АВТОМОБИЛИСТЫ

17 824 подписчика

Свежие комментарии

  • Юрий Филиппов
    УЛЫБАЕТ И РАДУЕТ позитивный настрой создателей этих авто! Люди лишённые чувства юмора, такое никогда бы не сотворили!...Берегите глаза: П...
  • Дядя Саша Polichek
    Добавлю: несчастная Победа! И кто так над этим изделием поиздевался?Секретная и неизв...
  • Дядя Саша Polichek
    Поулыбался! Это - Вещь!Секретная и неизв...

Переходим эту реку вброд: советские военные комплексы для форсирования рек

Еще в XIV веке в русских войсках имелись простейшие наплавные приспособления для преодолевания мелких водных преград. Их конструкция постоянно совершенствовалась, и к началу Великой Отечественной войны в Красной армии уже служили многочисленные, но практически неизвестные автомобильные комплексы со средствами наведения легких и тяжелых понтонно-мостовых переправ, признанных в своё время лучшими в мире.

В средние века для прохождения мелких речек и озер применяли лодки, плоты и бочки, постепенно преобразившиеся в понтоны, которые по суше перевозили на конных повозках. Незадолго до Великой Отечественной в РККА разработали общую концепцию инженерных средств для форсирования более широких водных преград. Ее основой являлись открытые деревянные или металлические понтоны, которые при соответствующем взаимном соединении образовывали небольшие паромы или наплавные мосты с деревянным настилом для прохождения воинских частей, автомобилей и боевой техники. К тому времени на суше лошадей полностью сменили грузовики, в основном ЗИС-5, доставлявшие понтоны, мостовые конструкции и приспособления для их сборки. Вся эта многоликая и разнообразная «мельница», в которой были задействованы сотни и тысячи солдат-понтонёров, объединялась в понтонные парки.

Переходим эту реку вброд: советские военные комплексы для форсирования рек

Переброска автотехники по деревянному наплавному мосту через Дунай. Март 1945 года

Переходим эту реку вброд: советские военные комплексы для форсирования рек

ЛЕГКИЕ НАПЛАВНЫЕ ПЕРЕПРАВЫ

С 1938 года одним из самых простых наплавных средств инженерных войск РККА было так называемое труднозатопляемое имущество ТЗИ, которое доставляли на обычных полуторках. Его основой являлись плоты для личного состава и лёгких пушек, собранные из мешкообразных поплавков из прорезиненной ткани, набитых сеном, соломой или стружками, а также подкладочные доски, настилы, вёсла, багры и якоря.

Инженерное переправочное имущество ТЗИ на грузовике ГАЗ-ММ

Переходим эту реку вброд: советские военные комплексы для форсирования рек

Паром на четырех поплавках из имущества ТЗИ для лёгкой техники

В том же году на вооружение был принят лёгкий понтонно-мостовой парк МдПА-3 для наведения переправ с полезной нагрузкой 14 тонн. Его составными элементами являлись 30-местные надувные лодки из прорезиненной ткани, которые заполняли воздухом при помощи ножных насосов (мехов), прогоны, настилы, аппарели и забортные агрегаты (моторные гребные винты). Всё это хозяйство перевозили 22 грузовика ЗИС-5.

Переходим эту реку вброд: советские военные комплексы для форсирования рек

Схема транспортной машины переправочно-мостового парка МдПА-3

Переходим эту реку вброд: советские военные комплексы для форсирования рек

Конно-пешеходная переправа парка МдПА-3 на надувных лодках А-3

Наиболее распространенный лёгкий наплавной парк НЛП для наведения паромных и мостовых переправ грузоподъемностью до 16 тонн стал первым советским понтонным парком серийного производства. С 1933 года его разработкой занимался Мордовщиковский судомостовой завод Горьковской области, на вооружение парк приняли в 1935-м.

Переходим эту реку вброд: советские военные комплексы для форсирования рек

Серийный бортовой ЗИС-5 со складной фанерной лодкой понтонного парка НЛП

Переходим эту реку вброд: советские военные комплексы для форсирования рек

Схема основной понтонно-лодочной машины серийного парка НЛП

Переходим эту реку вброд: советские военные комплексы для форсирования рек

ЗИС-5 с лодкой-понтоном, аппарелями и ящиками со сборочными деталями парка НЛП

Главными элементами парка являлись складные пятитонные лодки-понтоны из водоупорной фанеры, снабженные аппарелями, козловыми опорами, вёслами или гребными приспособлениями и способные переправлять стрелковый взвод из 50 человек. В его состав входили 28 лодок и вспомогательное имущество, которые перевозили на 30 автомобилях ЗИС-5.

Переходим эту реку вброд: советские военные комплексы для форсирования рек

Эскиз парома на трёх складных лодках с подъёмной аппарелью

Переходим эту реку вброд: советские военные комплексы для форсирования рек

Прохождение легкого танка Т-26 по наплавному мосту парка НЛП

К началу войны парк НЛП считался одной из лучших лёгких конструкций такого рода и имел более высокие тактико-технические характеристики по сравнению с иностранными системами.

В середине 1930-х на вооружение РККА был принят армейский разборный металлический мост РММ-2. Он не имел никакого отношения к понтонным конструкциям, но его ферменные секции впервые стали перевозить на специальных одноосных полуприцепах с седельными тягачами на базе трехтонки. Судя по историческим фотографиям, для транспортировки элементов этого моста могли использовать также опытные тягачи ЗИС-10.

Переходим эту реку вброд: советские военные комплексы для форсирования рек

Эскиз седельного тягача ЗИС-5 с секцией металлического моста РММ-2

Переходим эту реку вброд: советские военные комплексы для форсирования рек

ЛЕГЕНДАРНЫЙ ПЛАВАЮЩИЙ ПАРК Н2П

В Красной армии самым совершенным, жизнеспособным и распространенным средством форсирования водных преград считался тяжелый парк Н2П образца 1932 года или Н2П-32. Он служил для наведения и обустройства наплавных мостов длиной до 170 метров с максимальной нагрузкой 75 тонн и сборки паромов из нескольких понтонов. Его разработала группа инженеров Военно-инженерной академии под руководством профессора И. Г. Попова, и в том же году парк приняли на вооружение РККА. В 1933-м все работы по понтонной технике были переданы на Мордовщиковский судомостовой завод, расположенный на Оке в поселке Мордовщиково Горьковской области (ныне — Навашинский машиностроительный завод).

На учениях автомобили понтонного парка Н2П-32 на шасси ЗИС-5 (фото С. Фридлянда)

В конструкции этого парка впервые была применена передовая по тем временам концепция использования унифицированных стальных лодок-понтонов (полупонтонов), повышения скорости их автономного перемещения на плаву и увеличения оперативности сборки переправ.

Для хранения, транспортировки, погрузки и выгрузки понтонов служили доработанные грузовики ЗИС-5 со скошенной задней верхней частью кабины и треугольной сварной металлической фермой вместо кузова. На ней при помощи специальных рычажных приспособлений закрепляли открытые понтоны двух типов, располагавшиеся в наклонном положении вверх днищем и носовой частью вперед. В боевой обстановке замки открывали, и понтоны самостоятельно скатывались на воду. После выполнения поставленных задач на ферму понтоны втаскивали лебёдкой с приводом от трансмиссии автомобиля.

Переходим эту реку вброд: советские военные комплексы для форсирования рек

Базовый грузовик парка Н2П-32 на доработанном шасси ЗИС-5 (из архива Н. Маркова)

Переходим эту реку вброд: советские военные комплексы для форсирования рек

Схема машины с носовым полупонтоном тяжелого парка Н2П-32

В парке Н2П-32 использовались плоскодонные цельнометаллические полупонтоны со сварными каркасами из стальных балок и внешней обшивкой из металлических листов толщиной один–полтора миллиметра. В их носовой части находились короткая палуба со спасательным кругом, кран-балка и шпиль с ручным приводом, на дне — решетчатый деревянный настил. Грузоподъемность понтонов составляла шесть с небольшим тонн, собственная масса — 950–1050 кг.

Переходим эту реку вброд: советские военные комплексы для форсирования рек

Эскиз носового полупонтона парка Н2П-32 с укороченной палубой

Переходим эту реку вброд: советские военные комплексы для форсирования рек

Эскиз среднего полупонтона с соединительной фермой на днище

Переходим эту реку вброд: советские военные комплексы для форсирования рек

Носовой полупонтон с командой из семи понтонёров, вооруженных веслами (фото С. Фридлянда)

Базовый вариант трёхтонки или автомобиль «литер А-1» служил для транспортировки носовых (передних) полупонтонов с суженной передней частью так называемой лыжеобразной формы.

Переходим эту реку вброд: советские военные комплексы для форсирования рек

Основная машина «литер А-1» парка Н2П-32 с носовым полупонтоном (из архива J.Vollert)

Вторая версия грузовика или машина «литер А-2» применялась для перевозки средних полупонтонов с расширенным «носом» и металлическими решётчатыми опорно-стыковочными фермами на днище с приспособлениями для соединения с соседними понтонами и поддержания их в горизонтальном положении при длительном хранении.

Переходим эту реку вброд: советские военные комплексы для форсирования рек

Машины «литер А-2» для транспортировки средних понтонов парка Н2П-32

Переходим эту реку вброд: советские военные комплексы для форсирования рек

Понтонный грузовик ЗИС-5 «литер А-2», справа — вариант «литер А-1»

Для повышения оперативности сборки переправ и моторизации понтонов на них в пробном порядке устанавливали забортные агрегаты (гребные винты) или мотор-вёсла, которые доставляли специальные грузовики «литер Д» без кузовов.

Переходим эту реку вброд: советские военные комплексы для форсирования рек

Схема машины «литер Д» с ёмкостями для перевозки моторных гребных винтов

Длинномерные пролетные строения, козловые опоры, щиты и аппарели перевозили на полуприцепах, которые буксировали тягачи с индексами Б, В и Г. При отсутствии в армии специальных седельных тягачей они представляли собой обычные грузовики ЗИС-5 с простыми седельными сцепными устройствами, смонтированными на заднем свесе рамы.

Переходим эту реку вброд: советские военные комплексы для форсирования рек

Тягач на базе ЗИС-5 с полуприцепом для перевозки длинномерных изделий (из архива Н. Маркова)

В штатный комплект парка Н2П-32 входили 16 носовых полупонтонов и 32 средних, а также пролетные конструкции, козловые опоры, въездные аппарели и вспомогательное имущество. В моторизованных понтонно-мостовых батальонах РККА для транспортировки полного комплекта этого парка использовали 85 трёхтонок с особыми военными индексами в зависимости от установленного на них оснащения. Боевой расчёт насчитывал 325 понтонёров, длина такой колонны на марше достигала трёх километров.

Переходим эту реку вброд: советские военные комплексы для форсирования рек

Войсковой наплавной мост, собранный из комплекта тяжелого парка Н2П

В 1934–1937 годах завод успел собрать 25 комплектов парка Н2П-32 с полными наборами понтонов, узлов, изделий и деталей. Их первое применение состоялось в 1939-м во время столкновения на реке Халхин-Гол. К началу Великой Отечественной этот парк считался лучшим в мире и единственным среди участников Второй мировой войны, способным пропускать грузы массой свыше 60 тонн.

Переходим эту реку вброд: советские военные комплексы для форсирования рек

Понтонная машина Н2П-41 «литер А-1» у замка XIII века в Выборге. 1944 год

Серийное производство первого парка развернулось только во второй половине 1941 года с началом сборки модернизированного и наиболее распространенного варианта Н2П-41. От прототипов он отличался прямоугольной формой передней части носовых полупонтонов и несущим каркасом из прокатных швеллеров. С 1943-го на нём стали монтировать автономные забортные гребные агрегаты с 22-сильным мотором, обеспечивавшие скорость движения паромов на плаву до 11 км/ч.

Переходим эту реку вброд: советские военные комплексы для форсирования рек

Понтонный автомобиль «литер А-1» модернизированного парка Н2П-41

На конечном этапе войны применялся вторично модернизированный парк Н2П-45. Его главным отличием от Н2П-32 являлась увеличенная ширина проезжей части паромов и мостов. Новые упрощенные средние полупонтоны прямоугольной формы лишились решётчатых конструкций на днище, палубы и шпиля, зато их полезная нагрузка возросла до восьми тонн.

Переходим эту реку вброд: советские военные комплексы для форсирования рек

Бортовые грузовики ЗИС-5 с понтонами модернизированного парка Н2П-45. 1945 год

В условиях острой нехватки автотранспорта понтоны и вспомогательное оснащение стали перевозить на серийных бортовых грузовиках довоенного и военного образца без лебёдок. В их обязанности входила также буксировка специальных одноосных трёхтонных прицепов с 73-сильными буксирно-моторными катерами БМК-70. В опытном порядке их перевозили в перевернутом вверх дном положении на полугусеничном автомобиле ЗИС-42М.

Переходим эту реку вброд: советские военные комплексы для форсирования рек

Паромная переправа на остров Сааремаа. Слева вверху — катер БМК-70 (из фондов Эстонского исторического музея)

К этой работе были подключены также дизельные гусеничные тракторы «Сталинец», буксировавшие по несколько двухосных прицепов с понтонами и крупным имуществом.

Переходим эту реку вброд: советские военные комплексы для форсирования рек

Челябинский трактор С-65 «Сталинец» с имуществом парка Н2П-41 на трёх прицепах

До середины 1945 года завод изготовил 97 комплектов понтонных парков Н2П разных модификаций.

Переходим эту реку вброд: советские военные комплексы для форсирования рек

ТЯЖЕЛЫЕ ДЕРЕВЯННЫЕ И СТАЛЬНЫЕ

В начальной стадии войны был создан наиболее простой и дешевый деревянный мостовой парк ДМП-41 грузоподъёмностью 50 тонн, являвшийся упрощенной версией модели Н2П-32. В его состав входили практически непотопляемые деревянные лодки-полупонтоны, пролетные строения, опоры и аппарели, которые планировалось собирать из досок, брусьев и бревен недефицитных пород древесины или из фанеры с применением простейших металлоизделий. Часто некоторые элементы изготовляли заново при каждом развертывании парка.

Эскиз непотопляемого парка ДМП-41 с деревянными понтонными лодками

Наибольшее распространение получил второй вариант ДМП-42, который в организованном порядке для собственных нужд собирали войсковые мастерские основных фронтов. Из одного комплекта имущества можно было построить мост длиной 262 метра, а для его перевозки в разных комплектациях использовалось от 88 до 125 трёхтонок.

Переходим эту реку вброд: советские военные комплексы для форсирования рек

Прохождение конного обоза по легкому наплавному мосту парка ДМП-42

Переходим эту реку вброд: советские военные комплексы для форсирования рек

Колонна автотехники при форсировании Дуная по деревянному мосту ДМП-42. Весна 1945 года

В преддверии окончания войны Мордовщиковский завод изготовил 10 комплектов 100-тонного парка ТМП с крупными герметизированными цельнометаллическими понтонными блоками с водонепроницаемой палубой, средствами откачки воды и металлическими пролётными строениями. Штатный комплект транспортировали на 108 грузовиках разных типов или на 98 прицепах с гусеничными тягачами. В бортовых кузовах понтоны устанавливали наклонно так, что их носовая часть нависала над кабиной и выступала за передний габарит машины. Численность персонала такого парка достигала 1500 человек.

Переходим эту реку вброд: советские военные комплексы для форсирования рек

Эскиз фрагмента наплавного моста парка ТМП с герметичными понтонами

Переходим эту реку вброд: советские военные комплексы для форсирования рек

Носовой понтон тяжелого парка ТМП в кузове обычного грузовика ЗИС-5

После войны часть парков ТМП поступила на вооружение Народной армии ГДР. До середины 1950-х в качестве понтонных и вспомогательных машин там использовали серийные грузовики ЗИС-150.

Переходим эту реку вброд: советские военные комплексы для форсирования рек

Паром армии ГДР, собранный из понтонов парка ТМП с настилочными щитами. 1950-е гг.

На заглавной фотографии — Доработанный грузовик ЗИС-5 «литер А-1» понтонного парка Н2П-32 на учениях на реке Воронеж.

Переходим эту реку вброд: советские военные комплексы для форсирования рек
Источник

Картина дня

))}
Loading...
наверх