Последние комментарии

  • Дмитрий Подшивалов16 июня, 21:45
    на кухне больше дел нет никаких ? на дистанции в 400 метров без оптики ты ГАРАНТИРОВАННО !!!  даже в танк не попадешь...Вот для чего красноармейцы привязывали к стволу артиллерийских орудий винтовку Мосина
  • sergo20216 июня, 20:59
    Вы отменный извращенец -сравнивать с Колхидой! А насчёт "ничего особенного, и уж никак не "Вау", то и звездобол. В 60...Грузовик будущего из 64-го! И по сей день вызывает - "Вау!"
  • Андрей Севастьянов16 июня, 17:56
    А чего это они переехали то?Как соседка проучила нашего соседа за его хамство

Техника, которая помогла ликвидировать страшную катастрофу Чернобыля

Техника, которая помогла ликвидировать страшную катастрофу

Огромная поливальная машина УМП-1 на шасси БелАЗ помогала в дезактивации стандартным поливалкам и пожаркам, моющим фасады домов, улицы, деревья

Какие автомобили на самом деле ездили в Чернобыле СССР, Чернобыль, история, ликвидация, факты

Где-то на Украине на постаменте стоит обыкновенный для 80-х годов поливочный ЗИЛ-130. Но он заслужил почетное место!

И здесь не столь важно, что таких машин теперь почти нет. Этот ЗИЛ, как и прочие — такие обыденные в советской жизни машины: «пожарки» и «поливалки», «уазики» и санитарные «рафики», самосвалы и бетоносмесители, как и люди: пожарные и солдаты, строители и водители — первыми весной 1986-го начали работы по ликвидации последствий страшной аварии на Чернобыльской атомной электростанции.

Люди и техника прибывали в городок Припять из разных концов огромной страны. Чернобыль стал полигоном для испытаний и проверки множества машин.

Скажем, импортных промышленных роботов, радиоуправляемых бульдозеров. Несколько специальных моделей автомобилей сделали и советские автозаводы.

 

КАПСУЛА ЖИЗНИ

Старые любительские фото сохранили для нас изображения КамАЗов и военных БТРов с самодельными, наскоро прикрепленными к кабинам тонкими листами свинца. Специалистам было понятно: такой «защиты» от радиации недостаточно.

Так выглядела импровизированная защита обычных автомобилей от радиации

Какие автомобили на самом деле ездили в Чернобыле СССР, Чернобыль, история, ликвидация, факты

Главная опасность подстерегала, конечно, тех, кто вывозил радиоактивный мусор от разрушенного взрывом 4-го энергоблока АЭС. Заказ на создание специальных самосвалов на базе КрАЗ-256 пришел в Кременчуг 22 июня 1986 г. Предстояло сделать свинцовую капсулу для водителя и накрыть ее штатной кабиной для... маскировки! Смешно и грустно получилось. Помнится, радиостанция «Немецкая волна» сообщила об аварии уже 26 апреля.

Макетный образец защитной капсулы для водителя в стандартной кабине самосвала КрАЗ-256Б1

Какие автомобили на самом деле ездили в Чернобыле СССР, Чернобыль, история, ликвидация, факты

Тем не менее, конструкторы во главе с Виктором Холявко построили «маскировочный» макетный образец кабины. Такая конструкция оказалась нежизнеспособной. Хотя бы потому, что к кабине все равно надо было пристроить громоздкий агрегат фильтрации воздуха. Так родился вариант с одноместной кабиной.

Капсула для водителя представляла собой сэндвич из 3-миллиметровых стальных листов, между которыми проложили свинец. На полу его толщина достигала 30 мм, сбоку — 25 мм, на крыше — 12 мм. Внутри кабину обшили 8-миллиметровым пластиком. Для выполнения необычного заказа на Украину срочно отправили 60 тонн свинца из Казахстана.

Ранний защищенный КрАЗ-256Б1-030 без бокового стекла и с дополнительными зеркалами перед ветровым

Какие автомобили на самом деле ездили в Чернобыле СССР, Чернобыль, история, ликвидация, факты

Стекла кабины имели толщину 75 мм. К ветровому прикрепили штатное стекло со стеклоочистителем. Поначалу толстых стекол не хватало, поэтому первые восемь машин оснастили только передними, бокового не было. А для улучшения обзорности поставили два дополнительных зеркала.

Перед ветровым стеклом толщиной 75 мм закрепили штатное со стеклоочистителем

Какие автомобили на самом деле ездили в Чернобыле СССР, Чернобыль, история, ликвидация, факты

Вся эта конструкция весила около 3 тонн! Пришлось дорабатывать ходовую часть автомобиля. У КрАЗа-256Б1-030, в частности, усилили левый лонжерон рамы и левую рессору. Левую шину предписывали качать до 7,5 кгс/см, правую — до 6,5. Насос гидроусилителя руля отрегулировали на большее давление, чтобы водителю было полегче управлять такой махиной. В раздаточной коробке зафиксировали пониженную передачу, из кабины убрали рычаг управления раздаткой. Не было в машине и отопителя. Зато появилась мощная установка для фильтрации воздуха. А чтобы обеспечить ее работу даже при выключенном двигателе, в КрАЗ поставили четыре аккумулятора.

КрАЗ-256Б1-030 с боковым стеклом кабины за работой

Какие автомобили на самом деле ездили в Чернобыле СССР, Чернобыль, история, ликвидация, факты

Первый самосвал после коротких испытаний в окрестностях Кременчуга 10 июля отправили в Чернобыль. За неделю собрали еще семь машин, а последние из восемнадцати защищенных автомобилей отгрузили уже 27 июля 1986-го. Свою задачу кременчугские «капсулы» выполнили.

«ТАДЖИКИСТАН — 3205»

Еще одна страница истории «чернобыльских» автомобилей — автобусы, на которых возили людей в зоне заражения.

Большой ЛАЗ-692 сделали из ЛАЗ-695Н. Защита его была, конечно, ниже, чем у самосвала, ведь автобусы не работали в зараженной зоне часами. Большинство окон заделали свинцом, наглухо закрыли люки в крыше, огородили заднюю площадку машины возле двигателя. Конечно же, поставили мощное устройство фильтрации воздуха.

ЛАЗ-692 с радиационной защитой, построенный на базе ЛАЗ-695Н

Какие автомобили на самом деле ездили в Чернобыле СССР, Чернобыль, история, ликвидация, факты

Автобусы поменьше имели не очень известную даже в СССР марку «Таджикистан». Их делал завод, расположенный в городе Чкаловске, известном некоторым как Ленинабад-40. Это предприятие, сформированное некогда из авторемонтного завода при горнообогатительном комбинате, подчинялось Минатому. Вероятно, поэтому ему и поручили выполнить необычный заказ.

«Таджикистан-3205», базировавшийся на узлах ЗИЛ-130, доработали примерно также, как ЛАЗ. Сведений о количестве собранных в Чкаловске защищенных автобусов нет.

«Таджикистан-3205», созданный Чкаловским заводом в Таджикистане

Какие автомобили на самом деле ездили в Чернобыле СССР, Чернобыль, история, ликвидация, факты

Ни одна из упомянутых здесь машин не сохранилась — свои дни они закончили в могильниках. Как, впрочем, и целая армия гражданских автомобилей — тех самых обычных «пожарок», поливалок, автобусов, а также военной и прочей техники, включая вертолеты. Всего этого железа еще немало в районе, где три десятилетия назад произошла страшная авария.

Могильники зараженной техники в зоне отчуждения

Какие автомобили на самом деле ездили в Чернобыле СССР, Чернобыль, история, ликвидация, факты

Источник

Популярное

))}
Loading...
наверх