АВТОМОБИЛИСТЫ

17 800 подписчиков

Свежие комментарии

  • александр Жихаренко
    одна незадача.атомные подлодки из-за своих размеров не могут пройти эту базу насквозь.(даже самые первые)Секретное метро д...
  • ира
    в любом случае у него явно проблемы со здоровьемИстория одного бо...
  • юрий иванов
    Ваще-то выжим сцепления был на всех Юпитерах, но этот - самый говённый из всех... знаю все моделиНа этот Советский...

Не прошедшие испытания советские экспериментальные вездеходы ЗИЛ, КрАЗ и НАМИ

Если гражданскую советскую автомобильную промышленность можно считать достаточно консервативной, то в деле строительства армейских вездеходов СССР был, можно сказать, на острие прогресса. В разные годы конструкторы испытывали не имевшие мировых аналогов машины с тремя и четырьмя ведущими мостами, пневмокатками и пневматическими гусеницами, автоматическими коробками передач, газовыми турбинами и авиационными турбореактивными моторами.

В условиях «железного занавеса» заводские СКБ часто работали вслепую, используя научно-популярные журналы да блеклые фотографии заграничных новинок. Когда же с этих разработок был снят гриф секретности, стала вырисовываться реальная картина изнурительно трудного и подчас самодеятельного интуитивно-научного поиска технических решений, неумелого копирования и опрометчивой реализации ошибочных идей.

Главным продуктом той сумасшедшей деятельности, на которую уходили десятилетия отчаянного труда и тратились гигантские народные деньги, были машины-неудачники, оставшиеся забавными игрушками своих создателей и бесполезным балластом с точки зрения обороны страны.

Не прошедшие испытания советские экспериментальные вездеходы ЗИЛ, КрАЗ и НАМИ НАМИ, вездеход, зил, испытания, краз

Заднемоторный автомобиль на шасси прототипа ЗИС-157. 1956 год. Его революционная суть заключалась в переносе двигателя из моторного отсека на заднюю часть рамы, чтобы снизить нагрузку на передние управляемые колеса.

Как часто бывает, первый блин вышел комом: автомобиль задирал «нос», толкая перед собой кучу снега, потерял управляемость и вообще не смог двигаться по снежной целине.

Не прошедшие испытания советские экспериментальные вездеходы ЗИЛ, КрАЗ и НАМИ НАМИ, вездеход, зил, испытания, краз

Легкий экспериментальный вездеход ЗИС-Э134 Макет № 3. 1956 год. Летом 1956-го появилась простенькая одноместная тележка ЗИС-134Э3 (она же — Макет № 3) с клиновидным корпусом и тремя ведущими мостами с единой колеей. Эта схема с равномерным расположением мостов по длине автомобиля на долгое время стала главным концептуальным направлением развития всех последующих опытных машин Грачева. Ее испытания принесли неоднозначные результаты, предоставив своим создателям полную свободу действий и фантазий.

Не прошедшие испытания советские экспериментальные вездеходы ЗИЛ, КрАЗ и НАМИ НАМИ, вездеход, зил, испытания, краз

Испытания заднемоторной тележки на полигоне НИИАП в Бронницах.

Не прошедшие испытания советские экспериментальные вездеходы ЗИЛ, КрАЗ и НАМИ НАМИ, вездеход, зил, испытания, краз

Опытный грузовик ЗИЛ-157Р с равнорасположенными мостами, 1957 год. На следующий год на шасси грузовика ЗИЛ-157 по схеме с равноудаленными мостами был построен опытный вездеход ЗИЛ-157Р с передними и задними управляемыми колесами. На нем стояли 104-сильный двигатель, система подкачки шин и гидроусилитель рулевого механизма, а широкопрофильные или арочные шины позволяли автомобилю преодолевать рвы шириной 2,5 м.

Не прошедшие испытания советские экспериментальные вездеходы ЗИЛ, КрАЗ и НАМИ НАМИ, вездеход, зил, испытания, краз

Бортовой 2,5-тонный автомобиль ЗИЛ-157Р на шести арочных шинах.

Не прошедшие испытания советские экспериментальные вездеходы ЗИЛ, КрАЗ и НАМИ НАМИ, вездеход, зил, испытания, краз

Экспериментальный плавающий вездеход ЗИЛ-136, 1957 год (из архива 21 НИИЦ). В тех же испытаниях принял участие сходный по концепции 140-сильный плавающий снегоболотоход ЗИЛ-136 с несущим корпусом и водометным движителем. На нем впервые для трехосных машин ЗИЛ был применен упрощенный вариант бортовой трансмиссии с боковым расположением ведущих конических передач и карданных валов. В задней части машины помещались 140-сильный бензиновый мотор и коробка передач от легкового автомобиля ЗИС-110. Вездеход снабжался системой изменения давления в шинах и гидроусилителем рулевого механизма, эластичными 20-дюймовыми или арочными шинами, но какая-либо подвеска на нем отсутствовала. На испытаниях он показал удовлетворительную проходимость, но имел плохую управляемость.

Не прошедшие испытания советские экспериментальные вездеходы ЗИЛ, КрАЗ и НАМИ НАМИ, вездеход, зил, испытания, краз

Машина ЗИЛ-136 с несущим безрамным корпусом и арочными шинами.

Не прошедшие испытания советские экспериментальные вездеходы ЗИЛ, КрАЗ и НАМИ НАМИ, вездеход, зил, испытания, краз

В 1957 году был построен также экспериментальный образец трехосной бронемашины БТР-Э152В, конструктивно сходной с двумя предыдущими образцами. Ее оборудовали передними и средними управляемыми колесами, пневматическим усилителем рулевого механизма от грузовика ЯАЗ-214 и гидроамортизаторами на всех мостах. Машина могла передвигаться передним или задним ходом с одним или двумя поврежденными колесами среднего моста. У второго образца с гидроусилителем рулевого механизма управляемыми были колеса переднего и заднего мостов с расширенными сверхмягкими шинами.

Не прошедшие испытания советские экспериментальные вездеходы ЗИЛ, КрАЗ и НАМИ НАМИ, вездеход, зил, испытания, краз

Зимой 1960 года был собран опытный образец 2,5-тонного капотного грузовика ЗИЛ-132 с кабиной, передней облицовкой и кузовом от ЗИЛ-131. На нем впервые для трехосок установили бензиновый двигатель ЗИЛ-375 V8 мощностью 180 л. с., который потом широко применялся на военной автотехнике. В процессе испытаний на машине монтировали различные виды шин, а в марте 1961-го механическую коробку передач заменили гидромеханической автоматической. Внешне этот вариант отличался установленным на грузовой платформе фургоном для аппаратуры и размещения испытателей. Увы, в сентябре 1962 года при пожаре автомобиль был уничтожен.

Не прошедшие испытания советские экспериментальные вездеходы ЗИЛ, КрАЗ и НАМИ НАМИ, вездеход, зил, испытания, краз

Вариант трехосного автомобиля-вездехода ЗИЛ-132 на арочных шинах

Не прошедшие испытания советские экспериментальные вездеходы ЗИЛ, КрАЗ и НАМИ НАМИ, вездеход, зил, испытания, краз

ЗИЛ-132 с автоматической коробкой и 24-дюймовыми шинами. 1961 год

Не прошедшие испытания советские экспериментальные вездеходы ЗИЛ, КрАЗ и НАМИ НАМИ, вездеход, зил, испытания, краз

Вспомнили о семействе ЗИЛ-132 только в середине 1960-х, когда СКБ получило заказ на партию плавающих поисково-эвакуационных установок ПЭУ для поиска и доставки возвращаемых космических аппаратов. Тогда на агрегатах первой машины ПЭУ-1 была построена военная амфибия ЗИЛ-132П, которую предполагалось противопоставить плавающим грузовикам Уральского автозавода. Ее новинками являлись торсионная подвеска крайних колес, водоизмещающий корпус на сварной раме, стеклопластиковая кабина и бортовой кузов из алюминиевого сплава

Не прошедшие испытания советские экспериментальные вездеходы ЗИЛ, КрАЗ и НАМИ НАМИ, вездеход, зил, испытания, краз

Вид сзади на водоизмещающий корпус и алюминиевый кузов

Не прошедшие испытания советские экспериментальные вездеходы ЗИЛ, КрАЗ и НАМИ НАМИ, вездеход, зил, испытания, краз

Непривычный вид амфибии ЗИЛ-132П со снятым тентом (из архива автора) На суше машина достигала 75 км/ч, на плаву при помощи водомета — 5–7 км/ч. Для облегчения выхода из воды на берег в ее кузове впервые смонтировали авиационный турбореактивный двигатель ВК-1А, создававший дополнительную тяговую силу.

Не прошедшие испытания советские экспериментальные вездеходы ЗИЛ, КрАЗ и НАМИ НАМИ, вездеход, зил, испытания, краз

Испытания 180-сильного автомобиля-амфибии ЗИЛ-132П на Москве-реке

Не прошедшие испытания советские экспериментальные вездеходы ЗИЛ, КрАЗ и НАМИ НАМИ, вездеход, зил, испытания, краз

Первое применение вспомогательного газотурбинного силового агрегата

Не прошедшие испытания советские экспериментальные вездеходы ЗИЛ, КрАЗ и НАМИ НАМИ, вездеход, зил, испытания, краз

По этой же схеме в 1974 году собрали сухопутный бескапотный пятитонный грузовик ЗИЛ-132Р, задуманный как многоцелевой армейский автомобиль высокой проходимости и маневренности, способный впоследствии заменить серийный ЗИЛ-131. Его новыми узлами стали форсированный до 165 л. с. двигатель от автомобиля ЗИЛ-130, алюминиевая рама, вентилируемые дисковые тормоза, полноценная независимая рычажно-торсионная подвеска всех колес и гидравлическое следящее устройство для синхронного поворота задних колес. На испытаниях он развивал скорость 68 км/ч и преодолевал броды глубиной 1,3 м.

Не прошедшие испытания советские экспериментальные вездеходы ЗИЛ, КрАЗ и НАМИ НАМИ, вездеход, зил, испытания, краз

Разворот автомобиля ЗИЛ-132Р с крайними управляемыми колесами

Не прошедшие испытания советские экспериментальные вездеходы ЗИЛ, КрАЗ и НАМИ НАМИ, вездеход, зил, испытания, краз

Испытания бортового грузовика ЗИЛ-132Р на пересеченной местности. Несмотря на достаточную мощность, по эксплуатационным качествам грузовик почти не отличался от ЗИЛ-131 и был условно одобрен военными с условием внесения серьезных доработок, что повлекло бы за собой существенную переделку всей конструкции.

Не прошедшие испытания советские экспериментальные вездеходы ЗИЛ, КрАЗ и НАМИ НАМИ, вездеход, зил, испытания, краз

В конце 1975 года этот автомобиль появился в облике сельскохозяйственного грузовика ЗИЛ-132РС с мотором ЗИЛ-375 мощностью 180 л. с., который через год переделали в седельный тягач ЗИЛ-132РВ для работы в составе автопоездов полной массой 19 т. Он прошел испытания в 21 НИИИ, где буксировал активный полуприцеп ЗИЛ-137Б без привода колес, оснащенный макетным оборудованием транспортных машин ракетных комплексов. Несмотря на улучшенные показатели по сравнению с активным автопоездом ЗИЛ-137, дальнейшие работы по военному применению машин 132-й серии были прекращены.

Не прошедшие испытания советские экспериментальные вездеходы ЗИЛ, КрАЗ и НАМИ НАМИ, вездеход, зил, испытания, краз
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх