АВТОМОБИЛИСТЫ

17 833 подписчика

Братья-близнецы ВАЗ-2101: Tofas, Seat, Premier и другие

Когда наши соотечественники лет двадцать назад впервые попали на турецкие курорты, они были ошарашены количеством таких милых сердцу и глазу "копеек". И только самые внимательные из них замечали и понимали, что это далеко не советские "Жигули". Но и не совсем Fiat…

Братья-близнецы ВАЗ-2101: Tofas, Seat, Premier и другие авто, история, ссср, факты

То, что модернизированный Fiat 124 стал советским ВАЗ-2101, известно практически каждому гражданину бывшего СССР. Действительно, история русификации итальянского автомобиля получилась интересной.

При этом в самой Италии брат-близнец с кузовом седан и универсал выпускался лишь до 1974 года.

Неизвестно, случайно совпало или нет, но именно в 1974 году в Тольятти на конвейер встала модификация ВАЗ-21011, в некоторых деталях удивительно напоминавшая позднюю версию Fiat 124 Speciale, которую как раз в этот период и прекратили производить на самом Фиате.

Наследники семейства 124 выпускались в Мирафьори вплоть до начала восьмидесятых – правда, это были не банальные седаны и "сараи", а версии купе и спайдер. Да-да, в отличие от остальных стран, в Италии под индексом 124 можно было встретить и куда более эффектные автомобили, чем наши Жигули. Чего только стоит открытая версия Fiat 124 Cabriolet C4 1966 года от дизайн-ателье Carrozzeria Touring! Увы, в серию этот кабриолет не пошел, с самого начала оставшись в единственном экземпляре.

На фото: Fiat 124 Cabriolet C4, Fiat 124 Sport Сoupe

Братья-близнецы ВАЗ-2101: Tofas, Seat, Premier и другие авто, история, ссср, факты

Братья-близнецы ВАЗ-2101: Tofas, Seat, Premier и другие авто, история, ссср, факты

Братья-близнецы ВАЗ-2101: Tofas, Seat, Premier и другие авто, история, ссср, факты

Братья-близнецы ВАЗ-2101: Tofas, Seat, Premier и другие авто, история, ссср, факты

Интересная деталь, связанная с культовой моделью Fiat: изначально над проектом 124 трудился заместитель Данте Джакозы Оскар Монтабоне, а двигатель был создан бывшим инженером Ferrari Аурелио Лампреди. Однако директор департамента испытаний Адольфо Мессори без ведома руководства самостоятельно создал "свой" вариант модели 124. В итоге серийный Fiat 124 сочетал в себе конструкцию и дизайн Мессори с двигателем от Лампреди.

На фото: Fiat 124

Братья-близнецы ВАЗ-2101: Tofas, Seat, Premier и другие авто, история, ссср, факты

Братья-близнецы ВАЗ-2101: Tofas, Seat, Premier и другие авто, история, ссср, факты

Братья-близнецы ВАЗ-2101: Tofas, Seat, Premier и другие авто, история, ссср, факты

Братья-близнецы ВАЗ-2101: Tofas, Seat, Premier и другие авто, история, ссср, факты

Братья-близнецы ВАЗ-2101: Tofas, Seat, Premier и другие авто, история, ссср, факты

Братья-близнецы ВАЗ-2101: Tofas, Seat, Premier и другие авто, история, ссср, факты

Братья-близнецы ВАЗ-2101: Tofas, Seat, Premier и другие авто, история, ссср, факты

Братья-близнецы ВАЗ-2101: Tofas, Seat, Premier и другие авто, история, ссср, факты

Братья-близнецы ВАЗ-2101: Tofas, Seat, Premier и другие авто, история, ссср, факты

Требования советской стороны, выдвинутые в процессе работы над будущим ВАЗ-2101, повлияли в дальнейшем и на сам Fiat 124. Ведь кроме базовой версии Sedan (в Италии – Berlina) со временем появилась и "улучшенная" модификация Speciale, которая стала прототипом для советской "трешки".

На фото: Fiat 124 Speciale

Братья-близнецы ВАЗ-2101: Tofas, Seat, Premier и другие авто, история, ссср, факты

Братья-близнецы ВАЗ-2101: Tofas, Seat, Premier и другие авто, история, ссср, факты

Братья-близнецы ВАЗ-2101: Tofas, Seat, Premier и другие авто, история, ссср, факты

Интересно, что в первой половине семидесятых годов итальянский оригинал и советская лицензия даже некоторое время прямо конкурировали на европейском рынке! При этом куда более выносливая и доступная по цене Lada 1200 казалась потенциальным покупателям из Европы (особенно Восточной) более выгодным вариантом, чем сам Fiat! Впрочем, уже к 1974 году итальянский производитель утратил интерес к стремительно стареющей модели и переключился на выпуск более современного Fiat 131.

На фото: Lada 1200

Братья-близнецы ВАЗ-2101: Tofas, Seat, Premier и другие авто, история, ссср, факты

Но не «копейкой» единой: в разных уголках мира несколько перелицованный "исходник" продавался под самыми разными марками вплоть до третьего тысячелетия. Ведь итальянская компания довольно охотно торговала лицензией на производство весьма удачной и достаточно практичной "сто двадцать четверки". Практически в оригинальном виде автомобиль выпускали в Испании (Seat 124), Турции (Tofaş Murat/Serçe 124), Индии (Premier 118NE) и даже... Южной Корее (Fiat-KIA 124)!

На фото: Seat 124, Tofaş Murat 124, Premier 118NE

Братья-близнецы ВАЗ-2101: Tofas, Seat, Premier и другие авто, история, ссср, факты

Братья-близнецы ВАЗ-2101: Tofas, Seat, Premier и другие авто, история, ссср, факты

Братья-близнецы ВАЗ-2101: Tofas, Seat, Premier и другие авто, история, ссср, факты

Но это еще не все: "отверточная сборка" модели 124 была налажена в Болгарии, Югославии и Польше. Поляки, к слову, не остановились на SKD-производстве, но и наладили полноценное производство автомобиля под названием Polski Fiat 125Р – правда, не на базе модели 124, а использовав для этого платформу Fiat 125.

На фото: Polski Fiat 125P

Братья-близнецы ВАЗ-2101: Tofas, Seat, Premier и другие авто, история, ссср, факты

Ключевое отличие между советским ВАЗ-2101 и остальными вариациями – техника. Если наш автомобиль заметно отличался от исходника, то в остальных странах доработки были не такими уж глубокими и часто вообще ограничивались «косметикой». Оно и понятно: для того, чтобы внести качественные правки в оригинал, требовались колоссальные затраты сил, денег и времени. То, что могла себе позволить огромная Страна Советов, остальным было не по силам. Да и не было острой необходимости в доработке Фиата с учетом реалий остальных рынков. Ведь дороги и горюче-смазочные материалы в Испании или Польше были ненамного хуже итальянских, в то время как в СССР в те времена все (включая климат) было по-другому.

На фото: Lada 1200

Братья-близнецы ВАЗ-2101: Tofas, Seat, Premier и другие авто, история, ссср, факты

Немного деталей. Испанский двойник Seat 124 выпускался с 1968 по 1980 год, пережив в 1975-м фэйслифт от самого маэстро Джуджаро. Гамма двигателей была аналогична «фиатовской» – от простенького моторчика объемом 1,2 л (60 л.с.) до двухлитрового мотора Twincam с двумя распредвалами мощностью 115 л.с.

Братья-близнецы ВАЗ-2101: Tofas, Seat, Premier и другие авто, история, ссср, факты

На фото: Seat 124

Братья-близнецы ВАЗ-2101: Tofas, Seat, Premier и другие авто, история, ссср, факты

урецкая «копейка» под названием Tofaş Murat 124 «стартовала» практически одновременно с советскими Жигулями – в 1971 году и выпускалась до 1977-го. С 1984 года в Бурсе производили несколько видоизменённую версию под названием Serçe ("Воробей"). Суммарно с 1971 по 1995 год в Турции было произведено почти 135 000 автомобилей, и до сих пор их можно встретить на улицах турецких городов, в том числе и курортных.

На фото: Tofaş Murat

Братья-близнецы ВАЗ-2101: Tofas, Seat, Premier и другие авто, история, ссср, факты

Братья-близнецы ВАЗ-2101: Tofas, Seat, Premier и другие авто, история, ссср, факты

Выпуск индийского варианта под названием Premier 118NE был начат в 1985 году. В свою очередь, индийский автомобиль за основу использовал не оригинальный Fiat, а его "фейслифтинг" от испанского Seat. Автомобиль оснащался двигателем Nissan A12 объемом 1,2 л и мощностью 52 л.с., а в 1996-м линейка моторов была расширена 1,3-литровым лицензионным итальянским дизелем от Fratelli Negri Machine Sud. Производство "индийской копейки" прекратили относительно недавно – в 2001 году.

На фото: Premier 118NE

Братья-близнецы ВАЗ-2101: Tofas, Seat, Premier и другие авто, история, ссср, факты

У поляков же была «собственная гордость» под названием Polski Fiat 125P. На заводе FSO с 1967 по 1991 год производился лицензионный Fiat 125p, представлявший собой "микс" итальянской модели 125 с двигателем и агрегатами от более устаревшего Fiat 1300/1500. Главное отличие от остальных автомобилей семейства 124 – рессорная задняя подвеска. Интересно, что после истечения срока лицензионного соглашения в 1983 году Polski Fiat перестал называться Фиатом, а стал носить название FSO 125p.

На фото: Polski Fiat 125P

Братья-близнецы ВАЗ-2101: Tofas, Seat, Premier и другие авто, история, ссср, факты

Братья-близнецы ВАЗ-2101: Tofas, Seat, Premier и другие авто, история, ссср, факты

Итоговая арифметика

В самой Италии было выпущено примерно 1,5 миллиона автомобилей семейства 124, а вот общий тираж "собратьев" в разных уголках мира перевалил за 21 000 000 экземпляров! Таким образом, Fiat 124 в различных вариациях стал одним из наиболее массовых автомобилей за всю историю автомобиля, побив даже достижение Ford T. Причем львиная доля в данном результате – именно автомобили с ладьей на решетке. Не случайно в России до сих пор "классика" даёт более 10% численности от всего парка, хотя "чистую" "копейку" прекратили выпускать еще в 1983 году, её "отпрыска" тринадцатой модели сняли с производства в 1987 году, а заднеприводные Жигули как таковые продержались на конвейере вплоть до 2012 года.

Источник

Из комментариев:

-Ну и зря прекратили производство !!! Это было даже очень прибыльно, в отличии от прибыльности новомодных моделей ! Особенно это касается "четверки" !!!Нет ей сейчас замены в сегменте малого коммерческого и дачного авто !!!
Конечно Ларгус конечно имеет больший объем багажника, но на крыше старую дверь и бревно для дачи не отвезешь !!!И если восстановить производство "четверки" то ее будут покупать!
И я куплю вместо Приоры, где на крыше можно возить только лыжы !!!
 
-Польский Фиат 125 мне чуть не впарили в середине 90-х, на заре моей автомобильной карьеры ))) Господь отвёл, ибо тогда попал бы, запчасти от классики ему отчаянно не подходили.

Для чего советские солдаты ездили на танках и БТР сидя на броне

Солдаты всегда были горазды на выдумки и смекалку, которые помогали не только легче перенести все тяготы боевых действий, но и даже спасти жизнь, свою и боевых товарищей. И хотя порой решения такого рода внешне представляются довольно странными, они действительно эффективны. Именно по этой причине советские солдаты ездят сидя на бронемашинах сверху - не хвастовства ради, а в силу жизненной необходимости.

Сверху на БТР солдаты ездят не просто так. /Фото: topast.ru

Сверху на БТР солдаты ездят не просто так. /Фото: topast.ru

Впервые советские солдаты ездили «на броне» еще в начале 1940-х годов.

На фотографиях периода Великой отечественной запечатлены знаменитые танки Т-34, на которых густо сидят краснорамейцы. Тогда БТР еще не было, а когда требовалось наступать в условиях бездорожья, именно танки легче всего удавалось перебрасывать пехоту на передовую. Конечно, это было весьма рискованно, ведь боец, сидящий на броне, мог быть сбит вражеской пулей, однако других вариантов тогда не было.

Красноармейцы на Т-34 во время Великой отечественной войны.  /Фото: pinterest.com

Красноармейцы на Т-34 во время Великой отечественной войны. /Фото: pinterest.com

Уже после окончания войны Советский ВПК начал разработку и производство первых бронемашин, которые поступили на вооружение к началу следующего десятилетия. Вот только первые же полевые испытания выявили некоторые недостатки в их конструкции.

Правда, от продолжения эксплуатации БТРов командование не отказалось. Поэтому все проблемы как нельзя ярко проявились во время войны в Афганистане. Так, стало ясно, что высокая пожароопасность двигателя и недостаточная толщина брони становилась причиной жертв среди советских солдат, особенно при попадании в бронемашину фугаса. Именно поэтому бойцы предпочитали ездить на броне - так была вероятность слететь в кювет, а не сгореть внутри машины.

Вывод советских войск из Афганистана, 1989 год. /Фото: svoboda.org

Вывод советских войск из Афганистана, 1989 год. /Фото: svoboda.org

Эта же тенденция продолжилась уже в российской армии во время боевых действий в Чечне. Тогда же особенно проявилась еще одна причина, почему солдаты ездили на бронемашинах. Дело в том, что война на неподконтрольной территории усложняла поставки боеприпасов, в которых постоянно нуждались бойцы, поэтому приходилось их возить с собой. Именно потому личный состав и ездил сидя на БТР - большая часть пространства внутри машины была попросту занята оружием и патронами к нему.

Солдаты на БТР в Грозном.  /Фото: pikabu.ru

Солдаты на БТР в Грозном. /Фото: pikabu.ru

Источник

Уникальный грузовик СССР, который существенно опередил своё время, МАЗ 2000

В годы СССР инженерная мысль была настолько развита, что от ее идей создавались такие невероятные машины, что удивляли не только нашу страну, но и Европу. Причём эксперименты велись во всех областях, будь это мотоциклы, трактора или автобусы. Не прошли мимо и грузовики, в 1988 году на Минском автомобильном заводе разработали уникальный грузовик, которому дали название МАЗ 2000 Перестройка. Внешний вид машины существенно отличался от имеющихся тогда в серийном производстве в стране.

Его официально представили на Парижском автосалоне, где ему вручили золотую медаль.

Колесная формула грузовика была 6х2. На него поставили дизельный двигатель от производителя MAN, он был шестицилиндровым, а мощность его составляла 290 л.с. Трансмиссия состояла из двенадцати скоростей, она была механическая. Переключение передач осуществлялось при помощи джойстика, что в те годы было просто космическим достижением. Масса грузовика 12 тонн, высота четыре метра, длина пятнадцать метров и ширина машины два с половиной метра.

Аэродинамика кабины грузовика была на высоте, благодаря этому удалось добиться существенного снижению потребления топлива и динамических показателей. К сожалению в серийное производство грузовик не пошёл, ему просто не нашли применение. Так часто случалось в то время, что перспективным разработкам закрывали путь к жизни и они оставались в единичных экземплярах. Если Вам известна еще какая-то информация про грузовик МАЗ 2000 Перестройка, поделитесь ей в комментариях под статьёй.

источник

Картина дня

))}
Loading...
наверх