Братья-близнецы ВАЗ-2101: Tofas, Seat, Premier и другие

Когда наши соотечественники лет двадцать назад впервые попали на турецкие курорты, они были ошарашены количеством таких милых сердцу и глазу "копеек". И только самые внимательные из них замечали и понимали, что это далеко не советские "Жигули". Но и не совсем Fiat…

Братья-близнецы ВАЗ-2101: Tofas, Seat, Premier и другие авто, история, ссср, факты

То, что модернизированный Fiat 124 стал советским ВАЗ-2101, известно практически каждому гражданину бывшего СССР. Действительно, история русификации итальянского автомобиля получилась интересной.

При этом в самой Италии брат-близнец с кузовом седан и универсал выпускался лишь до 1974 года.

Неизвестно, случайно совпало или нет, но именно в 1974 году в Тольятти на конвейер встала модификация ВАЗ-21011, в некоторых деталях удивительно напоминавшая позднюю версию Fiat 124 Speciale, которую как раз в этот период и прекратили производить на самом Фиате.

Наследники семейства 124 выпускались в Мирафьори вплоть до начала восьмидесятых – правда, это были не банальные седаны и "сараи", а версии купе и спайдер. Да-да, в отличие от остальных стран, в Италии под индексом 124 можно было встретить и куда более эффектные автомобили, чем наши Жигули. Чего только стоит открытая версия Fiat 124 Cabriolet C4 1966 года от дизайн-ателье Carrozzeria Touring! Увы, в серию этот кабриолет не пошел, с самого начала оставшись в единственном экземпляре.

На фото: Fiat 124 Cabriolet C4, Fiat 124 Sport Сoupe

Братья-близнецы ВАЗ-2101: Tofas, Seat, Premier и другие авто, история, ссср, факты

Братья-близнецы ВАЗ-2101: Tofas, Seat, Premier и другие авто, история, ссср, факты

Братья-близнецы ВАЗ-2101: Tofas, Seat, Premier и другие авто, история, ссср, факты

Братья-близнецы ВАЗ-2101: Tofas, Seat, Premier и другие авто, история, ссср, факты

Интересная деталь, связанная с культовой моделью Fiat: изначально над проектом 124 трудился заместитель Данте Джакозы Оскар Монтабоне, а двигатель был создан бывшим инженером Ferrari Аурелио Лампреди. Однако директор департамента испытаний Адольфо Мессори без ведома руководства самостоятельно создал "свой" вариант модели 124. В итоге серийный Fiat 124 сочетал в себе конструкцию и дизайн Мессори с двигателем от Лампреди.

На фото: Fiat 124

Братья-близнецы ВАЗ-2101: Tofas, Seat, Premier и другие авто, история, ссср, факты

Братья-близнецы ВАЗ-2101: Tofas, Seat, Premier и другие авто, история, ссср, факты

Братья-близнецы ВАЗ-2101: Tofas, Seat, Premier и другие авто, история, ссср, факты

Братья-близнецы ВАЗ-2101: Tofas, Seat, Premier и другие авто, история, ссср, факты

Братья-близнецы ВАЗ-2101: Tofas, Seat, Premier и другие авто, история, ссср, факты

Братья-близнецы ВАЗ-2101: Tofas, Seat, Premier и другие авто, история, ссср, факты

Братья-близнецы ВАЗ-2101: Tofas, Seat, Premier и другие авто, история, ссср, факты

Братья-близнецы ВАЗ-2101: Tofas, Seat, Premier и другие авто, история, ссср, факты

Братья-близнецы ВАЗ-2101: Tofas, Seat, Premier и другие авто, история, ссср, факты

Требования советской стороны, выдвинутые в процессе работы над будущим ВАЗ-2101, повлияли в дальнейшем и на сам Fiat 124. Ведь кроме базовой версии Sedan (в Италии – Berlina) со временем появилась и "улучшенная" модификация Speciale, которая стала прототипом для советской "трешки".

На фото: Fiat 124 Speciale

Братья-близнецы ВАЗ-2101: Tofas, Seat, Premier и другие авто, история, ссср, факты

Братья-близнецы ВАЗ-2101: Tofas, Seat, Premier и другие авто, история, ссср, факты

Братья-близнецы ВАЗ-2101: Tofas, Seat, Premier и другие авто, история, ссср, факты

Интересно, что в первой половине семидесятых годов итальянский оригинал и советская лицензия даже некоторое время прямо конкурировали на европейском рынке! При этом куда более выносливая и доступная по цене Lada 1200 казалась потенциальным покупателям из Европы (особенно Восточной) более выгодным вариантом, чем сам Fiat! Впрочем, уже к 1974 году итальянский производитель утратил интерес к стремительно стареющей модели и переключился на выпуск более современного Fiat 131.

На фото: Lada 1200

Братья-близнецы ВАЗ-2101: Tofas, Seat, Premier и другие авто, история, ссср, факты

Но не «копейкой» единой: в разных уголках мира несколько перелицованный "исходник" продавался под самыми разными марками вплоть до третьего тысячелетия. Ведь итальянская компания довольно охотно торговала лицензией на производство весьма удачной и достаточно практичной "сто двадцать четверки". Практически в оригинальном виде автомобиль выпускали в Испании (Seat 124), Турции (Tofaş Murat/Serçe 124), Индии (Premier 118NE) и даже... Южной Корее (Fiat-KIA 124)!

На фото: Seat 124, Tofaş Murat 124, Premier 118NE

Братья-близнецы ВАЗ-2101: Tofas, Seat, Premier и другие авто, история, ссср, факты

Братья-близнецы ВАЗ-2101: Tofas, Seat, Premier и другие авто, история, ссср, факты

Братья-близнецы ВАЗ-2101: Tofas, Seat, Premier и другие авто, история, ссср, факты

Но это еще не все: "отверточная сборка" модели 124 была налажена в Болгарии, Югославии и Польше. Поляки, к слову, не остановились на SKD-производстве, но и наладили полноценное производство автомобиля под названием Polski Fiat 125Р – правда, не на базе модели 124, а использовав для этого платформу Fiat 125.

На фото: Polski Fiat 125P

Братья-близнецы ВАЗ-2101: Tofas, Seat, Premier и другие авто, история, ссср, факты

Ключевое отличие между советским ВАЗ-2101 и остальными вариациями – техника. Если наш автомобиль заметно отличался от исходника, то в остальных странах доработки были не такими уж глубокими и часто вообще ограничивались «косметикой». Оно и понятно: для того, чтобы внести качественные правки в оригинал, требовались колоссальные затраты сил, денег и времени. То, что могла себе позволить огромная Страна Советов, остальным было не по силам. Да и не было острой необходимости в доработке Фиата с учетом реалий остальных рынков. Ведь дороги и горюче-смазочные материалы в Испании или Польше были ненамного хуже итальянских, в то время как в СССР в те времена все (включая климат) было по-другому.

На фото: Lada 1200

Братья-близнецы ВАЗ-2101: Tofas, Seat, Premier и другие авто, история, ссср, факты

Немного деталей. Испанский двойник Seat 124 выпускался с 1968 по 1980 год, пережив в 1975-м фэйслифт от самого маэстро Джуджаро. Гамма двигателей была аналогична «фиатовской» – от простенького моторчика объемом 1,2 л (60 л.с.) до двухлитрового мотора Twincam с двумя распредвалами мощностью 115 л.с.

Братья-близнецы ВАЗ-2101: Tofas, Seat, Premier и другие авто, история, ссср, факты

На фото: Seat 124

Братья-близнецы ВАЗ-2101: Tofas, Seat, Premier и другие авто, история, ссср, факты

урецкая «копейка» под названием Tofaş Murat 124 «стартовала» практически одновременно с советскими Жигулями – в 1971 году и выпускалась до 1977-го. С 1984 года в Бурсе производили несколько видоизменённую версию под названием Serçe ("Воробей"). Суммарно с 1971 по 1995 год в Турции было произведено почти 135 000 автомобилей, и до сих пор их можно встретить на улицах турецких городов, в том числе и курортных.

На фото: Tofaş Murat

Братья-близнецы ВАЗ-2101: Tofas, Seat, Premier и другие авто, история, ссср, факты

Братья-близнецы ВАЗ-2101: Tofas, Seat, Premier и другие авто, история, ссср, факты

Выпуск индийского варианта под названием Premier 118NE был начат в 1985 году. В свою очередь, индийский автомобиль за основу использовал не оригинальный Fiat, а его "фейслифтинг" от испанского Seat. Автомобиль оснащался двигателем Nissan A12 объемом 1,2 л и мощностью 52 л.с., а в 1996-м линейка моторов была расширена 1,3-литровым лицензионным итальянским дизелем от Fratelli Negri Machine Sud. Производство "индийской копейки" прекратили относительно недавно – в 2001 году.

На фото: Premier 118NE

Братья-близнецы ВАЗ-2101: Tofas, Seat, Premier и другие авто, история, ссср, факты

У поляков же была «собственная гордость» под названием Polski Fiat 125P. На заводе FSO с 1967 по 1991 год производился лицензионный Fiat 125p, представлявший собой "микс" итальянской модели 125 с двигателем и агрегатами от более устаревшего Fiat 1300/1500. Главное отличие от остальных автомобилей семейства 124 – рессорная задняя подвеска. Интересно, что после истечения срока лицензионного соглашения в 1983 году Polski Fiat перестал называться Фиатом, а стал носить название FSO 125p.

На фото: Polski Fiat 125P

Братья-близнецы ВАЗ-2101: Tofas, Seat, Premier и другие авто, история, ссср, факты

Братья-близнецы ВАЗ-2101: Tofas, Seat, Premier и другие авто, история, ссср, факты

Итоговая арифметика

В самой Италии было выпущено примерно 1,5 миллиона автомобилей семейства 124, а вот общий тираж "собратьев" в разных уголках мира перевалил за 21 000 000 экземпляров! Таким образом, Fiat 124 в различных вариациях стал одним из наиболее массовых автомобилей за всю историю автомобиля, побив даже достижение Ford T. Причем львиная доля в данном результате – именно автомобили с ладьей на решетке. Не случайно в России до сих пор "классика" даёт более 10% численности от всего парка, хотя "чистую" "копейку" прекратили выпускать еще в 1983 году, её "отпрыска" тринадцатой модели сняли с производства в 1987 году, а заднеприводные Жигули как таковые продержались на конвейере вплоть до 2012 года.

Источник

Из комментариев:

-Ну и зря прекратили производство !!! Это было даже очень прибыльно, в отличии от прибыльности новомодных моделей ! Особенно это касается "четверки" !!!Нет ей сейчас замены в сегменте малого коммерческого и дачного авто !!!
Конечно Ларгус конечно имеет больший объем багажника, но на крыше старую дверь и бревно для дачи не отвезешь !!!И если восстановить производство "четверки" то ее будут покупать!
И я куплю вместо Приоры, где на крыше можно возить только лыжы !!!
 
-Польский Фиат 125 мне чуть не впарили в середине 90-х, на заре моей автомобильной карьеры ))) Господь отвёл, ибо тогда попал бы, запчасти от классики ему отчаянно не подходили.

Проект «Река», или Как ВАЗ решили научить плавать вездеход

Советская, а затем отечественная автомобильная отрасль всегда тесно сотрудничала с оборонной промышленностью, поставляя ей машины самого разного типа. Вот только легендарный ВАЗ эта практика долгое время не касалась. И чтобы исправить положение, автомобильные умы Тольятти решили придумать такую машину, которая бы точно заинтересовала командование. Результатом этих изысканий и стал проект «Река», в рамках которого разрабатывался настоящий вездеход-амфибия.

Машина, которая по воде рассекает также лихо, как по земле. /Фото: livejournal.com

Машина, которая по воде рассекает также лихо, как по земле.

/Фото: livejournal.com

Когда Министерству обороны СССР потребовался легкий водоплавающий вездеход в 1971 году, эту непростую задачу было решено поручить сразу двум автогигантам - УАЗу и ВАЗу. Первый в конечном итоге разработал прототип УАЗ-3907 «Ягуар». А вот второй развернул масштабный проект под названием «Река», с индексом 2122.

Интересный факт: на гражданском предприятии эта разработка, как и большинство оборонных, велась под грифом «секретно», а в документах проходила как «транспорт для рыбаков и охотников». Кроме того, художник Юрий Денисов, разрабатывая внешний вид вездеход-амфибии, сделал ее максимально неотличимой от обычного автомобиля.

По виду и не скажешь, что амфибия. /Фото: rulit.me

По виду и не скажешь, что амфибия. /Фото: rulit.me

К 1976 году был собран первый опытный образец, который на самом деле абсолютно не был похож на плавающий вездеход. Своего собственного имени автомобиль не получил - ему был присвоен лишь индекс ВАЗ-2122. Машина была оснащена всем необходимым для безопасного и успешного преодоления водных преград.

Так, например, автомобиль имел гребные шины и герметичный корпус-лодку, а также насос для откачки воду за борт. А в левом переднем крыле расположилось сливное окошко, в днище тоже был люк-кингстон.

Машина легко избавлялась от попавшей в нее воды. /Фото: pikabu.ru

Машина легко избавлялась от попавшей в нее воды. /Фото: pikabu.ru

После удачных испытаний было решено разрабатывать амфибии второй, а затем и третьей серии. И, казалось, что необычный автомобиль вот-вот пополнит ряды автопарка советской армии. Однако на пути неожиданно встало сразу несколько препятствий. Так, стало понятно, что стандартный способ сборки автомобилей на ВАЗ не подходит для вездеход с индексом 2122. Дело в том, что конвейере мотор и трансмиссия устанавливаются снизу кузова, а, учитывая особенности конструкции машины, которая должна быть герметичной, это, по сути, не представлялось возможным.

Кроме того, тот же мотор при отсутствии должной циркуляции воздуха и необходимости «крутить» тяжелые гребные колеса сильно перегревался. Разработчики пытались исправить этот серьезный недостаток, однако в необходимой степени им это так и не удалось.

Машина оказалась полна серьезных проблем.  /Фото: topwar.ru

Машина оказалась полна серьезных проблем. /Фото: topwar.ru

Справедливости ради, стоит отметить, что третья серия ВАЗ-2122 все же претерпела серьезную модернизацию и даже могла выйти в производство. Однако этого так и не произошло. Причиной стало банальное отсутствие денег. Министерство обороны соглашались только выкупать готовые модели, без финансирования самого процесса сборки. Поэтому от проекта они отказались.

А вот на ВАЗ сдаваться не хотели. Было разраработано еще две серии вездеходов-амфибий, в том числе ориентированные на гражданский рынок. Однако, к сожалению, все эти попытки оказались бессмысленными: не только сама машина осталась не у дел, но и наработки по ней больше нигде не использовались, а подобные проекты так и не были реализованы.

Одна из последних моделей вехдехода-амфибии. /Фото: topast.ru

Одна из последних моделей вехдехода-амфибии. /Фото: topast.ru

Источник

Популярное в

))}
Loading...
наверх