Последние комментарии

  • Вячеслав Даньшин12 сентября, 10:07
    Приятно, когда пишут про талантливых и одарённых людей!!! Дай Бог здоровья этому Человеку!!!!Пробка на колёсах: мастер превратил развалившуюся малолитражку в звезду авто-шоу
  • Михаил Pavlyukovets11 сентября, 17:08
    С котёнком ,,омывателем,, не верно , просто  хорошая кожа на руле ,хвастает .Подборка автоприколов
  • Петр Воронцов29 августа, 22:27
    Гений ! Крутой "горбатый" ЗАЗ из Азербайджана

“677 вызывает 4104, прием!”: почему система названий советских автомобилей - это гениально

Вечно живой и вечно мудрый Оби-ван Кеноби любил повторять: “Все, Люк, зависит от точки зрения…”. Гениальная фраза для джедая, на тот момент уже сраженного световым мечом. И вот вам прямое и жирное доказательство мудрости слов старого Бена.

Возьмем для примера систему названий советских автомобилей. Если налететь на нее с разбегу, не разбираясь что к чему, можно не то что ногу, но и голову сломать.

В бесконечных и кажется бессмысленных цифровых индексах ВАЗов, ЗиЛов, КАвЗов и КАМАЗов можно утонуть как в гримпенской трясине – раз-два и только пузырики на поверхности.

“677 вызывает 4104, прием!” - почему система названий советских автомобилей это гениально СССР, авто, автомобили, азлк, ваз, газ, лиаз, советские автомобили

При этом каждый раз в голову назойливо лезут неудобные вопросы. Мол, почему именно АЗЛК-2141, а скажем не АЗЛК-4598? Ну в самом деле почему нет? А многое изменится, если к индексу, допустим, КАвЗ-3270 добавить пару нулей сзади. Или пару единичек спереди? Вопросы быть может и неудобные, но ответ на них вполне однозначный – изменилось бы практически все!

“677 вызывает 4104, прием!” - почему система названий советских автомобилей это гениально СССР, авто, автомобили, азлк, ваз, газ, лиаз, советские автомобили

Цифровые индексы советским автомобилям и автобусам присваивались не от балды. Это была целая система, лишь окунувшись в которую понимаешь ее хорошо скрытый, но безусловно светлый смысл. Вообще-то в довоенные годы (речь, конечно, о Великой Отечественной) никакого системообразующего принципа в названии советских автомобилей не было. Каждый завод, каждое предприятие самостоятельно придумывало названия для своей продукции. Ну а поскольку начинать всегда имеет смысл с начала, то в свое время в стране наблюдался переизбыток автомобилей с единичкой в индексе: ГАЗ-М1, НАМИ-1, ЯТБ-1, ЯС-1…

Было совершенно ясно – чем больше автосборочных предприятий будет появляться, тем больше “единичек”, а затем “двоек”, “троек” окажется на дорогах. С этим рано или поздно все равно пришлось бы бороться. Руки до быть может и не архиважной в масштабах страны, но все равно существенной проблемы дошли только в 1945-м.

“677 вызывает 4104, прием!” - почему система названий советских автомобилей это гениально СССР, авто, автомобили, азлк, ваз, газ, лиаз, советские автомобили

Именно в год Великой победы был принята первая единая система классификации (ЕСК) автотранспортных средств. Система достаточно простая, но вполне логичная. Каждому автомобильному заводу страны выделили строгий цифровой диапазон. ГАЗ получил в распоряжение цифры от 1 до 99, ЗиЛу досталась следующая сотня – 100-199. Заводам масштабом поменьше отписали меньшие цифровые отрезки. Так “Москвичу” досталась всего полсотня индексов – от 400 до 449, Ярославскому автозаводу – от 200 до 249. Чем скромнее были предполагаемые объемы выпуска, тем меньше цифр резервировали за предприятием. Скажем, Ликинский автобусный завод получил всего 19 позиций (от 675-694), а Львовский автобусный (ЛАЗ) и вовсе пять – от 695 до 699.

Отныне советские заводы могли называть свои модели только в рамках отведенного числового пространства. Причем, желательно по порядку. То есть первая разработка того же ЛиАЗа – опытный, но так и не пошедший в серию автобус назывался ЛиАЗ-675. Следующий “эксперимент” получил индекс ЛиАЗ-676, а, наконец, пошедший в серию “луноход” официально окрестили ЛиАЗ-677.

“677 вызывает 4104, прием!” - почему система названий советских автомобилей это гениально СССР, авто, автомобили, азлк, ваз, газ, лиаз, советские автомобили

ЛиАЗ-677

С заводами, массово выпускавшими автомобили еще до введения единой системы классификации, фокус со строгой последовательностью имен не проходил. Поэтому со стороны кажется будто модели ГАЗа и ЗиЛа хаотично мечутся в отведенных цифровых рамках – ГАЗ-12 (1950 год), ГАЗ-21 (1957), ГАЗ-66 (1964), ГАЗ-93 (1948). В реальности же индексы соответствуют внутренним заводским стандартам и циркулярам, о которых непосвященным знать было необязательно.

Как и в любой системе у ЕСК были и свои вынужденные исключения. В тех случаях, когда разработка модели велась на одном предприятии, а его выпуском впоследствии занималось другое, цифровой индекс не менялся. Так производство разработанного в Ярославле грузовика ЯАЗ-200 наладили в Минске, и машину назвали МАЗ-200, а не МАЗ-500, как следовало бы.

ЛиАЗ-677 СССР, авто, автомобили, азлк, ваз, газ, лиаз, советские автомобили

Принятая в 1945-м система обозначения автотранспорта добавила порядка, но не информативности. Даже наизусть вызубрив цифровые диапазоны того или иного завода, вы не получали о моделях марки никакой особой информации. Чтобы повысить осведомленность граждан в 1966 году был введен новый отраслевой норматив ОН 025 270-66. Полностью ознакомиться с обстоятельным документом “Классификации и системы обозначения автомобильного подвижного состава” можно здесь. Для тех же кому лень приводим его главные моменты.

“677 вызывает 4104, прием!” - почему система названий советских автомобилей это гениально СССР, авто, автомобили, азлк, ваз, газ, лиаз, советские автомобили

Начиная с 1966-го каждая новая модель транспортного средства получала собственный четырехзначный номер. В этих цифрах, словно в молекуле ДНК, были зашифрованы ключевые характеристики модели.

Первая цифра указывала на класс транспортного средства. Для легковых автомобилей класс рассчитывался исходя из литража. Машины с рабочим объемом двигателя до 1,2 литров обозначались единичкой, от 1,2 л до 1,8 л – “двойкой”, от 1,8 л до 3,5 л “тройкой”, от 3,5 л и выше “четверкой”. Класс автобусов при этом определялся по габаритной длине, а грузовых машин по полной разрешенной массе.

“677 вызывает 4104, прием!” - почему система названий советских автомобилей это гениально СССР, авто, автомобили, азлк, ваз, газ, лиаз, советские автомобили

“677 вызывает 4104, прием!” - почему система названий советских автомобилей это гениально СССР, авто, автомобили, азлк, ваз, газ, лиаз, советские автомобили

Вторая буква обозначает тип транспортного средства. Легковой автомобиль – 1, автобус – 2, грузовик – 3, тягач – 4, самосвал – 5, автоцистерна – 6, фургон – 7, спецтранспорт – 9. Восьмерку оставили в резерве. Завершался индекс двухзначным порядковым обозначением модели.

Нет, ну разве не здорово? Даже тот, кто никогда не видел живьем “копейку” “Жигулей” по одному только индексу ВАЗ-2101 может понять – речь о легковом автомобиле, с рабочим объемом мотора от 1,2 до 1,8 л, ставший первой моделью завода в Тольятти. Также становится совершенно понятной принципиальная разница между КАМАЗами моделей 5511 и 5320: один самосвал, другой – бортовой грузовик.

“677 вызывает 4104, прием!” - почему система названий советских автомобилей это гениально СССР, авто, автомобили, азлк, ваз, газ, лиаз, советские автомобили

КАМАЗ 5511

КАМАЗ 5511 СССР, авто, автомобили, азлк, ваз, газ, лиаз, советские автомобили

КАМАЗ 5320

Четыре цифры отраслевого норматива 1966 года это необходимый минимум. Иногда их было больше. Пятая цифра могла указывать на порядковый номер варианта исполнения. Скажем, ВАЗ-21011 это первая модификация 2101 (в данном случае с мотором 1,3 л). В некоторых редких случаях к основному индексу прибавляли дополнительный – через черточку. Он указывал на особый характер модели: спецверсия, переходной вариант. Например, ВАЗ-2101-94 – “копейка” с 1,5-литровым мотором от “трешки” для нужд советской милиции. Или РАФ-2203-01 – переходная модель рижского микроавтобуса.

КАМАЗ 5320 СССР, авто, автомобили, азлк, ваз, газ, лиаз, советские автомобили

24-я Волга создавалась еще при старой системе, а выпускалась уже при новой. Но все равно осталась ГАЗ-24. По новой схеме стали называть только следующую Волгу ГАЗ-3102

Советская классификация образца 1966 года — уникальный случай в истории автомобиля. Нигде, никогда и никто не использовал столь информативную систему названий. Ближе всего к нормативу ОН 025 270-66 подобралась шведская Volvo, модели которой долгое время также содержали в собственном индексе некоторую полезную информацию.

24-я Волга создавалась еще при старой системе, а выпускалась уже при новой. Но все равно осталась ГАЗ-24. По новой схеме стали называть только следующую Волгу ГАЗ-3102 СССР, авто, автомобили, азлк, ваз, газ, лиаз, советские автомобили

Первые варианты автобуса Юность назвались ЗиЛ-118…

Первые варианты автобуса Юность назвались ЗиЛ-118… СССР, авто, автомобили, азлк, ваз, газ, лиаз, советские автомобили

…а самые поздние ЗиЛ-3270

Первая цифра указывала на номер модельной серии, вторая – число цилиндров в двигателе, третья – количество дверей. Таким образом каждый мог понять, что Volvo 245 – это универсал 200-й серии с четырехцилиндровым мотором, а Volvo 262 – купе с шестью цилиндрами. К сожалению, и шведы отказались от полезных индексов в начале 80-х. Все остальные в самом лучшем случае ограничивали информативность названий собственных моделей рабочим объемом мотора (в случае с некоторыми Ferrari – объемом одного цилиндра) и количеством цилиндров.

Сложно не согласится, что автомобильная промышленность Советского Союза не была самой передовой в мире. Зато по части индексов моделей мы одно время точно были впереди планеты всей.

…а самые поздние ЗиЛ-3270 СССР, авто, автомобили, азлк, ваз, газ, лиаз, советские автомобили

“677 вызывает 4104, прием!” - почему система названий советских автомобилей это гениально СССР, авто, автомобили, азлк, ваз, газ, лиаз, советские автомобили

“677 вызывает 4104, прием!” - почему система названий советских автомобилей это гениально СССР, авто, автомобили, азлк, ваз, газ, лиаз, советские автомобили

Источник

'

Популярное

))}
Loading...
наверх