Дятчин 20 ноя, 12:46
+8 1
Арабский гиперкар и шестиколесный внедорожник

Арабский гиперкар и шестиколесный внедорожник

В 2013 году фирма Devel из ОАЭ представила прототип спорткара Devel Sixteen, пообещав, что этот автомобиль получит мотор мощностью 5000 л.с. Внимание автомобильн

Игорь Дятчин 19 ноя, 22:23
+4 1
Реставрация мотоколяски СМЗ С3А

Реставрация мотоколяски СМЗ С3А

Автомобиль С3а (эс-три-а) запомнился многим по легендарной комедии Гайдая «Операция Ы», где на нём ездили Трус, Балбес и Бывалый. Из-за того, что за рулём сидел

Игорь Дятчин 19 ноя, 22:03
+14 2

Поиск по блогу

О сайте

  • "Автомобилисты всех стран - объединяйтесь!"

    Социальная сеть для автомобилистов :
    знакомства, общение, обмен опытом, советы по эксплуатации и ремонту автомобилей!

    Создавайте темы для обсуждения, загружайте фото и видеозаписи, приглашайте друзей и знакомых!
Запомнить
Читать

Последние комментарии

Игорь Калистратов
Звягинцев Егор
Теперь с бархана на бархан будут перелетать.
Звягинцев Егор Арабский гиперкар и шестиколесный внедорожник
Виктор Коршун
Государство жуликов,по другому не будет...
Виктор Коршун 6 сравнительно новых способов обмана автомобилистов
Василий ВТ
Алексей АК
Красава!.
Алексей АК Реставрация мотоколяски СМЗ С3А
Реставрация СМЗ с3а "Моргуновка"

Реставрация СМЗ с3а "Моргуновка"

15 ноя, 20:49
+59 11
Шипованный креатив

Шипованный креатив

14 ноя, 13:37
+33 4
Не прошедшие испытания совет…

Не прошедшие испытания советские экспериментальные вездеходы ЗИЛ, КрАЗ и НАМИ

15 ноя, 11:18
+32 6
Реставрация мотоколяски СМЗ С3А

Реставрация мотоколяски СМЗ С3А

19 ноя, 22:03
+14 2
Самые интересные самодельные…

Самые интересные самодельные автомобили из СССР

14 ноя, 13:51
+12 7