Забытый успех. Автобус ЛАЗ Украина – 67

ЛАЗ. Даже массовые автобусы, выпускавшиеся этим заводом практически стали историей, что уж говорить об изначально малоизвестных моделях этого, некогда одного из крупнейших автобусных заводов СССР. Об одной из таких машин эта публикация.

Это – «ЛАЗ Украина – 67», экспериментальный туристический автобус, созданный, как следует из его названия, в 1967 году. Первое что бросается в глаза – необычный дизайн автобуса. Он и сейчас выглядит смело, а в те годы вообще рвал шаблоны.

Работая над внешностью машины, дизайнеры пытались совместить две эпохи – уходящую в прошлое автобусную классику с панорамными окнами на боковых скатах крыши и новые веянья приближающихся 70-х.

Особенно выделялась корма, как бы изломанная посредине. Заднее стекло сделали с обратным наклоном, в полную противоположность лазовским традициям, над ним, выходя на крышу, возвышался спойлер, придававшей визуальной лёгкости и стремительности. Дополнял композицию моторный отсек, выполненный в противоположность верхней части.

Огромного (по тем временам) размера задние фонари были с раздельными секциями, располагавшимися друг над другом.

Передняя часть автобуса наклонная, с изломом в районе утопленных фар, напоминала «лицо» скоростного локомотива. Сходство с ним придавал и центральный прожектор, расположенный на крыше.

Двигатель располагался стандартно сзади, это был обычный 180- сильный карбюраторный V8 от ЗИЛ-130. Коробка передач механическая, а подвеску сделали пневматической, автобус отличался высоким по тем временам, уровнем комфорта и развивал скорость до 100 км/час.

Салон, рассчитанный на 37 мест, был оборудован гардеробом, расположенным в задней левой части автобуса, и умывальником. Кондиционера не было, но вентиляция в целом справлялась со своей задачей, поэтому на ходу летом в автобусе жарко не было.

В мае 1967 года «ЛАЗ Украина – 67» побывал во Франции, на международной автобусной выставке в Ницце. Машина достойно выглядела на фоне зарубежных конкурентов, выделяясь прежде всего дизайном, за который ЛАЗ получил серебряную медаль. Помимо этого был Кубок за техническую часть и Гран при и Кубок за мастерство вождения получил экипаж, и отдельный приз был от Президента Франции. Советский автобус был оценен по достоинству.

К сожалению, в серийное производство «ЛАЗ Украина – 67» не пошел, но проект по разработке туристического автобуса свернут не был, и еще через два года появился «ЛАЗ Украина-69».

По технической части этот модернизированный образец особо не отличался от предшественника. Удачное стилистическое решение задней части так же оставили, а вот переднюю сделали более современной, но это решение удачным не было, автобус потерял свой уникальный облик.

В салоне появились еще более удобные сиденья, а двери стали автоматическими.

Этот вариант так же побывал в Ницце, уже в 1969 году, но значимых наград ему уже завоевать не удалось. В памяти участников и членов жюри еще был свеж предшественник, да и новый «Пазик» поразил всех своим дизайном, на его фоне «ЛАЗ Украина-69» уже выглядел скучно.

Эти малоизвестные советские машины – очередное доказательство тому, что наши инженеры хотели и могли создавать технику, не уступавшую европейской, но увы, большая часть их труда легла многими папками с чертежами и документацией на пыльные полки архивов.

Источник

Проект «Река», или Как ВАЗ решили научить плавать вездеход

Советская, а затем отечественная автомобильная отрасль всегда тесно сотрудничала с оборонной промышленностью, поставляя ей машины самого разного типа. Вот только легендарный ВАЗ эта практика долгое время не касалась. И чтобы исправить положение, автомобильные умы Тольятти решили придумать такую машину, которая бы точно заинтересовала командование. Результатом этих изысканий и стал проект «Река», в рамках которого разрабатывался настоящий вездеход-амфибия.

Машина, которая по воде рассекает также лихо, как по земле. /Фото: livejournal.com

Машина, которая по воде рассекает также лихо, как по земле.

/Фото: livejournal.com

Когда Министерству обороны СССР потребовался легкий водоплавающий вездеход в 1971 году, эту непростую задачу было решено поручить сразу двум автогигантам - УАЗу и ВАЗу. Первый в конечном итоге разработал прототип УАЗ-3907 «Ягуар». А вот второй развернул масштабный проект под названием «Река», с индексом 2122.

Интересный факт: на гражданском предприятии эта разработка, как и большинство оборонных, велась под грифом «секретно», а в документах проходила как «транспорт для рыбаков и охотников». Кроме того, художник Юрий Денисов, разрабатывая внешний вид вездеход-амфибии, сделал ее максимально неотличимой от обычного автомобиля.

По виду и не скажешь, что амфибия. /Фото: rulit.me

По виду и не скажешь, что амфибия. /Фото: rulit.me

К 1976 году был собран первый опытный образец, который на самом деле абсолютно не был похож на плавающий вездеход. Своего собственного имени автомобиль не получил - ему был присвоен лишь индекс ВАЗ-2122. Машина была оснащена всем необходимым для безопасного и успешного преодоления водных преград.

Так, например, автомобиль имел гребные шины и герметичный корпус-лодку, а также насос для откачки воду за борт. А в левом переднем крыле расположилось сливное окошко, в днище тоже был люк-кингстон.

Машина легко избавлялась от попавшей в нее воды. /Фото: pikabu.ru

Машина легко избавлялась от попавшей в нее воды. /Фото: pikabu.ru

После удачных испытаний было решено разрабатывать амфибии второй, а затем и третьей серии. И, казалось, что необычный автомобиль вот-вот пополнит ряды автопарка советской армии. Однако на пути неожиданно встало сразу несколько препятствий. Так, стало понятно, что стандартный способ сборки автомобилей на ВАЗ не подходит для вездеход с индексом 2122. Дело в том, что конвейере мотор и трансмиссия устанавливаются снизу кузова, а, учитывая особенности конструкции машины, которая должна быть герметичной, это, по сути, не представлялось возможным.

Кроме того, тот же мотор при отсутствии должной циркуляции воздуха и необходимости «крутить» тяжелые гребные колеса сильно перегревался. Разработчики пытались исправить этот серьезный недостаток, однако в необходимой степени им это так и не удалось.

Машина оказалась полна серьезных проблем.  /Фото: topwar.ru

Машина оказалась полна серьезных проблем. /Фото: topwar.ru

Справедливости ради, стоит отметить, что третья серия ВАЗ-2122 все же претерпела серьезную модернизацию и даже могла выйти в производство. Однако этого так и не произошло. Причиной стало банальное отсутствие денег. Министерство обороны соглашались только выкупать готовые модели, без финансирования самого процесса сборки. Поэтому от проекта они отказались.

А вот на ВАЗ сдаваться не хотели. Было разраработано еще две серии вездеходов-амфибий, в том числе ориентированные на гражданский рынок. Однако, к сожалению, все эти попытки оказались бессмысленными: не только сама машина осталась не у дел, но и наработки по ней больше нигде не использовались, а подобные проекты так и не были реализованы.

Одна из последних моделей вехдехода-амфибии. /Фото: topast.ru

Одна из последних моделей вехдехода-амфибии. /Фото: topast.ru

Источник

Популярное в

))}
Loading...
наверх