7 идей, которые изменили автопром

В этой подборке изобретений найдутся и эпохальные, и не слишком значительные, и почти забытые, и актуальные по сей день.

Факт, однако, что ни один узел конструкции, ни один элемент внешности автомобиля не был обойден вниманием тех, кто стремится сделать автомобиль удобнее, безопаснее, надежнее. Смотрите и сравнивайте!

1. Крыша-самокрутка

Кабриолеты марки Plymouth — одного из брендов корпорации Chrysler в 1939 году впервые оснастили сервоприводом для складывания и закрывания мягкой крыши. Изобретение не назовешь эпохальным, однако приверженцы открытых кузовов не пожалели долларов за избавление от возни с тентом.

Тем более, что не для всякой машины хватало одной пары рук: многим требовался помощник. Несмотря на конкуренцию со стороны складных металлических крыш, и мягкие тенты, и механизмы для их складывания применяются до сих пор, хотя доля кабриолетов явно уменьшается.

Тент Plymouth Convertible 1939 года опускали и натягивали нажатием кнопки

Тент Plymouth Convertible 1939 года опускали и натягивали нажатием кнопки

Спустя 70 лет: тент с сервоприводом на кабриолете BMW 1-й серии, модель 2008 года

2. Фары под колпаками

Фары издавна существовали как отдельный элемент экстерьера, а у модели Cord 810 1936 года их не только спрятали в крылья, но впервые закрыли колпаками — для лучшей обтекаемости и ради большей цельности, даже некоторой загадочности облика. Но популярность потайные фары завоевали намного позже — в 1980-е годы, особенно на спортивных моделях. Со временем световые приборы стали более компактными и мощными, они легче вписываются в обтекаемые контуры кузова. К тому же торчащие из капота «домики» могли травмировать пешеходов при наезде. В общем, интерес к скрытым фарам угас так же быстро, как возник.

Спустя 70 лет: тент с сервоприводом на кабриолете BMW 1-й серии, модель 2008 года

Cord 810 на фестивале «Автоэкзотика» в Тушино

Cord 810 на фестивале «Автоэкзотика» в Тушино

Под капотом могли прятать и четыре фары: например, у Lotus Esprit 1993 года

3. Постучали по дереву

Еще одна американская фишка — woody, отделка машины деревом. Несколько десятилетий оно широко использовалось для грузовых и грузопассажирских кузовов. Освоение крупной штамповки из листа сделало очевидным преимущество цельностальных конструкций. Тогда дерево пустили на отделку в стиле кантри, потакая вкусам фермеров и многочисленных обитателей «одноэтажной» Америки. «Деревяшки» закончились двумя моделями Buick 1953-го. На смену пришла дешевая имитация из пленки.

Под капотом могли прятать и четыре фары: например, у Lotus Esprit 1993 года

Довоенный Ford с деревянным кузовом «универсал»

Довоенный Ford с деревянным кузовом «универсал»

Кабриолет Chrysler Town & Country 1949 года только отделан деревом

4. Неубиваемый вояка

Эта машина сто́ит всех остальных изобретений американцев в автомобилестроении: Willys MB, он же Ford GPW. От начала разработки вездехода в 1940-м до запуска в серию прошло около двух лет. Для производства выбрали прототип фирмы Виллис-Оверленд — к слову, он во многом повторял другую конструкцию: Америкен Бэнтам. Но настоящим победителем оказался Форд, сумевший быстро наладить массовый выпуск. За годы Второй мировой войны все названные фирмы изготовили почти 650 тысяч таких автомобилей, из них 52 тысячи получила Советская Армия. Они служили в качестве командирских, а также тягачей для легких противотанковых орудий.

Кабриолет Chrysler Town & Country 1949 года только отделан деревом

Виллисы буксируют 45-мм пушки. Закавказский фронт, сентябрь 1942 года

Виллисы буксируют 45-мм пушки. Закавказский фронт, сентябрь 1942 года

Советский командир наблюдает за движением колонны Виллисов с 45-мм противотанковыми пушками

Советский командир наблюдает за движением колонны Виллисов с 45-мм противотанковыми пушками

Ford GPW популярен среди коллекционеров и реставраторов

5. Не ошибитесь дверью, сэр

Первые кузова типа «стретч-лимузин» или просто «стретч» построила фирма Armbruster еще в 1928 году. Раму удлиняли здоровенной вставкой, диваны располагали, как в обычном авто, поперек салона, причем у каждого — своя пара дверей. Стретчи полюбились музыкантам джазовых биг-бэндов и гостям дорогих отелей. Такие машины из США обслуживали одно из советских учреждений в конце 1980-х. Но всерьез и надолго обосновались в России лимузины, чьи салоны превращены в уютные гостиные с диванами вдоль бортов, баром, телевизором. Как и 90 лет назад, их строят в США специализированные фирмы, используя серийные модели самых разных марок.

Ford GPW популярен среди коллекционеров и реставраторов

Checker Aerobus строили в США с 1962 по 1977 год

Checker Aerobus строили в США с 1962 по 1977 год

Cadillac Escalade пользуется спросом у новобрачных

6. К рекордам — на всех парах

Паровые автомобили нынче почти забыты — а ведь они успешно конкурировали с бензиновыми и электрическими вплоть до 1930-х годов. Ставшая известной фирма Stanley Motor Carriage строила не только пассажирские «паровики», но также грузовики и автобусы, причем добилась как коммерческих, так и спортивных успехов. В 1906 году гоночный болид Stanley Steamer достиг рекордной скорости для автомобилей с любым типом двигателя: 127 миль или 204 километра в час. Рекорд был побит лишь через пять лет, а в качестве высшего достижения для паровых авто продержался до наших дней — во многом из-за падения интереса к данной теме. Наконец, в 2009 году паровой автомобиль английской конструкции развил на авиабазе в США среднюю скорость 225 километров в час.

Cadillac Escalade пользуется спросом у новобрачных

Рекордный заезд болида Stanley Steamer на дистанцию 1 миля (1609 м) в 1903 году

Рекордный заезд болида Stanley Steamer на дистанцию 1 миля (1609 м) в 1903 году

Stanley Steamer тряхнул стариной на встрече олдтаймеров в США, 2009 год

7. Козырная восьмерка

Двигатель типа V8 придумали не в Штатах, но именно американцы довели его до той степени совершенства, при которой такие моторы стали широко востребованными. Важнейший шаг сделали технологи Форда: они выполнили оба ряда цилиндров и верхнюю часть картера в виде единой отливки. Трудоемкость корпусных деталей значительно снизилась, к тому же блоки стали удобны для автоматизированной обработки.

Stanley Steamer тряхнул стариной на встрече олдтаймеров в США, 2009 год

Блок цилиндров двигателя Ford V8

Блок цилиндров двигателя Ford V8

Седан Ford Deluxe с мотором V8 образца 1939 года

Седан Ford Deluxe с мотором V8 образца 1939 года

источник

Самые большие пушки в мировой истории

Артиллерию не зря называют «богом войны». Град снарядов неожиданно наносит мощнейший удар, которого не достичь никакими другими способами. Самолёт с бомбами видно издалека. Сапёр с ящиком взрывчатки может быть остановлен банальным пехотным патрулём. А вот выстрел из пушки быстр, могуч и практически неотвратим.

Разумеется, инженеры всегда будут стараться сделать снаряды как можно более мощными, а пушки — дальнобойными. «В лоб» эти задачи решаются простым увеличением размеров. Более длинный ствол позволяет достичь большой дальности выстрела.

Снаряд большего диаметра (калибра) может содержать больше взрывчатки.

Несмотря на развитие ракетной техники, на вооружении до сих пор стоят артсистемы калибром до 420 мм. Но самые большие пушки всегда были «штучным продуктом» и даже имели собственные имена.

Представляем вам 10 самых больших пушек в мире – устрашающие гиганты военной техники.

10. Гаубица Шнайдера образца 1916 г. (520 мм)

Передвижная артиллерийская система на железнодорожном ходу «Obusier Mle 1916» калибром 520 мм (более известная как «гаубица Шнайдера») была разработана и построена во Франции в разгар Первой мировой войны. Снаряды массой около полутора тонн должны были отправляться на дальность до 15 км.

Несмотря на то, что было построено два экземпляра орудия, в боевых действиях участвовать им почти не довелось. Ствол первой пушки разорвался ещё на испытаниях, а в 1941 г. при попытке обстрела Ленинграда гитлеровскими войсками второе орудие также разрушилось.

9. Карл (600 мм)

В конце 30-х годов XX века Германия активно готовилась к новой войне. Вероятные противники, прекрасно видя к чему идёт дело, озаботились постройкой титанических земляных и бетонных укреплений вдоль своих границ.

Для взлома укрепрайонов немецкий инженерный талант создал самоходные артиллерийские установки со вполне сообразными характеру укреплений средневековыми параметрами снарядов.

В частности, самоходные мортиры «Карл» калибрами 540 мм и 600 мм стреляли на дальность около 4 км снарядами массой по 2 тонны. Всего было построено семь установок на гусеничном шасси. Все они получили собственные имена — имена древних норманнских божеств.

8. Базилика (600 мм)

В середине XV турки, осаждая Константинополь, столкнулись с проблемой. Стены древней крепости были совершенно неприступны для пехоты. Примитивная артиллерия оставляла на камнях незначительные выбоины, а подвести под стены мину не позволял плотный огонь защитников города.

Вдохновившись необходимостью, венгерский инженер Урбан всего за несколько месяцев сконструировал и отлил в бронзе осадное орудие массой 30 тонн. Пушка, названная «Базиликой», имела калибр около 550-600 мм и стреляла каменными ядрами массой 500-600 кг на дальность до 2 км.

Пушка показала свою эффективность, несколькими точными выстрелами проломив вековую стену. К сожалению, образец инженерного гения при дальнейшей стрельбе разрушился. Впрочем, в музее форта Нельсон (Англия) стоит «младшая сестра» Базилики, подаренная турками королеве Виктории.

7. Безумная Грета (660 мм)

Уже в период заката Римской империи, то ли в конце XIV, то ли в середине XV века в Бельгии была построена одна из примечательных пушек. «Dulle Griet» калибром 660 мм имеет массу 16 тонн и вполне достойный пушечный ствол длиной около 5 м.

Да, именно «имеет» — пушка довольно много повоевала, но несмотря на все причуды судьбы, дожила до наших дней. Сегодня это самое крупное из кованых дульнозарядных орудий, сохранившихся в музеях.

6. Ленивая Метта (735 мм)

В начале XV века германский мастер Хеннинг Буссеншутте сконструировал бомбарду массой около 9 тонн. Орудие, получившее прозвище «Ленивая Метта» (Faule Mette), калибром около 750 мм на испытаниях отправило трёхсоткилограммовый каменный снаряд на дальность 2,5 км. Результат весьма достойный для тех времён!

Пушка в разное время стреляла, по историческим источникам, более 10 раз и одним лишь видом наводила священный трепет на противников. Увы, в конце XVII века историческую реликвию пустили на переплавку. История потребовала пушек — пусть калибром поменьше, зато числом побольше.

5. Дора (800 мм)

Подготовка ко Второй мировой войне поставила немецким оружейникам задачу не только разрушать мегалитические укрепрайоны (с чем справлялась мортира «Карл»). Требовалось стрелять очень далеко и довольно точно. Так был создан гигант по имени «Дора» калибром 800 мм.

Пушка на неразборном лафете имела полную массу 1 350 тонн и могла отправлять семитонные снаряды почти на 40 км. Такому колоссу для передвижения требовалась не просто железная дорога — под него особо готовили двупутные участки с 4 рельсами, точно уложенными на упрочнённый балласт.

Два орудия были не только построены, но даже успели повоевать. Впрочем, появление ракет с гораздо большей дальностью стрельбы и мобильностью боевого расчёта отправило «динозавров от артиллерии» в музей исторических диковин.

4. Штайрская бомбарда (820 мм)

В конце XIV века в Австрии, в городе Штайр, в единственном экземпляре была построена «Штайрская бомбарда» («Pumhart von Steyr») калибром около 820 мм. Теоретически, это орудие могло посылать каменные ядра на дистанцию около километра. Однако, нет никаких исторических фактов о его реальном применении.

Этот образец средневековой инженерной мысли примечателен тем, что это одна из первых — и, одновременно, самых больших пушек со стволом композитной конструкции. Тело ствола составлено из продольных железных брусьев. Снаружи железный «тоннель» скрепляется несколькими слоями поперечных кованых стальных обручей.

3. Царь-пушка (890 мм)

Бронзовый колосс массой около сорока тонн задумывался как символический военный образ. Пушка должна была внушать трепет гостям Государства Московского и служить трибуной для обращений царя, придавая его слову особое значение.

Несмотря на это, отлитое в конце XVI орудие было и до сих пор остаётся вполне боеспособным. Правда, из гиганта калибром 890 мм так ни разу и не выстрелили, но в 1591 году в опасении набега крымского хана Газы-Герая Царь-пушку даже выкатили на боевую позицию и полноценно зарядили.

2. Мортира Маллета (914 мм)

В середине XIX века Англия, осаждая со своими союзниками Крым, столкнулась с необходимостью иметь тяжёлые осадные орудия. Проблемой была доставка пушек на поле боя. Действительно, большая пушка представлялась массой более сорока тонн. Роберт Маллет предложил сделать конструкцию разборной. Причём, разбирался не только лафет, но и сам ствол.

Несмотря на бюрократические препоны, Маллетту удалось добиться финансирования своего проекта. Пара мортир Маллета калибром 914 мм была даже построена. Увы, затянувшиеся испытания показали ненадёжность конструкции — а там и Крымская война кончилась.

1. Крошка Давид (914 мм)

К концу Второй мировой войны американцы также озаботились постройкой пушек «побольше да пострашнее». Мортира «Крошка Давид» (Little David) имела такой же калибр, как и мортира Маллетта (914 мм). Снаряд тоже был вполне архаичной конструкции и так же весил около полутора тонн.

Испытания показали архаичность не только концепции, но и результатов стрельбы. Хотя бомба летела почти на 9 км, точность была совершенно неудовлетворительной. Успешное испытание атомной бомбы вовсе поставило крест на идеях напугать противника «тонной взрывчатки откуда-то с неба».

Популярное в

))}
Loading...
наверх